"Здоровье - это ничто, но без него мы никто"

Автор: Савинкина Елена Михайловна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МКОУ "Арчединская СОШ"
Населённый пункт: Станица Арчединская, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровье - это ничто, но без него мы никто"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Здоровье - это ничто ,

но без него мы никто.
Сократ. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский Здоровье – что это такое? Существует не один десяток определений здоровья, но самым правильным, наверное, будет следующее: «Здоровье – это бесценный дар, который мы не ценим, когда оно у нас есть, и начинаем понимать это, когда его нет». Здоровье нужно всем. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья
учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое- нибудь недомогание или заболевание”. Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены. В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины. (По данным исследований Всемирной организации здравоохранения) Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие: 1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей. 3. Индивидуально- дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения. В правительстве, на слушаниях в Государственной Думе уже прозвучали признания в том, что нынешнее состояние здоровья детей представляет реальную угрозу для безопасности страны. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В нашей школе забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе. Я, как учитель, на своих уроках претворяю в жизнь эти технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. Что же это такое – здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось. А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят еще и такие задачи:  помочь ученику сохранить свое здоровье;  через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;  вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды: I вид: Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Почему нужно чистить зубы и мыть руки», «Витамины», «Здоровье человека – его важнейшее богатство», «Режим дня», «Осанка», «Наше питание», «Закаливание воздухом, солнцем и водой»,и другие. II вид: Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:  это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;  это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала. III вид: Это может быть стандартный , типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:  полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету;  устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;  предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;  максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;  это урок на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности. К такому уроку разработаны требования:  гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;  количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);  не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);  плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
 наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);  оздоровительные моменты на уроке. В мой арсенал педагога, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:  создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах;  разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения;  формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;  гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;  использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;  разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, планом, словарём;  при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;  использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 ученика);  подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками;  рефлексия;  во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;  для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;  для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;  для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;  для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;  физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока на снятие:  мышечного утомления с плечевого пояса;  мышц спины, кистей рук;  зрительного утомления;  минуты релаксации;  массаж активных точек;  чередование поз;  дыхательная гимнастика.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. Вспомним заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.

Тема мероприятия:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, «Контур человека» с изображением внутренних органов чувств (2экз.), карточки-помощницы, конверты с пословицами, плакат с надписью «Будьте всегда здоровы!». Цели: обобщить знания о здоровом образе жизни, работать над грамотной речью учащихся, продолжать учить детей работать в группах, связать урок с другими предметами.
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащегося 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. - Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Мы проведём КВН и девизом нашего урока и всех последующих уроков будет: Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья , то и буду выбирать. Чтение хором
2.Представление команд -Первый конкурс - домашнее задание. «Силачи» Мы почти уже спортсмены. Каждый день свой непременно Начинаем с физзарядки, Не играем с дрёмой в прятки. Подарки для жюри: «Силачи» мыло: если проиграем, судью на мыло отправим. «Крепыши» Крепыши все знают, братцы, Как полезно закалятся. Кончим кашлять и чихать, Станем душ мы принимать. Подарки для жюри: «Крепыши» щётку: судить - судите, да на щётку смотрите.
3. Разминка. -Я командам по очереди загадываются загадки. Вы должны угадать о каких органах или частях тела идёт речь? Если никто из команды не может дать правильный ответ, то очередь переходит к следующей команде. Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят. (глаза) Всегда он в работе, когда говорим. А отдыхает, когда мы молчим. ( язык) Между двух светил Я в середине один. ( нос) Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. ( язык, глаза, уши) Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб- всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю. ( губы, зубы) Двое идут, Двое несут, Третий говорит. ( ноги, руки, рот)
4. «Всезнайка».
-Мы с вами, ребята, отправляемся в небольшое путешествие по нашему организму. У вас будет карта, которая вам поможет быстрее вернуться из этого путешествия. Ответы игроков.
По этой карте-маршруту вы должны будете обойти все станции – органы, дать им названия, подписать. Как только вы справитесь с заданием – завершите путешествие.. Поспешите, но старайтесь ничего не пропустить и не ошибиться. Победит тот, кто сделает всё быстро и правильно.
(Командам выдаются рисунки- контур

человека с внутренними органами и

органами чувств, которые обозначены

стрелками. Нужно подписать их названия.)

5. Конкурс капитанов.
-Кто самый смелый и самый сообразительный в ваших командах? Кто отвечает за всех вас? Конечно капитаны. Пришло время им сразиться.
(Ведущий по очереди задает им вопросы. Если

один капитан не справляется, то вопрос

переходит к другому.)

