"Литературный калейдоскоп"

Автор: Семенова Евгения Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Александровка
Населённый пункт: село Александровка Ставропольского района Самарской области
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Литературный калейдоскоп"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии  с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования  на основе программы формирования универсальных учебных действий  плана внеурочной деятельности образовательного учреждения  действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил Данная образовательная программа ориентирована на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности ребенка. В разработку кружка по литературе включены произведения, связанные с традиционными программами по литературе для 5 класса, в частности с программой под редакцией В.Я.Коровиной (В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Н.В.Беляева Литература.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9кл.) /Пособие для учителей общеобразовательных организаций,2-е издание, переработанное.М.: Просвещение, 2014.) Учитель сможет опираться на знания, полученные детьми на уроках литературы, и углублять понимание изучаемого материала. Программа кружка составлена на основе книги О.А.Ерёминой «Литературный кружок в школе» из серии «Работаем по новым стандартам» (О.А.Ерёмина «Литературный кружок в школе» 5-6 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.:«Просвещение»,2011) В данном пособии даны ссылки на Интернет-ресурсы.  По своему типу данная программа является программой конкретного вида внеурочной деятельности  Направленность программы: художественно-эстетическая Актуальность выбора определяется прежде всего тем, что в сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности или литературе. Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение. Современную ситуацию в России можно определить как системный кризис читательской культуры. Приобщение ребенка к чтению, его развитие как читателя - прежде всего задача семьи и школы. Уроки литературы, внеурочные занятия призваны способствовать развитию интереса к чтению у детей. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования. Отличительной особенностью курса является  определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.  в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Оставаясь в русле традиций литературного образования, кружковые занятия создают условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, для постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, активизируют творческие способности учащихся, стимулируют исследовательскую деятельность, уточняют и развивают важные теоретические знания, освещенные в учебниках. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в контексте
художественных произведений, таким образом, обогащается опыт учащихся по анализу текста. Особое внимание уделяется развитию речи учащихся, которое осуществляется при выполнении творческих работ.
Цели курса:
 углубление знаний учащихся по литературе,  расширение круга чтения детей,  воспитание грамотного компетентного читателя,  проявление гуманитарных и художественных способностей  развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности  расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду Цели курса определяют его
задачи
: - обеспечивать освоение основных литературоведческих понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста; - обеспечивать литературное развитие школьника, готовить его к глубокому пониманию художественных произведений различного уровня сложности; - учить приобретать и систематизировать знания по литературе; - развивать речевые, творческие способности. навыки творческого чтения; - развивать знания о взаимосвязи литературы с другими видами искусства; - развитие навыков художественного освоения действительности; - развитие стремления к самовоспитанию; - развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки; - развивать коммуникативные навыки, сценическое искусство. - обучать основам исследовательской работы; - формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся; В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление. В программу занятий кружка включены литературные произведения, изучаемые по традиционным программам для 5 и 6 классов, и произведения, которые входят в круг актуального чтения современных подростков. Рабочая программа кружка составлена в соответствии со школьным компонентом
– 68

часов (34 часа в год , 1 час в неделю )
Субъекты реализации программы- учитель литературы и учащиеся 5-6 класса ГБОУ СОШ с.Александровка Форма промежуточной аттестации- индивидуальный проект На занятиях используются следующие формы работы:  Эвристическая беседа  Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность  Выразительное чтение  Самостоятельная творческая работа  Артикуляционные разминки  Обсуждение проблемных вопросов  Конкурсы  Мини-концерты
 Инсценирование  Словесное рисование  Выпуск школьной литературной газеты  Проекты  Презентации  Выставки
Ожидаемые результаты
В результате работы литературного учащиеся научатся: -анализировать литературные произведения разных жанров; -выразительно читать ; -рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение; -давать собственную оценку прочитанного произведения чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения; - правильно исполнять малые роли; - анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении; - выражать собственные эмоции ; - чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения; - индивидуально и коллективно работать; - творчески подходить к занятию; - практически показать и исполнить освоенный материал; - уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения курса «Литературный калейдоскоп» является формирование следующих умений: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; -осознание своей этнической принадлежности; -знание истории, языка, культуры своего народа; -формирование ответственного отношения к учению. готовности к саморазвитию и самообразованию; -формирование целостного мировоззрения; –осознание роли книги в жизни людей; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения курса «Литературный калейдоскоп» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): –соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; –реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему; –самостоятельно работать с книгой, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей; -смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками; –учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; –делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса Предметными результатами изучения курса «Литературный калейдоскоп» является формирование следующих умений: - выразительно читать;
-определять тему, основную мысль произведения; -давать характеристику литературного героя; –выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам; –осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; –сочинять тексты разных жанров на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы; –исполнять тексты, подбирать цитаты; -знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику; -использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; -выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте; -осуществлять работу с различными источниками информации; -выполнять письменные работы различного характера.

