"Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность"

Автор: Петрова Елена Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ села Новое Ганькино
Населённый пункт: с. Новое Ганькино Исаклинского района Самарской области
Наименование материала: паспорт и технологическая карта урока
Тема: "Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Паспорт урока биологии

Учитель
Петрова Елена Николаевна
Место проведения
ГБОУ СОШ села Новое Ганькино
Уровень
Школьный, МО учителей естественно-научного цикла
Дата проведения

урока
25.12.2013 года
Тема урока
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
Цель урока:
Развитие критического мышления, формирование ценностного отношения к естественнонаучным знаниям пятиклассников через осмысление особенностей строения, процессов жизнедеятельно - сти и многообразия бактерий
Планируемые об-

разовательные ре-

зультаты

-
раскрывает сущность понятий «бактерия», «синезеленые или ци - анобактерии», «сапротрофы», «паразиты», «спора» (ПР); - описывает особенности строения бактериальной клетки (ПР); - различает формы бактериальных клеток и называет их (ПР); - объясняет причины широкого распространения бактерий (ПР); - характеризует процессы питания, размножения бактерий и спо - рообразования у бактерий (ПР); - сравнивает способы питания сапротрофных бактерий и бакте - рий – паразитов (ПР); - объясняет значение спорообразования в жизни бактерий (ПР); - выделяет существенные признаки изучаемых объектов (МР); - выполняет учебное задание в сотрудничестве одноклассниками (МР); -формулирует тему урока (МР); - планирует предстоящую деятельность (МР); -формулирует цель предстоящей деятельности (МР); проявляет доброжелательность в общении с одноклассниками (МР); -высказывает собственное мнение, формулирует свою позицию (ЛР) - проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР) - владеет способами сотрудничества (ЛР) - проявляет активность в учебно - познавательной деятельности
(ЛР);
Программные тре-

бования
Личностные Метапредметные Предметные Ученик научится: - проявлять интерес к изучае- мой теме; -проявлять актив- ность в учебно - познавательной деятельности; -высказывать соб- ственное мнение, формулировать свою позицию; - владеть спосо- бами сотрудниче- ства Ученик научится: - контро- лировать и осу- ществляет оцен- ку собственной деятельности; -выделять суще- ственные призна- ки объектов и яв- лений; -формулировать цель; -выполнять зада- ния во взаимо- действии с од- ноклассниками; -отстаивать свою позицию, уважая мнения других; - применять кла- стеры Ученик научится: - описывать особенности строения бактериальной клетки; - различать формы бакте- риальных клеток и назы- вать их; - объяснять причины ши- рокого распространения бактерий; - характеризовать процес- сы питания, размножения и спорообразования у бак- терий; - сравнивать способы пи- тания сапротрофных бак- терий и бактерий – пара- зитов; - объяснять значение спо- рообразования в жизни бактерий; Ученик получит возмож- ность научиться: - определять существен- ные признаки объекта; - воспринимать и критиче- ски оценивать информа- цию биологического со- держания в научно - попу- лярной литературе.
Мировоззренче-
Они малы и невидимы, они как призраки, но они реально суще -

ская идея
ствуют. Вокруг нас много форм жизни , которые будто с другого мира, и мы их просто не замечаем.
Программное со

-

держание
Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение.
План изучения но -

вого материала
1.Строение и распространение бактерий. 2. Форма бактерий. 3. Питание и размножение бактерий. 4 Споры бактерий.
Основные поня

-

тия
Бактерия, синезеленые или цианобактерии, сапротрофы, парази - ты, спора
Тип урока
Изучение нового материала
Форма урока
Практическая работа.
Технология
Развитие критического мышления
Мизансцена урока
Традиционная
Оборудование уро -

ка
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, презента - ция, шаблоны кластера, влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньковыми бактериям», ЭОР
Домашнее задание
Д/З: базовый уровень: уметь рассказывать о бактериях; Перечис - лять существенные признаки(заполнить таблицу); выучить новые термины и перенести их в словарь. повышенный уровень : составить иллюстрированный альбом «многообразие бактерий» и представить на бумажном или элек - тронном носителе
Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-

ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологи- ческий настрой на урок
II. Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.

1.Вводное слово.