«Силачи»
- В какое время дня нужно делать зарядку? -Сколько раз в день и когда надо мыть руки? - Какие вредные вещества содержаться в табачном дыме? -Почему собака так жадно весной ищет зелёную траву? -Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс? -Когда человек дышит, какой газ попадает к нему в организм, а какой – выходит?
«Крепыши»
- Отчего портится осанка человека? Дети работают в командах.
Капитаны выходят.
Отвечает капитан.
-В какое время дня и сколько по времени можно загорать на солнце? -Для чего человеку нужен язык? - Как правильно читать, чтобы сохранить зрение? -Закончи : «Наши верные друзья- солнце, воздух и …" - Каких «невидимок» мы удаляем с кожи, когда моемся? Ребята, вы молодцы. Справиться с этим задание вам помогло знание правил здорового образа жизни.
6. Собери пословицу.
- У вас на столе конверт. В конвертах спрятались пословицы. Найди эти пословицы. Отвечает капитан. Различные версии. 1команда:
«Кто аккуратен, тот людям

приятен!»

«Чистота – лучшая красота!»

7.Подведение итогов. - Наш КВН подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, я хочу предложить вам игру, которая называется «Письмо». Возьмите листы бумаги и напишите коротенькое письмо с пожеланиями для своих друзей. Пожелайте друг другу здоровья, подберите для этого тёплые, добрые слова. Написать письмо вам поможет карточка- помощница. 8.Жюри подводит итоги.
«Будь аккуратен, забудь про

лень, чисти зубы каждый

день!».

2 команда:

«Чистая вода - для хворобы

беда!»

«Чаще мойся - воды не бойся!»

«Будь аккуратен, забудь про

лень, чисти зубы каждый

день!».

9. 10. Итог. На доске вывешивается лист. Вверху надпись «Будьте всегда здоровы!» -Я предлагаю вам красиво наклеить ваши письма на лист. Получится настоящая стенная газета, которую мы повесим в коридоре рядом с классом. Пусть все читают наши пожелания и заботятся о своем здоровье, как и мы. Урок окончен. Урок по ознакомлению с окружающим миром 2 класс (по программе Плешакова А.А.) Тема: Забота о глазах. Главные помощники человека. Цели урока: продолжать знакомить детей с внешними и внутренними органами человека воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения ребят Задачи урока: приобщение к здоровому образу жизни развитие физической культуры детей, положительных привычек выработка навыков гигиены зрения расширение активного словарного запаса и кругозора детей выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения Оборудование: (см. приложение 1,2) Анкета «Быть здоровым», индивидуальная распечатка «Гимнастика для глаз», плакат по ООМ «Пять органов чувств человека», плакат «Строение глаза», карточка - словоформула
«Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу!», изображения орла и совы, загадки о глазах, зеркало, словарная работа на доске. Ход урока: Повторение пройденного О чем важном мы говорили на прошедшем уроке? (о режиме дня школьника) Что вам особенно запомнилось? О чем надо помнить всегда? Проверка домашнего задания · (по рабочей тетради на печатной основе) · Кому сложно было отвечать на вопросы? Какую помощь вам оказали родители? (собрать анкеты «Быть здоровым для меня означает..» для дальнейшей обработки и обсуждения в классе») Работа по новой теме - Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса). Какие внешние органы человека за это отвечают? - Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми. Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу. - А о чём мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадку: Два братца через дорогу живут, друг друга не видят? (глаза) Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле. (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы). А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой? Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие). Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены? (Показ плаката «Строение глаза») - Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка –«роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи
света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Проведение опыта с зеркалом Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены. - Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы) - Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы?(рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза. Физминутка На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз. Выполняем стоя у парты комплекс упражнений для глаз.(см. приложение ) В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика? Закрепление Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак, · читать лёжа , в сумерках · смотреть на яркий свет · оберегать глаза от ударов · смотреть близко телевизор · промывать по утрам глаза · тереть глаза грязными руками · читать сидя · есть полезную пищу, витамины · обращаться к врачу-окулисту · выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома · соблюдать режим дня От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения? Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению: *умываться по утрам * смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день *сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера *не читать лежа, в транспорте *беречь глаза от попадания инородных предметов *при чтении и письме свет должен падать слева
*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку. *ежедневно делать гимнастику для глаз *укреплять глаза, глядя на восход или закат Давайте посоветуем людям в очках следующее: · не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться · берегите свои «вторые глаза», часто мойте и протирайте · храните очки в футляре · не кладите стёклами вниз · снимайте во время занятий спортом · не обращайте внимание на глупцов, которые дразнятся. Итог урока - О чём сегодня шла речь? Что интересного, важного для вас узнали? С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист). Что они означают? О чём расскажете дома? Домашнее задание Прочитать в учебнике по теме урока, пересказать родителям, выполнить задание в тетради на печатной основе по теме урока. По желанию, найти дополнительный материал о бережном отношении к зрению. Приложения 1,2 Анкета 1. Быть здоровым для меня означает---------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------- 2. Думаешь ли ты, что о человеке можно сказать «здоров», если он: Курит сигареты, пьет спиртное, не занимается физкультурой, плачет из-за всякого пустяка, переедает Оли недоедает, постоянно жалуется, употребляет наркотики, ходит с насморком, оцарапал коленку, спит на уроках, редко смеётся, угрюмый, боится сказать «нет», прочитает строчку 3 раза и не может запомнить. Нужное подчеркни. 3. Как ты думаешь, в каком из этих случаев о человеке нельзя сказать, что он болен, зато можно сказать, что ему пора заботиться о своём здоровье?(см. вопрос 2) 4. На моё здоровье влияют:---------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------- Физические упражнения для отдыха глаз, предложенные томскими врачами- реабилитологами Я.А. Доровских и Р.Я. Шифановой. (Дидактический материал к междисциплинарной программе «Здоровье», Томск, 2004г.)
«Мечталка». Такие упражнения снимают спазм цилиарных мышц. Закрыть глаза, положить на них тёплые ладошки, но не давить на веки. Расслабиться и, всматриваясь в темноту перед глазами, представить, что разглядываешь тёмное небо. (30- 40 сек.). Открыть глаза, широко и радостно улыбнуться (до 5 сек.) «Смотрелки». Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек. Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься. При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.). Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух». Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно. «Рисовать брови». Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз). «Рисовать» так же, но над бровями. Открыть глаза, посмотреть вдаль. «Глаза устали» (выполняются стоя или сидя). Закрыть глаза зажмуриться. Открыть глаза, смотреть вдаль. Дыхание ритмичное. Упражнение выполняется 3 раза. Не поворачивая голову смотреть: вправо 1сек. – вдаль 3 сек.; влево 1 сек. – вдаль 3 сек.; вниз 1 сек. – вдаль 3 сек.; вверх 1 сек. – вдаль 3 сек.; Смотреть на переносицу 2 сек.; смотреть вдаль 3 сек.. Повторить 3 раза. Не поворачивая голову медленно смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону – потом вдаль . Смотреть на палец вытянутой руки 2 сек. – потом вдаль 3-4 сек. Закрыть глаза. Шумно вдохнуть. Шумно выдохнуть. «Подышим». Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза. Откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. 4-5 раз. Руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. 6 раз. Голова прямо. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. 5-6 раз. Затем закрыть глаза на 8-10 сек. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить. Выдох. 4-5 раз. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз. Закрыть глаза, поглаживать верхние веки от носа к вискам, а нижние – от висков к носу. 20-30 секунд.

