"Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Автор: Вдовина Вероника Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1. Орг.момент Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Девизом урока я сегодня взяла слова « Успех – это крылья для полёта ученика и учителя». И это неслучайно. Сегодняшний наш урок будет посвящён памяти Екатерины Ивановны Никитиной. Заслуженный учитель школы РСФСР, профессор кафедры русского языка Ульяновского государственного университета, она всю свою жизнь отдавала школе, воспитывая умных, любящих русский язык, успешных детей. В учительской среде широко известны книги Е.И. Никитиной: « Уроки русского языка в 5 классе», « Уроки русского языка в 8 классе». Эти книги направлены на развитие речи ребёнка. Самые трудные темы она объясняла легко и просто. Никогда не забывала о главном – каждый урок русского языка должен воспитывать – пробуждать доброе начало в человеке. Как вузовский преподаватель Никитина вырастила сотни учителей – словесников, которые с гордостью говорят: « Я училась у Никитиной». Сама человек успешный, она дарила крылья для полёта, творчества, инициативы всем своим ученикам. Такой она и останется в нашей памяти. 2. Формулировка темы и целей урока . 1) Игра « Подскажи словечко» Ребята, я произношу строчку не до конца, вы должны будете подсказать пропущенное словечко. - Кто спешит так рано в школу ? - Мы спешим ( ученики). - Что несёте вы в ( портфелях) - Ручки, книги ( дневники) - Как вы сделали открытие Это удивительное? - Помогло вам всем ответить ( Имя существительное). 2) - Сформулируйте тему урока. ( « Имя существительное – часть речи удивительная» ). - Предположите, какие могут быть цели урока? ( Узнать что – то новое об известной части речи, вспомнить ранее изученное, удивиться чему – то при изучении имени существительного.) - С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке мы расширим ваши знания об этой удивительной части речи: познакомимся со значением имени существительного, выявим его морфологические признаки и синтаксическую роль. - Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока « Имя существительное – часть речи удивительная». 3. Сценка « Интервью с именем существительным». Сущ. – Можно войти.
Уч. – А ты кто? - Я самое удивительное! Моё имя – существительное! Все предметы называю, Сущее обозначаю, Нету жизни без меня, Как без солнца, без огня. Я и воздух, и вода, И веселье, и беда, Я и море, и колосок, Рейтинг мой весьма высок. Уч. – Ну надо же, вот так сюрприз. Легко ты на помине, Имя существительное. Мы только что с ребятами о тебе говорили, наши пятиклассники уже многое о тебе знают. И у нас сегодня в классе работают корреспонденты, представители разных журналов и газет, которые хотели бы у вас взять интервью. Сущ. – Пожалуйста! Газета « Магия языка» - Считаете ли вы себя самой важной среди всех частей речи? Сущ. – Да, конечно. Именно с меня началось освоение предметного мира человеком. Первые слова, которые произносит ребёнок, начиная осваивать окружающий мир, - тоже имена существительные. Журнал « В мире Морфологии» - А всё ли вы можете назвать в этом мире? Сущ. – Мне подвластно всё в этом мире. Я могу называть конкретные вещи, людей, птиц, животных, растения, события, признаки, действия. По данным «Частотного словаря русского языка» из 9 тысяч наиболее употребительных слов 4 тысячи имена существительные, т. е. почти каждое 2 – е слово в нашей речи – это имя существительное. Журнал « Русский язык в школе» - Какое вы, Имя существительное, расскажите о себе ? Сущ. – Я самостоятельная часть речи. отвечаю на вопросы кто? Что?. Грамматическое значение – предмет. Морфологические признаки – род, число, падеж. Могу быть собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым. В предложении чаще всего бываю подлежащим и дополнением. Кор. – Спасибо за интервью, Имя существительное. - Ребята, а какие интересные факты вы узнали о имени существительном? 4. Исследовательская работа со словом существительное. - Термин « существительное»- это перевод с латинского substantivus, что означаетсубстанция, сущность. Сущее – это имеющееся в действительности, существующее, настоящее. Вот такое значение вкладывали наши предки в слова, называя всё, что видели вокруг. - Назовите родственные слова к термину « существительное». Расскажите об их лексическом значении. Какой у них корень. Есть ли чередование согласных в корне, укажите.
Существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Существенный – важный, необходимый. Сущность – внутреннее содержание предмета. Существование – жизнь, бытие. Суть – самое главное. (Во всех словах одинаковый корень сущ. Есть чередование согласных т и щ в корне.) - Посмотрите, какое большое словообразовательное гнездо у этого слова. Можно ли сказать, что существительное называет важное, главное, существенное в нашей речи, опираясь на составленное нами гнездо родственных слов? 5 . Составление кластера. - Ребята, давайте рассмотрим, что же может обозначать существительное? Назовите значения существительных. внутреннее состояние человека признак как предмет явления природы тревога, радость желтизна, худоба метель, гроза предмет-------Значения существительных----------- действия как предмет беготня, ходьба, чтение стол, ваза явления общественной жизни митинг, демонстрация. - Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значение или частью речи? докажите, что слово бег имя существительное. ( Слово бег имя существительное т. к. обозначает действие как предмет, имеет морф. признаки имени существительного, в предложении м.б. подлежащим или дополнением, отвечает на вопрос что?) 6 . Словесный конструктор. - Поработайте в парах и запишите существительные, образованные разными способами, выделите ту часть слова, которая стала словообразовательной. Баскетбол- баскетболист ( суф.) Храбрый – храбрец ( суф.) Город – пригород ( прист.) Стакан – подстаканник ( прист. – суф.)
Пар, возить - паровоз ( сложение). - Какими способами может быть образовано существительное? ( суффиксальным, приставочным, приставочно – суффиксальным, способом сложения). 7. Орфографическая эстафета. Задание : вспомните орфограммы, связанные с правописанием существительных. Исключите лишнее из данных рядов и аргументируйте свой выбор. Работа в парах. 1. Мяч…к, комоч…к, кирпич…к. 2. Р…стение, р…сточек, зар…сли. 3. Доч…, много рощ…, лож… 4. Щ…тка, ч…лка, ш…рох. 8. Физминутка. 9 . Исследовательская работа. - Существительное – это сердце языковой вселенной. Оно является душой всех частей речи и образует их центр. Разберите языковую вселенную слова « сердце» . Выпишите получившиеся словосочетания и отдельно то, что не является словосочетанием. Бьётся моё одно Сердце доброе чьё – то мамы - Какой вывод можете сделать? ( Словосочетанием не является грамматическая основа – сердце бьётся, имя существительное сочетается почти со всеми частями речи). 10 . Эмоциональная пауза. ( под музыку) - Я прочитаю вам текст, а вы закройте глаза, представьте картину, описанную в тексте, вслушайтесь в существительные. « Это была стремительная гроза в самый разгар золотой осени, в ту пору, когда гроз почти не бывает. В этом была её мощь – в невиданном пожаре солнечного света, бившего в осеннюю заржавленную землю через прорывы бешеных туч. Взрыву солнечного огня, его косые лучи проносились и тотчас гасли в угрюмой дали. Каждый взмах солнца выхватывал из сумрака то одну, то другую отлитую из чистейшей меди берёзу. Свет, золото, багрянец, пурпур и снова – быстрый свет! Синий блеск молнии, длинные раскаты грома, и вдруг вдали, в путанице поваленных ветром берёз, - рыжая огненная лисица с поджатой лапой и насторожёнными ушами.» - О чём этот текст? Что придаёт ему выразительность, яркость? ( С помощью существительных можно нарисовать картину природы, украсить текст) 11. Защита проектов.
