"Здоровый образ жизни"

Автор: Бортник Дмитрий Александрович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: п. Саук - Дере, Крымский район, Краснодарский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Здоровый образ жизни"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Современные подходы к

Современные подходы к

формированию культуры

формированию культуры

здоровья школьников в

здоровья школьников в

совместной деятельности школы

совместной деятельности школы

и семьи. Мониторинг здоровья.

и семьи. Мониторинг здоровья.





Выполнили: Александрова Н.В., врач

Гуляева Г.Г., учитель физкультуры

МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением

отдельных предметов» Энгельсского

муниципального района Саратовской области


Президент Р.Ф. Д.А.Медведев в Послании

Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.)

среди 5 основных направлений модернизации

и развития системы общего образования

страны назвал решение всего спектра

вопросов, касающихся здоровья школьников

.


Хорошее здоровье, ощущение

Хорошее здоровье, ощущение

полноты, неистощимости

полноты, неистощимости

физических сил – важнейший

физических сил – важнейший

источник жизнерадостного

источник жизнерадостного

мировосприятия, оптимизма,

мировосприятия, оптимизма,

готовности преодолеть

готовности преодолеть

любые трудности

любые трудности





В.А.Сухомлинский

В.А.Сухомлинский

Ухудшение здоровья детей Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России школьного возраста в России стало не только медицинской стало не только медицинской проблемой, но и серьезной проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. педагогической проблемой.

Согласно данным Министерства



образования России

85%

85%

- число детей среди новорожденных с

недостатком развития и неблагополучным состоянием

здоровья

Свыше 60%

Свыше 60%

детей, поступающих в первый класс,

относятся к категории риска школьной, соматической и

психофизической дезадаптации.

94,5%

94,5% (из 6 миллионов школьников в возрасте 15 -

17 лет, прошедших профилактические осмотры) имеют

различные заболевания, из них

30% имеют наличие болезней, ограничивающих

выбор профессии.

30 - 36%

30 - 36% из числа 15-летних мальчиков отстают по

психофизиологическим показателям от своего

паспортного возраста на 1-2 года составляет.

Почти треть юношей

не годна к службе в

Вооруженных Силах по медицинским показателям


Согласно данным Министерства



образования России

За 11 лет обучения в школе возрастает

За 11 лет обучения в школе возрастает

заболеваемость:

заболеваемость:
 органов зрения и костно-мышечной органов зрения и костно-мышечной системы системы в 4-5 раз в 4-5 раз ; ;  нервно-психических расстройств нервно-психических расстройств в 2 в 2 раза раза ; ;  органов пищеварения органов пищеварения в 3 раза в 3 раза ; ;  эндокринной системы эндокринной системы в 5 раз. в 5 раз.

Согласно данным Министерства



образования России

Образ жизни современного школьника

Образ жизни современного школьника

отличается от стиля жизни 80-90-х годов:

отличается от стиля жизни 80-90-х годов:
 Большая часть времени в сидячем Большая часть времени в сидячем положении: за партами, за компьютерами; положении: за партами, за компьютерами;  Малоподвижный образ жизни; Малоподвижный образ жизни;  Неправильное питание (разнообразие Неправильное питание (разнообразие фаст-фудов) фаст-фудов)

Сотрудничество школы с

Центром «Здоровье»

ЦЕЛЬ:

ЦЕЛЬ:

сохранение здоровья детей и

сохранение здоровья детей и

формирование у них здорового образа

формирование у них здорового образа

жизни

жизни

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:
 Формирование у детей ответственного Формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью; отношения к своему здоровью;  Мотивирование их к отказу от вредных Мотивирование их к отказу от вредных привычек; привычек;  Консультирование по сохранению и Консультирование по сохранению и укреплению здоровья укреплению здоровья

Сотрудничество школы с

Центром «Здоровье»

Обследование проводится на

Обследование проводится на

оборудовании:

оборудовании:

1.Аппаратно-программный комплекс

для скрининг-оценки уровня

психофизиологического и соматического

здоровья, функциональных и

адаптированных резервов организма;

2.Кардиовизор – для оценки

функционального состояния сердца;

3.Спирометр – для комплексной

оценки функции дыхательной системы;


Сотрудничество школы с

Центром «Здоровье»

Обследование проводится на

Обследование проводится на

оборудовании:

оборудовании:
4. Пульсоксиметр – для контроля насыщения 4. Пульсоксиметр – для контроля насыщения кислородом крови; кислородом крови; 5. Аппарат для определения уровня 5. Аппарат для определения уровня холестерина и глюкозы в крови; холестерина и глюкозы в крови; 6. Оборудование для кабинета приема 6. Оборудование для кабинета приема стоматолога гигиенического. стоматолога гигиенического.