Календарно-тематическое планирование

5 класс
№ п/п Количество часов Тема занятия Форма проведения Содержание материала 1 1 час Знакомство с курсом. Что такое кружок по литературе? Божества славянского язычества Эвристическая беседа Словесное рисование - артикуляционная разминка - Словесное рисование «Каким я представляю себе…» -мифологические персонажи - творческий практикум «Пять минут», цель которого – узнать склонности учащихся к стихотворному или прозаическому творчеству 2 1 час Детский фольклор. Коллективная исследовательская работа - артикуляционная разминка -что такое детский фольклор, его жанры - подбор рифм к заданным слова- составление словаря рифм 3 1 час Особенности детского фольклора Эвристическая беседа Выразительное чтение -артикуляционная разминка -жанры детского фольклора - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами 4 1 час Небылицы Эвристическая беседа Выразительное чтение - артикуляционная разминка - что такое небылицы – знакомство с небылицами различных видов и тематики - как сочинить небылицы 5 1 час Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказочная интонация. Словесное рисование Выразительное чтение -артикуляционная разминка -особенности сказок -чтение сказки по ролям hyaenidae.narod 6 1 час Сказки о животных. Сопоставление сказок о животных, созданных разными народами Эвристическая беседа Выразительное чтение -артикуляционная разминка 7 1 час Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент волшебной сказки Коллективная исследовательская работа артикуляционная разминка Мини-концерт Путешествие как важный элемент сюжета сказки
«Перышко Финиста Ясна-сокола» Выразительное чтение 8 1 час Символика волшебной сказки Творческая мастерская артикуляционная разминка Выразительное чтение Символика волшебной сказки 9 1 час А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» история создания поэмы Словесное рисование Выразительное чтение -история создания поэмы - сравнение как средство выразительности - виды сравнений и способы их выражения -Просмотр фрагмента фильма 10 1 час Сюжет и герои» Руслана и Людмила» викторина артикуляционная разминка викторина по командам 11 1 час М.Ю.Лермонтов Сказка «Ашик-Кериб» Эвристическая беседа Пересказ сказки Чтение по ролям учимся создавать метафорические образы 12 1 час Выпуск школьной литературной газеты Творческая мастерская сочиняем частушки на школьную тематику 13 1 час Томас-рифмач» шотландская легенда Словесное рисование Выразительное чтение Чтение легенды Работа со словарем пишем стихи по заданным рифмам 14 1 час Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы Читательская конференция артикуляционная разминка обсуждение докладов сочинение легенды 15 1 час Дж.Р.Р.Толкиен Повесть– сказка «Хоббит, или Туда и обратно» Эвристическая беседа Выразительное чтение Презентации артикуляционная разминка рисунки к книге пересказы игра по командам 16 1 час Путешествие с Бильбо Бэггинсом Коллективная исследовательская работа Представление музыкальных фрагментов - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами 17 1 час П.П.Бажов Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Словесное рисование Выразительное артикуляционная разминка пересказы чтение по ролям
чтение Инсценирование распределение ролей для инсценировки 18 1 час Сказ «Малахитовая шкатулка»: Танюшка-мастерица Эвристическая беседа Самостоятельная Творческая работа артикуляционная разминка комментированное чтение инсценировка репетиция эпизода 19 1 час Тайны «Малахитовой шкатулки» викторина артикуляционная разминка представление поделок 20 1 час Б.В.Шергин. Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки» Коллективная исследовательская работа артикуляционная разминка обсуждение рассказа чтение по ролям 21 1 час Б.В.Шергин Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин» Коллективная исследовательская работа артикуляционная разминка пересказы словесное рисование 22 1 час Сат-Ок: судьба писателя «Таинственные следы» Эвристическая беседа Презентации Самостоятельная Творческая работа артикуляционная разминка сообщения по презентациям словесное рисование 23 1 час Сат-Ок «Таинственные следы» Книги про индейцев Словесное рисование Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям 24 1 час Выпуск школьной литературной газеты Творческая мастерская артикуляционная разминка 25 1 час В.П.Крапивин Фантастическая повесть: «Я иду встречать брата» Эвристическая беседа Самостоятельная творческая работа артикуляционная разминка чтение по ролям инсценирование даём оценку услышанному учимся инсценировать 26 1 час Командор и «Каравелла» Словесное рисование артикуляционная разминка презентации обсуждение проблем
27 1 час Строим наш мир Творческая мастерская Мини-концерты артикуляционная разминка - читаем свои произведения, слушаем друзей, -даём оценку услышанному учимся создавать сравнительные обороты 28 1 час Поэзия: рифмы, виды рифмовки Выразительное чтение Самостоятельная творческая работа артикуляционная разминка - отличительные признаки стихотворной и прозаической речи -рифмы, виды рифмовки - произведения эпические, лирические, драматические и их особенности 29 1 час Поэзия: размеры стиха практикум Мини-концерты - артикуляционная разминка -двусложные размеры -что такое средства выразительности и для чего они нужны - что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности - анализ примеров использования омонимов, синонимов, антонимов в стихотворной речи - читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному 30 1 час «Гусиное перо» Творческая мастерская Выразительное чтение -артикуляционная разминка - учимся подбирать эпитеты к заданным словам - составление словарика эпитетов 31 1 час Выпуск школьной литературной газеты Творческая мастерская Самостоятельная Творческая работа - знакомство с фигурами речи: риторический вопрос, восклицание, обращение; повтор (анафора, эпифора), антитеза, градация, инверсия 32 1 час Итоговое занятие Защита проектов Презентации - обсуждение результатов обучения за год - анкетирование «Мои достижения и успехи» 33 1 час Итоговое занятие Защита проектов - обсуждение результатов обучения за год -обсуждение проектов