Урок математики
в 3 классе
Тема: «Умножение числа на произведение»
Цели урока: Познакомить со свойством умножения числа на произведение. Совершенствовать вычислительные навыки. Способствовать развитию математической речи, внимания, познавательного интереса к предмету. Расширять представления детей о здоровом образе жизни, занятиях спортом. Оборудование: карточки со словами стайер и здоровье, алгоритм с блок – схемой к игре «Найди ключ к разгадке», перфокарты для индивидуальной работы, памятка «Умножение числа на произведение», карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки с настроением, доп. литература Г.Остер Задачник. Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Организационный момент..
Математика пришла, Занимай свои места. Найди для головы полезное занятье! Чтоб от безделья не зевать, Полезно голову ломать! - Ребята, как вы понимаете выражение «ломать голову»? Сегодня на уроке нас ждёт интересная разноплановая работа.
II. Актуализация опорных знаний.
Устный счёт. 1) В соревнованиях участвовало 16 семей, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях? 2) Стайер – спортсмен, состязающийся в беге на длинные дистанции, на тренировке пробежал 2км, что составило 1/5 от намеченной дистанции. Какова длина дистанции, которую нужно преодолеть стайеру на тренировке? 3) В спортивной школе 72 мяча. У двух волейбольных команд по 19 мячей, остальные у баскетболистов. Сколько мячей у баскетболистов? 4) В лыжных гонках выступили 15 второклассников, а третьеклассников – в 3 раза больше. Сколько всего учащихся приняли участие в лыжных гонках?
5) Пара конькобежцев пробежала по стадиону 10 кругов. Сколько кругов пробежал каждый? 6) Четверо играли в домино по 20 минут. Сколько минут играл каждый? Игра «Найди ключ к разгадке». - Ребята, выполните вычисления по алгоритму, заданному блок – схемой. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке убывания. а 10 20 30 40 5 15 25 35 х ь р о з е в о д Правильно ребята, получилось слово здоровье. - А как вы понимаете значение этого слова? Что такое здоровый образ жизни? Что нужно делать для того, чтобы всегда быть здоровым? Физминутка (зарядка для глаз) Глазки наши, отдохните Под ресничками вздремните А теперь взгляните вдаль (1,2,3,4,5) А потом на парту (1,2,3,4,5) Посмотрите влево, вправо, Вверх и вниз. Теперь вперёд а 4 < 85 да нет +18 - 19 х
Продолжаем наш урок. Индивидуальное задание (по рядам на перфокартах) - Найдите значение выражений: 1 ряд: 5 · (4 · 2) = 2 ряд: (5 · 4) · 2 = 3 ряд: (5 · 2) · 4 = - А теперь по одному представителю от каждого ряда запишут своё выражение и его значение на доске. Что интересного вы заметили?
III. Постановка темы урока.
Физминутка (зарядка для глаз) Глазки наши, отдохните Под ресничками вздремните А теперь взгляните вдаль (1,2,3,4,5) А потом на парту (1,2,3,4,5) Посмотрите влево, вправо, Вверх и вниз. Теперь вперёд Продолжаем наш урок. Индивидуальное задание (по рядам на перфокартах) - Найдите значение выражений: 1 ряд: 5 · (4 · 2) = 2 ряд: (5 · 4) · 2 = 3 ряд: (5 · 2) · 4 = - А теперь по одному представителю от каждого ряда запишут своё выражение и его значение на доске. Что интересного вы заметили?
III. Постановка темы урока.
Записи разные, а значения выражений, числа и действия одинаковые
Ребята, какова же будет тема урока? Какой вопрос будем исследовать?
IV. Открытие нового.
1. Различные способы умножения числа на произведение. На доске выполнены записи: 20 · (4 · 2) = 20 · 8 = 20 · (4 · 2) = (20 · 4) · 2 = 80 · 2 = 20 · (4 · 2) = (20 · 2) · 4 = 40 · 4 = - Ребята, прочитайте выражение в первой строке, объясните, как находили его значение. - Объясните, как по – другому умножили число 20 на произведение чисел 4 и 2, и скажите, можно ли так умножить 20 на произведение чисел 4 и 2. - По третьей строке объясните ещё один способ умножения числа на произведение. 2. Объясните разные способы умножения числа на произведение. 7 · (2 · 5) = 7 · 10 = 4 · (5 · 3) = 4 · 15 = Будем выяснять, как умножить число на произведение. Надо умножить 20 на произведение чисел 4 и 2. Сначала вычислили произведение чисел 4 и 2, получили 8. Умножили 20 на 8, получили значение выражения –160. Умножили первый множитель на 4, результат 80 умножили на второй множитель, на 2, получили значение выражения – 160. Получилось столько же, сколько при умножении числа 20 на 8, значит, можно и