Сотрудничество школы с

Центром «Здоровье»

Обследовано 612 детей-школьников

Обследовано 612 детей-школьников
Из всех обследованных: Из всех обследованных:  Совершенно здоровы - 49 детей (8%) Совершенно здоровы - 49 детей (8%)  Остальные 563 школьника (92%) имеют те Остальные 563 школьника (92%) имеют те или иные функциональные отклонения или иные функциональные отклонения

Сотрудничество школы с Центром

«Здоровье»
На 1 месте На 1 месте функциональные изменения, функциональные изменения, выявленные на кардиовизоре выявленные на кардиовизоре На 2 месте На 2 месте факторы риска по развитию факторы риска по развитию заболеваний обмена веществ заболеваний обмена веществ Каждый четвертый Каждый четвертый направлен к стоматологу направлен к стоматологу 13 детей 13 детей на момент обследования имели на момент обследования имели высокий уровень глюкозы в крови высокий уровень глюкозы в крови 48 детей 48 детей направлены на консультацию к направлены на консультацию к психологу психологу

Сотрудничество школы с

Центром «Здоровье»
Таким образом, основные нарушения Таким образом, основные нарушения здоровья у детей и подростков: здоровья у детей и подростков:  Избыточный вес; Избыточный вес;  Гиподинамия; Гиподинамия;  Повышение артериального давления; Повышение артериального давления; повышение уровня глюкозы в крови; повышение уровня глюкозы в крови;  Нарушение обменных процессов в мышце Нарушение обменных процессов в мышце сердца сердца

Здоровье детей –

Здоровье детей –

одна из острых

одна из острых

проблем современной жизни

проблем современной жизни

.

.
Требуются усилия: ►
врачей;

психологов;

валеологов;

медицинских

работников ОУ;

педагогов и

других

специалистов;

родителей.






Под влиянием всего уклада

Под влиянием всего уклада

семейной жизни формируются

семейной жизни формируются

нравственная и общественная

нравственная и общественная

направленность личности

направленность личности

растущего человека, его

растущего человека, его

ценностные ориентации и

ценностные ориентации и

психологические установки.

психологические установки.

Где нет здоровых традиций, там не

может быть духовного здоровья, а

значит, и физического тоже.


Физическое воспитание – одно из

Физическое воспитание – одно из

основных направлений совместной

основных направлений совместной

работы школы и семьи по

работы школы и семьи по

формированию ЗОЖ

формированию ЗОЖ

Факторы здорового образа жизни:

Факторы здорового образа жизни:

личная гигиена;

личная гигиена;

рациональное питание;

рациональное питание;

оптимальное сочетание работы и отдыха или

оптимальное сочетание работы и отдыха или

режим дня;

режим дня;

двигательная активность;

двигательная активность;

отказ от вредных привычек.

отказ от вредных привычек.


Физическое воспитание –

Физическое воспитание –

целенаправленная работа по укреплению

здоровья учащихся, развитию двигательных

умений и навыков и физических качеств

личности (ловкости, быстроты,

выносливости).


В процессе физического

В процессе физического

воспитания должны решаться

воспитания должны решаться

следующие задачи:

следующие задачи:

1) содействие укреплению здоровья и

физического развития учащихся;

2)формирование и совершенствование

двигательных умений и навыков;

3) содействие развитию двигательных

качеств;

4) воспитание морально- волевых качеств;

5) формирование гигиенических знаний,

умений, навыков;

6) пропаганда здорового образа жизни

(ЗОЖ).


Работа с родителями

Работа с родителями

Родительские собрания, диспуты, круглые столы по вопросу

физического воспитания, выполнение различных тестов и психолого-

педагогических методик, например, «Жизнь ребенка и его успехи в

школе», «Один день жизни подростка», «Оценка качества жизни»,

практические занятия, (комплексы коррекции осанки, снятия

напряжения, гимнастику для глаз и т.п.), «Домашний стадион»

Применение

Применение таких форм взаимодействия с родителями способствует

формированию умения всесторонне анализировать факты и явления,

опираясь на накопленный опыт, стимулирует у родителей

педагогическое мышление.

Вовлекать родителей в активный творческий процесс по выработке

единых подходов семьи и школы в воспитании здорового образа жизни

подростков. Проводить совместные мероприятия.

Воспитание в семье, тогда как роль педагога состоит в том, чтобы

помочь родителям найти тот путь в воспитании своих детей, который не

ущемлял бы достоинства каждого члена семьи.

Понимая, что для сохранения и укрепления здоровья детей есть

достаточно много путей, но при этом только системное и комплексное их

использование в школе и семье может гарантировать сохранение

здоровья подростков в последующие годы.


Сотрудничество школы и семьи будет протекать успешно и

Сотрудничество школы и семьи будет протекать успешно и

способствовать приобщению подростков к здоровому образу

способствовать приобщению подростков к здоровому образу

жизни при соблюдении следующих условий: формирование

жизни при соблюдении следующих условий: формирование

отношения у школьников к здоровому образу жизни как

отношения у школьников к здоровому образу жизни как

ценности усилиями школы и родителей; организации

ценности усилиями школы и родителей; организации

сотрудничества семьи и школы на основе деятельностного

сотрудничества семьи и школы на основе деятельностного

подхода; учет учителем особенностей семьи и семейного

подхода; учет учителем особенностей семьи и семейного

воспитания при организации сотрудничества семьи и школы.

воспитания при организации сотрудничества семьи и школы.


Организация целенаправленного

Организация целенаправленного

сотрудничества семьи и школы в

сотрудничества семьи и школы в

приобщении подростков к здоровому

приобщении подростков к здоровому

образу жизни является необходимым

образу жизни является необходимым

условием сохранения и

условием сохранения и

приумножения здоровья детей.

приумножения здоровья детей.