Календарно-тематическое планирование
6 класс № п/п Количество часов Тема занятия Форма проведения Содержание материала 1 1 Что такое чудо? Ф.Г.Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному учимся инсценировать 2 2 Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина. «Алые паруса» Просмотр фильма Эвристическая беседа артикуляционная разминка просмотр фильма 3 2 Л.В.Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине») Эвристическая беседа Выразительное чтение - артикуляционная разминка -трехсложные размеры -что такое средства выразительности и для чего они нужны - что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности - анализ примеров использования омонимов, синонимов, антонимов в стихотворной речи - даём оценку услышанному 4 1 В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 5 2 Подвиг Гавиена Тукка. Выход на Дорогу. Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 6 1 «Куда ведет Дорога?» Творческая мастерская Творческая мастерская артикуляционная разминка пишем сочинение-фантазию 7 1 Афанасий Никитин. «Хождение за три моря» Удивительная Эвристическая беседа артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование
Индия. Выразительное чтение даём оценку услышанному 8 1 Выпуск школьной газеты «Литературной газеты» Творческая мастерская артикуляционная разминка 9 1 Выпуск школьной газеты «Литературной газеты» Творческая мастерская артикуляционная разминка 10 1 «В гостях у Мнемозины» Конкурс чтецов Творческая мастерская - артикуляционная разминка -трехсложные размеры -личный дневник -что такое средства выразительности и для чего они нужны - что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности - анализ примеров использования омонимов, синонимов, антонимов в стихотворной речи - читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному 11 1 Жизнь детей в разные эпохи. А.Н.Толстой. «Петр Первый» (отрывки) Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 12 1 А.Н.Толстой. «Петр Первый» (отрывки) Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 13 1 Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывкок) Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 14 1 Н.А.Некрасов. Стихотворения, посвященные русским детям Экспресс-концерт артикуляционная разминка - отличительные признаки стихотворной и прозаической речи -рифмы, виды рифмовки - произведения эпические, лирические, драматические и их особенности
15 1 К.М.Станюкович. «Максимка» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 16 1 А.П.Чехов. «Ванька» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 17 1 В.А.Осеева. «Динка», «Динка прощается с детством» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 18 2 «Дети и эпохи» Читательская конференция артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 19 1 Творческая мастерская артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 20 1 Ю.В.Друнина «Зинка» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка чтение по ролям, инсценирование даём оценку услышанному 21 1 Дети и война Творческая мастерская артикуляционная разминка даём оценку услышанному 22 1 Дж. Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка даём оценку услышанному выразительное чтение 23 1 В.К.Арсеньев «Дерсу Узала». Эвристическая артикуляционная разминка
И.А.Ефремов «Белый Рог» беседа Выразительное чтение даём оценку услышанному выразительное чтение 24 1 И.А.Ефремов «Белый Рог» Эвристическая беседа Выразительное чтение артикуляционная разминка даём оценку услышанному выразительное чтение 25 2 Выпуск школьной газеты «Литературной газеты» Творческая мастерская артикуляционная разминка 26 1 «В гостях у Мнемозины» Конкурс чтецов Творческая мастерская артикуляционная разминка - читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному

Литература
1 О.А.Ерёмина «Литературный кружок в школе» 5-6 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.:«Просвещение»,2011) 2. Альбеткова Р.И. Литературные игры : Экспериментальное учебное пособие: Часть 1. М.: Открытый мир. 1997. 3. Альбеткова Р.И. Литературные игры : Экспериментальное учебное пособие: Часть 2. М.: Открытый мир. 1997. 4. Бабаевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум [Текст]. - М.: Новая школа. 1996. 5. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5 классе. Методическое пособие //Литература. -1998. - № 8. - с.5-12. 6. Кудина Н. Краткий учебный словарик литературоведческих терминов //Литература. - 2000.-№ 20. - с.5-12. 7. Кульневич С.В. Совсем необычный урок .- Ростов-на-Дону: Учитель. 2001. 8. Литература: Справочные материалы : Книга для учащихся /С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др.- М.: Просвещение. 1988. 9. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах . - М.: Рольф. 2000. 10. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века . - М.: Аграф. 1997. 11. Сарнов Б.М. Занимательное литературоведение, или похождения знакомых героев . М.: Текст. 2003. 12. Сарнов Б.М. Прототип и литературный герой : Учебное пособие. - М.: Открытый мир,1995.