7 · (2 · 5) =(7 · 2) · 5 = 4 · (5 · 3) = (4 · 5) · 3 = 7 · (2 · 5) = (7 · 5) · 2 = 4 · (5 · 3) =(4 · 3) · 5 = 3. Поработайте в парах и сформулируйте три способа умножения числа на произведение: 1. можно найти произведение и умножить число на полученный результат; 2. можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель; 3. можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
V. Физкультминутка.
У нас славная осанка Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, А вот если надоест,
VI. Первичное закрепление.
- Ребята, вычислите результат удобным способом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. 12 · (5 · 7) 35 · (2 · 7) 29 · (2 · 5) 17 · (4 · 10) 9 · (4 · 25) 11 · (10 · 30) 15 · (4 · 9) 10 · (29 · 2)
VII. Повторение ранее изученного.
1. Решение задачи. Гимнаст, готовясь к соревнованиям, в среднем отрабатывает по 15 упражнений ежедневно. Сколько упражнений выполнят 10 спортсменов за 7 дней? Составьте план решения и решите задачу разными способами. 1 гимнаст – 15 упражнений в день. 10 гимнастов - ? упражнений за 7 дней. так умножить 20 на произведение чисел 4 и 2
2. Занимательные задачи. Дополнительный материал. 1. 2 а класс побывал в кабинете зубного врача, и ему вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 2 б класс, и ему вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили оба класса в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унёс домой? 2. В аптечке было 27 разных лекарств. 2 мальчика открыли аптечку и стали эти лекарства пробовать. Один мальчик попробовал 5 лекарств и молча упал на пол. Второй попробовал 3 лекарства и с громким криком убежал. Сколько лекарств осталось непопробованными? 3. Сколько кусков сахара растворяются в папином чае, если сам папа бросил туда 3 куска, а Маша, как только папа зазевался, положила ещё 12 кусков?
VII. Повторение ранее изученного.
3. Решение задачи. Гимнаст, готовясь к соревнованиям, в среднем отрабатывает по 15 упражнений ежедневно. Сколько упражнений выполнят 10 спортсменов за 7 дней? Составьте план решения и решите задачу разными способами. 1 гимнаст – 15 упражнений в день. 10 гимнастов - ? упражнений за 7 дней. 4. Занимательные задачи. Дополнительный материал. 4. 2 а класс побывал в кабинете зубного врача, и ему вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 2 б класс, и ему вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили оба класса в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унёс домой? 5. В аптечке было 27 разных лекарств. 2 мальчика открыли аптечку и стали эти лекарства пробовать. Один мальчик попробовал 5 лекарств и молча упал на пол. Второй попробовал 3 лекарства и с громким криком убежал. Сколько лекарств осталось непопробованными? 6. Сколько кусков сахара растворяются в папином чае, если сам папа бросил туда 3 куска, а Маша, как только папа зазевался, положила ещё 12
кусков?
VIII. Подведение итогов урока.
- Ребята, какие новые знания вы сегодня получили? Какой инструмент позволил вам ответить на поставленный вопрос? В чём вы видите применения полученного знания? У кого из вас вызывает затруднение выполнение операции умножения числа на произведение? Сможете ли вы дома сами составить такие выражения? - А сейчас покажите сигнальными карточками, какое теперь у вас настроение.
IX. Домашнее задание.
Составить выражение: число умножить на произведение двух чисел. Найти значение этого произведения разными способами. Физминутка (зарядка для глаз) Глазки наши, отдохните Под ресничками вздремните А теперь взгляните вдаль (1,2,3,4,5) А потом на парту (1,2,3,4,5) Посмотрите влево, вправо, Вверх и вниз. Теперь вперёд Продолжаем наш урок. Индивидуальное задание (по рядам на перфокартах) - Найдите значение выражений: 1 ряд: 5 · (4 · 2) = 2 ряд: (5 · 4) · 2 = 3 ряд: (5 · 2) · 4 = - А теперь по одному представителю от каждого ряда запишут своё выражение и его значение на доске.



