"Воспитательные технологии. Педагогическая мастерская"

Автор: Шишкина Татьяна Ивановна
Должность: педагог-организатор учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" МО РФ
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательные технологии. Педагогическая мастерская"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Воспитательные технологии»
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения. Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально- педагогической и воспитательной работы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лиха-чев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шата-лов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «техно-логия» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - на-ука. В толковом словаре
технология -
это совокупность приемов, применя-емых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «техно-логия множество, на основании которых можно сделать вывод.
Технология

это одновременно система совокупности знаний, умений,

навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения

каких-либо проблем.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.
Педагогические технологии
– это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии
Воспитательные технологии
– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие

компоненты:
1. Диагностирование 2. Целеполагание 3. Проектирование 4. Конструирование
5. Организационно – деятельностный компонент 6. Контрольно – управленческий компонент Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
 Научно обоснованные социализированные требования  Передача социального опыта  Постановка цели и анализ сложившейся ситуации  Социализированная оценка ученика  Организация творческого дела  Создание ситуации успеха
Технологии воспитания классифицируют:

1.По философской основе:
 материалистические;  прагматические;  гуманистические,  антропософские.
2. По научной концепции:
 поведенческие;  деятельностные;  интериоризаторские,  нейролингвистического программирования. 
По категории объекта:
 индивидуальные;  групповые;  коллективные;  массовые. Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ. Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии –
технологии организации и проведения группового воспитательного

дела
(по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам. Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом: Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) Психологический настрой (приветствие, вступительное слово) Содержательная (предметная) деятельность Завершение Проекция на будущее. Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.
Технология здоровьесберегающая
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к
классификации
здоровьесберегающих технологий

.
Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная
Н.К. Смирновым.

Медико-гигиенические технологии (МГТ).
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно- гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
Широко применяется в воспитательной работе

технология проектного

обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из

различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные

умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая

форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на

группы, создают и защищают свой проект.
Работа системы дополнительного образования предполагает применение
технологии личностно-ориентированного обучения

,
которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии
отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания
делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует
позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Здесь следует несколько слов сказать о
гуманно-личностной технологии Шалвы

Александровича Амонашвили,
академика РАО, известного советского и грузинского педагога -ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии
Ш.А. Амонашвили являются:  способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке  благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;  развитие и становление познавательных сил ребенка;  идеал воспитания – самовоспитание. В работе кружков, секций, клубов применяется
технология обучения.
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой и т.д.
Технология

педагогики сотрудничества
может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:  Переход от педагогики требований к педагогике отношений  Гуманно – личностный подход к ребёнку  Единство обучения и воспитания o Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:  превращение школы Знания в школу Воспитания;  постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;  развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;  возрождение национальных культурных традиций;  сочетание индивидуального и коллективного воспитания;  постановка трудной цели
Технология педагогического общения
– технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
Технология педагогического разрешения конфликта
– технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Технология предъявления педагогического требования
– технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования,
детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей
– технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д. Особого внимания заслуживает
информационно-коммуникационная технология

(ИКТ
). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания. В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.