Эти загадочные существа появились и распространились на Земле раньше других. Они заняли все среды обитания. Встречаются в воздухе, в почве, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. Они бывают полезные и вредные. Без них не попробуешь вкусного творога и сметаны. О чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока. -Что мы знаем об этих организмах? 2
. Выполнение практической работы:

составление кластера
. Работа графической заготовки кластера (одну на парту) Приложение 1. Демонстрация слайда №1
Главный вопрос урока:

Что мы знаем и чего не знаем о бактери-

ях?
(Выявление области незнания, затрудне- ния. формулировка толстых и тонких во- просов).
Задание:
составьте вопросы и запишите их в таблицу
Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы
Какие клетки мы относим к бактериям Почему именно они первыми появились на Фронтально Запись темы урока в тетрадь. Самостоятельная работа в парах. Заполняют кластер. Приложение 1. Запись в тетрадь самостоятельно. - проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР) -формулирует тему урока (МР); -формулирует цель предстоящей деятельности (МР); -проявляет доброжелательность
Земле? Какое строение имеет бактериальная клетка? Чем отличается бактериальная клетка от растительной? Где их можно обнаружить? Почему бактерии так широко распространились? Какие бактерии бывают по форме, по окраске, по условию жизни, по типу питания, размножения? Какие особенности бактерий позволяют им быть сверхпаразитами? Какие условия необходимы ля их жизнедеятельности? Почему в разных условиях бактерия ведет себя по- разному?
Проверка
3-4 ученика за - читывают свои во - просы вслух классу в общении с одноклассниками (МР); -высказывает собственное мнение, формулирует свою позицию (ЛР) - планирует предстоящую деятельность (МР); - владеет способами сотрудничества (ЛР)
III. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Практическая работа.
Чтение текста с маркировкой. «Строение и жизнедеятельность бактерий». Приложение №2 Приём «ИНСЕРТ» «v» – уже знал «-» - думал иначе «+» - новое «?» - не понял, есть Работа в парах, самостоятельное чтение текста Раздаточный материал
-
раскрывает сущ- ность понятий «бак - терия», «синезеле - ные или цианобакте - рии», «сапротрофы», «паразиты», «спора» (ПР); - описывает особен - ности строения бак -
вопросы (Приложение № 2) Контрольная беседа: - Что мы уже знали о строении и жизнеде- ятельности бактериальной клетки? - В чём наши знания и информация в тек- сте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем отве- тить? - Какие наши знания оказались ошибочны- ми? - Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации? (приложение 2) Отметка по ходу чтения карандашом Фронтально териальной клетки (ПР); - различает формы бактериальных кле - ток и называет их (ПР); - объясняет причины широкого распро - странения бактерий (ПР); - характеризует про - цессы питания, раз - множения бактерий и спорообразования у бактерий (ПР); - сравнивает способы питания сапротроф - ных бактерий и бак - терий – паразитов (ПР); - объясняет значение спорообразования в жизни бактерий (ПР); - выделяет суще - ственные признаки изучаемых объектов (МР); - выполняет учебное задание в сотрудни - честве одноклассни - ком (МР); проявляет актив -
ность в учебно - по - знавательной дея - тельности (ЛР);
IV. Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

Практическая работа:
заполнение кла- стера: слайды 3-9
Обобщающая беседа:
-Какое строение имеют бактерии? -В чём их отличие от других живых организмов? -Какие типы питания у бактерий? -Почему нужно знать форму бактерий? -Каковы особенности размножения бактерий? 2. Составление синквейнов. Слайд 10 Бактерия Микроскопическая, одноклеточная Питается, делится, паразитирует Основа жизни на Земле Микроб Проверка Самостоятельно Фронтально Письменно в тетра - дях По желанию зачи - тывают свои син - квейны -определяет биоло - гическую ценность микроскопических клеток (МР) -высказывает соб - ственное мнение, формулирует свою позицию (ЛР)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


Беседа: - О чём заставил задуматься урок? - Что было особенно интересно на уроке? -Продолжите предложение: «Теперь я знаю…. Содержательная оценка учащихся, выстав - ление отметок. Записывают д/з Д/З: базовый уро - вень: уметь расска -
зывать о бактериях; Перечислять суще - ственные признаки(заполнить таблицу); выучить новые термины и перенести их в сло - варь. повышенный уро - вень: составить ил - люстрированный альбом «многооб - разие бактерий» и представить на бу - мажном или элек - тронном носителе.