Классный час.

Помни твердо, что режим

Людям всем необходим!

Что должны усвоить дети.
Строго соблюдай режим дня: ежедневно в одно и то же время вставай, гуляй, делай уроки и ложись спать. Каждое утро делай физическую зарядку. Приучайся обтираться до пояса водой комнатной температуры. Следи за тем, чтобы в комнате всегда был чистый, свежий воздух. Всегда проветривай комнату утром и перед сном. Ежедневно вытирай в комнате пыль мокрой тряпкой. При кашле и чихании надо отворачиваться от людей и прикрывать рот носовым платком.
Подготовка к занятию.
Задолго до проведения занятия напомнить учащимся о необходимости соблюдать определенный режим, спросить, все ли дети составили и повесили в своем уголке распорядок дня. Можно привести конкретный пример такого распорядка. Накануне учитель просит детей принести текст «Режима дня» в школу. Ход занятия. 1. Занятие начинается с беседы о режиме дня. Дети зачитывают принесенные листочки с распорядком дня, учитель показывает наиболее красиво оформленные, выясняет вместе с классом, у кого из них режим составлен правильно, у кого нет. Затем учитель спрашивает, все ли дети выполняют режим дня, что им мешает его выполнять. Затем учитель предлагает тем детям, которые не придерживаются определенного режима дня плакат с определенным режимом. 2. Сообщение темы занятия. (Дети хором читают с доски). 3. Первый режимный момент. Зарядка 1 ученик: Прогоню остатки сна, Одеяло в сторону! Мне гимнастика нужна – Помогает здорово! 2 ученик: Эй, ребята, стройся в ряд – На зарядку все подряд! (Дети выстраиваются на зарядку, один ученик проводит ее) 4. Второй режимный момент. Утреннее умывание. 3 ученик: С шумом струйка водяная
На руках дробится. Никогда не забываю Поутру умыться! 4 ученик: Все собачки знают Ваню И рычат издалека: Он обходится без бани, Он отвык от гребешка, Никогда в его кармане Носового нет платка. Тротуар ему не нужен! Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Он шагает напрямик! Он портфель нести не хочет – По земле его волочит. Сполз ремень на левый бок, Из штанины вырван клок. Мне, признаться, непонятно: Что он сделал? Где он был? Как на лбу возникли пятна? Кто он, этот ученик? (Дети: «Неряха, грязнуля».) Сценка «Девочка чумазая» Ах, ты девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Девочка: Я на солнышке лежала, Ручки кверху я держала – Вот и загорели! Ах, ты девочка чумазая, Где ты носик так измазала? Девочка: Я на солнышке лежала, Носик кверху я держала – Вот и загорел! Ах, ты девочка чумазая, Где ты щеки так измазала? Девочка: Я на солнышке лежала, Щеки кверху я держала – Вот и загорели Отстаньте от меня, я спать хочу! Появляются болезни: Простуда, Грипп и Ангина и шепчут: «Заболеешь! Заболеешь!». (Девочка испуганно просыпается) Не хочу я грязной быть, Надо мне лицо умыть! И болеть я не хочу –
Все болезни прогоню! (Топает ногой, болезни убегают. (Для просмотра предлагается мультфильм «В гостях у Королевы Зубной щетки».) Учитель: Ребята, к нам пришло письмо! (Дети открывают конверт и достают письмо) Стихотворение Ю. Тувима: «Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо. Я прошу вас: мойте чаще Ваши уши и лицо. Все равно, какой водою: Кипяченой, ключевою, Из реки иль из колодца Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном! Тритесь губкой и мочалкой, Потерпите – не беда! И чернила и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети, Очень, очень вас прошу: Мойтесь чаще, мойтесь чище – Я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто. До свиданья…»
Здесь же дети находят памятки.

