"Закрепление правописания окончаний существительных второго склонения"

Автор: Бурашникова Ирина Григорьевна
Должность: учитель-олигофренопедагог
Учебное заведение: ГКОУ СкОШ №20
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Закрепление правописания окончаний существительных второго склонения"
Дата публикации: 10.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект зачетного урока по русскому языку

На тему «Закрепление правописания окончании существительных

второго склонения»

5 класс

Цель урока:
закрепление знаний о правописании окончаний второго склонения имен существительных.
Задачи урока:

1.

Обучающая:
закрепить ранее полученные знания о правописании окончаний второго склонения имен существительных
2.

Коррекционная:
коррекция мышления на основе упражнений в анализе, развитие внимания, памяти, мелкой моторики. 3.
Воспитательная:
Воспитывать у учеников такие качества, как трудолюбие, прилежание, аккуратность, любовь к родному, русскому языку.
Оборудование:
Табличка со вторым склонением имён существительных
Тип урока:
повторение
Ход урока

1 Организация начала урока

Учитель:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть. Давайте сядем красиво, выпрямим спинки. Открываем тетрадочки, записываем число, классная работа.
Учитель:
Начнем наш с вами урок, как обычно, со звукобуквенного анализа слова. Это слово спряталось в загадке, давайте отгадаем его : Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку
Ученики:
Заяц
Учитель:
Я запишу это слово на доске, а вы в тетради, поставьте ударение. Где в этом слове мы можем допустить ошибку? Паша, идем к доске, пожалуйста, сделай звукобуквенный анализ этого слова.
Ученик:
Заяц – 4б., 4 з., 2 гл., 2 согл., 2 зв., 2 слог, ЗА - ЯЦ
Учитель:
Молодец. Спасибо, садись.
2. Сообщение темы и целей урока:

Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим с вами повторение ранее изученного материала, а именно вспомним, какие существительные относятся ко второму склонению.
Ученики:
Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа оканчиваются на
согласный
, на
ь
и на
й
, а также имена существительные среднего рода, которые имеют, окончания
–о, -е
. (Сто
л
, кон
ь
, кра
й
; окн
о
, мор
е
)
Учитель:
Спасибо, молодцы. Сегодня на уроке мы будем много писать, поэтому для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:


ГРОЗА

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

3.

Работа по теме урока.

Учитель:
Сейчас мы с вами запишем одно предложение.
Зимой заяц

питается корой деревьев
. Вова выйдет к доске и сделает грамматический разбор этого предложения.
Ученик:
Простое, повествовательное, распространенное Кто? – Заяц, подчеркиваем одной чертой, часть речи – существительное. Что делает? – питается, подчеркиваем двумя чертами, глагол. Питается чем? – корой деревьев, дополнение, подчеркиваем волнистой линией, существительное. Когда питается? – зимой, дополнение, подчеркиваем волнистой линией.
Учитель:
Спасибо, Вова, молодец
Учитель:
Теперь мы с вами просклоняем слова, которые вы сейчас отгадаете. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы?
Ученики:
Заяц.

Учитель:
Правильно. А теперь Сережа выйдет к доске и просклоняет нам это слово по падежам.
Ученик:
И. п. Заяц Р. п. Зайца Д. п. Зайцу В. п. Зайца Т. п. Зайцем П. п. О зайце
Учитель:
Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех...
Ученики:
Волк. И. п. Волк Р. п. Волка Д. п. Волку В. п. Волка Т. п. Волком П. п. О волке
Учитель:
Молодцы, ребята. А сейчас мы немножко отдохнем.
Физминутка.
Бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, два - изящно покружилась, Три – качнулась И к цветочкам полетела. Наши тонкие цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Засыпают, головой качают .
Учитель:
Молодцы, а теперь продолжим работу – давайте запишем предложения.
Свежим сеном пахнет утро.
Таня найди в этом предложении существительные второго склонения. Ученик: Сеном – 2ск, Т.п., утром – 2 ск., И.п.
Учитель:
Правильно. Следующее предложение:
По траве высокой кони на

просторе бродят.

Ученик:
Кони – мн.ч. 2 ск., И.п.

Учитель:
Правильно, молодец, мы продолжаем работу дальше. Сейчас откроим учебники и выполним упражнение 477 на страничке 175. Прочитайте задание к упражнению.
Учитель:
Прочитали. Теперь приступим к выполнению упражнения.
4. Подведение итогов

Учитель:
Итак, сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили, что такое второе склонение имен существительных, как склоняются существительные и т.д. Откройте дневнечки и запишите домашнее задание упражнение 478 на страничке 175 (разбираем). Вы сегодня очень хорошо поработали. Все молодцы, все старались и Таня, и Паша, и Вова, и Сережа, и Владик. Все сегодня получают пятерки.