- Ребята, дома вы работали над проектом « Имя существительное – часть речи удивительная». Вам предлагалось взять любое слово, главное, чтобы это было существительное и рассмотреть его с разных сторон. Я предлагаю вам посмотреть проекты слова « Учитель» и слова « Самовар». 12. Рефлексия. - Каким предстало перед вами имя существительное? -Что нового узнали о существительном? - Какие задания показались интересными, трудными? -Получили ли вы ответы на свой вопросы по данной части речи? - Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? 13. Домашнее задание. Напишите сказку « В гостях у имени существительного» или эссе « Исчезновение существительных». А может быть вам захочется обратиться к существительному в письме и поразмышлять об этой удивительной части речи? тогда для вас третье задание « Письмо Имени существительному». 14. Итог урока. - Помните , ребята, какие слова мы взяли девизом нашего урока? « Успех – это крылья для полёта ученика и учителя». Можете ли вы сказать , были ли вы сегодня успешны на уроке? А если успешны были вы, то и для меня этот урок стал событием. Ведь с каждым уроком русского языка мы больше узнаём свой родной язык, приоткрываем дверь в удивительный мир языкознания. - Выставление оценок за урок.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №1 Ульяновской области р.п. Новоспасское Конспект урока по русскому языку, проведённый в 5 А классе МБОУ СОШ №1 на тему : « Обобщающий урок по теме « Имя существительное». Составила Вдовина Вероника Николаевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Предмет: Русский язык Учебник: « Русский язык. 5 класс» для ОУ в 2 частях, Москва, «Просвещение», 2012г., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Раздел : «Морфология. Существительное.» Тема урока:. « Обобщающий урок по теме « Имя существительное». Место в системе уроков – на этапе изучения части речи имя существительное, вводное занятие. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Имя существительное». Задачи: 1. Образовательные: повторить орфографические правила, изученные по данной теме. Обобщить ,расширить представления учащихся о роли имён существительных в речи. 2. Развивающие: развивать чувство языка, языковой памяти, развивать внимание. 3. Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать самостоятельность мышления. Воспитывать чувство уважения к выдающимся педагогам, умение работать в парах. Планируемые результаты: Познавательные УУД: самостоятельное введение темы и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структуирование знаний. Личностные УУД:установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождненияэталона, реального действия и его результата. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Методы и приёмы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения. Межпредметные связи:музыка, литература. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, ноутбук, презентация.
Литература: 1. « Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы», автор – составитель В.Н. Пташкина и др., Волгоград: Учитель, 2009. 2. « Люби и знай родной язык. 5 класс». Практикум по русскому языку, С.И. Львова, М: Русское слово, 2000. 3. « Нестандартные уроки. Русский язык.5 – 11», автор – составитель Н.А. Шарова,Волгоград, 2010. 4. Ресурсы Интернета. Методические рекомендации по использованию урока. Урок рассчитан на один час в 5 классе и проводится как вводный при изучении темы « Имя существительное». По программе Т.А. Ладыженской базовый уровень, учебник Русский язык 5 класс для ОУ в 2 частях, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, М.: Просвещение, 2012. Заявленная тема урока позволяет обратиться к знаниям учащихся, которые они получили при изучении русского языка в начальных классах, закрепить их , воспитывать интерес к русскому языку, гордость за лучших учителей Ульяновской области. Данный урок – это сочетание четырёх факторов: обучения, развития, воспитания, творчества – с приоритетами развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приёмы технологии как условия успешной реализации предметного содержания ( приёмы технологии критического мышления, ИКТ, интегрированные и развивающие технологии). Для формирования мотивации ипользуются различные приёмы: логичность изложения, материала, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности. Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности на уроке – работа в микрогруппах и парах. Такая работа была организованна при выполнении заданий исследовательского характера в группах. Предварительная работа. Учащиеся заранее получили задание подготовить презентацию по одному слову – существительному, где нужно было рассмотреть слово с разных позиций: с точки зрения происхождения слова в языке, морфологических признаков, провести фонетический анализ слова, морфемный и словообразовательный разбор, составить гнездо родственных слов, подобрать синонимы и антонимы сочинить, сказку или рассказ, используя это слово.