Учитель: Чтобы хорошо выполнить эти правила, нам нужны помощники. Загадки. Гладко, душисто, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было… (Мыло) Костяная спинка, На брюшке щетинка, По частоколу попрыгала, Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка) Лег в карман и караулю Реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, Не забуду и про нос. (Носовой платок) Целых двадцать зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком. (Расческа) Говорит дорожка – Два вышитых конца: «Помойся хоть немножко,
Памятка.

Правило 1.
Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись домой, нужно тщательно вымыть их с мылом.
Правило 2.
Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – еще раз, выйдя из него.
Правило 3.
Не забывайте мыть руки перед едой.
Правило 4.
Вымойте руки после еды, если пальцы запачканы чем-то липким или жирным, иначе вы оставите следы на стенах, мебели, одежде.
Правило 5.
Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.
Чернила смой с лица!» (Полотенце) Мудрец в нем видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана, Овцу в не видела овца И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало) Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит, И та станет чище. (Платяная щетка) Третий режимный момент. Занятия в школе. 5 ученик: Как пришел ты на урок, На язык повесь замок. Далеко не прячь ключи! Там, где нужно, не молчи!.. Сценка. Учитель: Сколько будет 5 Х 5? Ученик: Ну, конечно, 25! Учитель: Разбираем слово домик? Ученик: Корень в этом слове «дом», С этим правилом веселым Я уже давно знаком! Получил в дневник «пятерку» - Мама удивится, Даже папа не захочет На меня сердиться. Четвертый режимный момент. Обед. 6 ученик: Ешь спокойно за столом, Не глотай, как львица. Это вредно, и притом Можно подавиться. Помни: овощи и фрукты – Это лучшие продукты! Сценка. Садовник: Ну, ка, фрукты, встаньте в ряд Все.
Вместе мы – фруктовый сад! Вишни. Мы спелые вишни, На солнышко вышли. Слива. Слива я лиловая, Спелая, садовая. Яблоко. Яблочко я наливное, Симпатичное такое. Груша. Я – спелая грушка, Яблоку подружка. Томат. Спелый, сочный я томат, Видеть всех я очень рад. Арбузик. А я – маленький арбузик, Я – зеленый карапузик. Виноград. Спелый, сочный виноград Тоже очень солнцу рад. Апельсин. А я – спелый апельсин, Солнышка веселый сын. Абрикос. Я – душистый абрикос. Я на юге теплом рос, Клубничка. Я – садовая клубничка, Ягодка я невеличка. Банан. Я – банан тропический, Фрукт я экзотический. Садовник. Вот какой садовник я, Посмотрите на меня! Этот дружный весь народ У меня в саду живет. И скажу я вам, друзья, – Не прожить без них ни дня. Пусть мой дружный хоровод К вам сейчас на стол придет! (Дети получают фрукты.)
Пятый режимный момент. Часы домашних занятий. 7 ученик: Лучше нет: в урочный час Сесть решать задачи, Чтоб прийти веселым в класс, В парту глаз не пряча. (Учитель читает рассказ Н. Носова «Федина задача») - Какие правила выполнения домашнего задания не знал Федя? Шестой режимный момент. Игры, чтение. 8 ученик: Хорошо, когда готов Ты к урокам в школе. Забивай хоть сто голов – Нагуляйся вволю! Игра на внимание «Нос, пол, потолок». Игра «Платочек». Седьмой режимный момент. Прогулка перед сном. 9 ученик: Чтобы ночью крепче спать, Видеть сон хороший, Мы советуем гулять Вечером погожим…
Давайте поиграем
! Много снега, много снега, На дорожках кругом снег. Мы возьмем сейчас лопаты, Поработаем для всех. Будем строить горку дружно, Бабу снежную катать. Мама! Папа! Очень нужно! Выходите помогать! Мы построим крепость с вами, Обольем ее водой. Во дворе устроим сами Настоящий снежный бой. Выходной пройдет чудесно, Вы не будете скучать. Это очень интересно – С нами в детство поиграть. 9. Заключительная беседа. - Почему нужно соблюдать режим дня?
- Почему режим помогает расти здоровым и бодрым? С. Баруздин
Стихи о человеке и его часах.
Ведут часы секундам счет, Ведут минутам счет. Часы того не подведут, Кто время бережет. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай, не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денек!»
Литература.

1. Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара: 2004г. 2. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982. 4.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Творческий центр «Сфера», 2005г. 5. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно- прктической конференции. Самара, 2000. 6.Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2000г. 7. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998. 8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004. 9.Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003г. 10. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57. 11. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004. 12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. 13. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997. 14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 15. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989. 16. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

(По А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1.
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак – ребро – ладонь,,), произнося их вслух или про себя. 3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. 4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,. 6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 7. Горизонтальная восьмерка. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.
Комплекс №2
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. 2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. 3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. 4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. 5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.) 6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. 7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону. 8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха. Гимнастика для глаз. Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в
процессе в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “ восьмерки ”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Внеклассное занятие «В гостях у Мойдодыра»

Кузубова
Татьяна Владимировна заместитель директора по информационным технологиям, учитель начальных классов, Иркутская область, г. Нижнеудинск средняя общеобразовательная
школа №25

Цель:
выявление наиболее эффективных форм и методов формирования здорового образа жизни у школьников в процессе внеклассной деятельности
Задачи:
• сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о здоровом образе жизни; • научить детей нести личную ответственность за свое здоровье. Внеклассное занятие направлено на то, чтобы младший школьник учился:  проявлять активность, инициативу, предприимчивость, контактность, самостоятельность, дисциплинированность, критичность и просто энергию;  понимать и познавать, прежде всего, самого себя и свои возможности;  слушать и слышать, уметь уступать или разрешать конфликтную ситуацию;  нормальным межличностным отношениям;  отстаивать свою точку зрения в любой ситуации;  принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья. - Сегодня, друзья, мы отправляемся в игру-путешествие. Приглашаем: всех принять в ней участие, поиграть, пошутить, посмеяться, а также хорошенько подумать обо всем что уведите и услышите. Итак, начинаем наше путешествие. Наш автобус отправляется. Ребята, садитесь поскорее все те, кто любит порядок и чистоту. Не забудьте захватить с собой улыбку и хорошее настроение! (Исполнение песни «Улыбка») Наша первая остановка на станции «Грязнулька». Здесь живут люди, которые не заботятся о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы умыться. Ногти их «черным бархатом обшиты». Закройте глазки, представьте таких ребят. Что еще вы можете рассказать о них? (Выслушиваются ответы ребят.) Самым странным человеком на станции считался мальчик, о котором рассказал Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история»: (Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимися.) • Жил на свете мальчик странный – Просыпался поутру И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру. Хотите - верьте, хотите – нет. • Руки мыл зачем-то с мылом, А лицо мочалкой тер … На руках все пальцы смыл он, Щеки в дырах до сих пор. Хотите - верьте, хотите – нет. • Сыну мама запретила Умываться по утрам, Убрала подальше мыло, Перекрыла в ванной кран. Хотите - верьте, хотите – нет. • Мальчик этот был упрямый, Маму слушать не хотел. Умывался по утрам он И, конечно, заболел. Хотите - верьте, хотите – нет. • Тут к нему позвали разных Самых лучших докторов, И диагноз был таков: «Если мальчик будет грязным – Будет он всегда здоров». Хотите - верьте, хотите – нет. - Как вы думаете, ребята, можно ли заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи? (Построение ответов по опорным схемам: «_________________, потому что _____________», «______________, так как _______________».)
- Школьники на этой станции перестали следить за волосами, перестали их подстригать. Представляете в кого они превратились!? А для чего необходимо следить за волосами? Как надо это делать? (Проводится беседа с ребятами. По завершению выступает подготовленный ребенок.) • Ученые определили, что волосы живут в среднем от 2 до 5 лет. За год они успевают отрасти на 12- 15 см .. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать и, прежде всего, ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом. А чтобы никому не пришлось пережить историю, которая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно стричь. (Выразительное чтение стихотворения Э. Успенского «Странная история» наизусть учащимися.) • Мальчик стричься не желает, Мальчик с кресла уползает, Кричит и заливается, Ногами упирается. • Он в мужском и женском зале Весь паркет слезами залил. Парикмахерша устала И мальчишку стричь не стала. А волосы растут. • Год прошел, Другой проходит … Мальчик стричься не приходит, А волосы растут, А волосы растут. • Отрастают, отрастают, Их в косички заплетают … - Ну и сын, - сказала мать, - Надо платье покупать. Мальчик в платьице гулял, Мальчик девочкою стал. И теперь он с мамой ходит Завиваться в женский зал.
- Школьники на станции «Грязнулька» очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах. (Выразительное чтение стихотворения: В. Лифшиц «Неряха» наизусть.) • Тротуар ему не нужен, Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Он шагает напрямик. Он портфель нести не хочет, По земле его волочит. Сполз ремень на левый бок Из штанины вырван клок. • Мне, признаться, неприятно. Что он делал? Где он был? Как на лбу возникли пятна Фиолетовых чернил? Почему на брюках глина? Почему фуражка блином И расстегнут воротник? Кто он – этот ученик? - Нам странно и неприятно видеть плохих школьников, но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы хорошо знаем следующие правила: (Чтение правил хорошо читающими ребятами. Беседа.) • Чистота – залог здоровья. • Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью. • Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. - Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Наше путешествие продолжается. Следующая остановка – город «Лентяйск».
(Исполнение песни «Антошка») - Станция «Грязнулька» и город «Лентяйск» находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них, дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем же они похожи? - Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик. (Выразительное чтение стихотворения наизусть. Б. Заходер «Петя мечтает».) • Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! • Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали все свои места – Вот была бы красота! • Вот бы жизнь тогда настала! Знай, гуляй да отдыхай! Тут и мама перестала б Говорить, что я лентяй … (Проводится конкурс: «Соберись в школу.».) • Некоторые мальчики и девочки забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучать себя с детства. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу хороших дел. (Хоровое чтение правил с последующей беседой.) ПОРЯДОК НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ВО ВСЕМ: • I. ПОРТФЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ВАЛЯТЬСЯ НА ПОЛУ, • II. ТЕТРАДИ И КНИГИ ДОЛЖНЫ ЛЕЖАТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ. ТОГДА НЕ НАДО БУДЕТ НИЧЕГО ИСКАТЬ – ВСЕ ПОД РУКАМИ! (Выразительное чтение стихотворения наизусть. И Демьянов «Почему короткий день?».) • Почему короткий день?
Ты искал с утра ремень. А потом резинки, а потом ботинки! Убирай все с вечера – Искать будет нечего! От себя прогонишь лень – И длиннее станет день! • Если долго ты в постели провалялся, Если выучить уроки не успел, Если маме помогать ты отказался, Значит ленью ты серьезно заболел. Ленью можно друг от друга заразиться, Лень прилипчива, как клей или смола, И одно лекарство только есть – трудиться, Чтобы лень к тебе дорогу не нашла. (Инсценировка произведения К. Чуковского «Мойдодыр».) - Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город «Чистоты и порядка». Посмотрите вокруг. Представьте: улицы, по которым мы проезжаем чистые и нарядные, аккуратные и веселые жители! - Обратите внимание, как красиво выглядит школьное здание, как много здесь прекрасных учеников! (Раздается стук в дверь. В зал входит доктор Айболит: это может быть школьная мед.сестра, ученик более старшего возраста.) - Здравствуйте, все ли вы любите чистоту и порядок? А какие пословицы и поговорки об этом вы знаете? (Чисто жить – здоровым быть.) - Почему так говорят? Чему сегодня научились, что узнали? Подумайте. Все ли вы любите чистоту и порядок? И если среди вас есть лентяи и грязнули … знайте: Исправляться, становиться лучше -никогда не поздно! (Выходит умытый Грязнуля. Заканчивается постановка «Мойдодыр».) - А сейчас я приглашаю на сцену: _________________, _________________, ________________, ___________.
- Посмотрите на этих ребят! На них можно равняться, с них можно брать пример! Теперь они в классе будут отвечать за чистоту и порядок. Называться эта должность может по-разному. Главное другое: в течение недели эти ребята будут следить за внешним видом своих одноклассников, а затем передадут эстафету самым, самым. И пусть каждый класс, родная школа будут у нас городом «Чистоты и порядка»! (Исполнение песни «Голубой вагон».)