"Животные нашего края"

Авторы: Гиевая Екатерина Николаевна, Кашуба Галина Николаевна
Должности: воспитатель группы продленного дня, воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г. Калининска Саратовской области"
Населённый пункт: г. Калининск, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Животные нашего края"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ « СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области» Животные нашего края Открытое общешкольное мероприятие Подготовили: воспитатели ГПД Гиевая Е.Н., Кашуба Г.Н . Апрель 2013 год
Всю, что есть на земле красоту Понимаем и любим, и ценим Всю, что есть, а особенно ту Красоту, что живет в нашем крае весеннем.
Е. Долматовский
(1 слайд) -Что такое красота? Что окружает нас в нашем крае? (природа, растения, животные, лес, река…) -А кто же населяет нашу природу? Каких животных нашего края вы знаете? (зайцы, суслики, бобры, лисы, мыши…) -Ребята, попробуйте сами сформулировать тему нашего занятия. -Тема «Животные нашего края» (2 слайд) -Почему мы обратились к этой теме? (узнать больше интересного, нового, больше узнать о животных, которые живут в нашей местности, защищать и беречь их, любить нашу природу) -Все, что окружает нас - бесценно. Послушайте
стихотворение В. Орлова.

Что нельзя купить?
Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей возле тополька, Воду пью из родника. Где-то дома, у метро, Пепси- кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. Если денег накопить, Можно многое купить, Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу. И не спрятать в кошелек Родничок и тополек. -Сегодня мы отправимся путешествовать по окрестностям нашего города Калининска. Как он раньше назывался? (Баланда) (3 слайд) -Послушайте, что пишет о природе нашего края
Л. В. Куликова
, наш краевед, жительница нашего города, в своей книге
«Где течет Баланда»
: «Природа Баланды и ее окрестностей заслуживает того, чтобы рассказать о ней в отдельной главе. «…» Свои улицы и улочки раскинула Баланда в низине. Окружающие ее холмы и возвышенности создают своеобразный уют. «…» Холмы, средь которых покоится Баланда: Попова шишка, Безобразовские горы, Коблы, Мастерный - являются свидетелями жизни очень далеких времен, когда властвовало здесь Хазарское море. «…» Река, пересекающая Баланду и имеющая то же название, невелика, но по - прежнему красива, хотя в последние годы стала заиливаться и зарастать камышом из-за ставшего слабым течения. «…» По берегам Баланды так же склоняются ветлы и ивы, распускает кружево ветвей ольшаник. Среди лета поверхность воды покрывают желтые кубышки и белые кувшинки. Во все времена излюбленным местом отдыха баландинцев была роща у прекрасного Бобрового озера, обрамляющего северо-восточную часть Баланды. В озере водилось множество бобров. Они и сейчас там живут и даже перебрались в реку в район омута» (4 слайд) -Давайте-ка заглянем на это озеро и посмотрим, как поживают его обитатели.
Бобры
(5 слайд) Бобры - крупные грызуны. Взрослый бобер может весить как восьмилетний мальчик, 30-32 кг. Его длина около метра. (6 слайд) Бобры строят плотины, которые регулируют уровень воды в водоеме, чтобы хатки не осушились, и в них не проникли хищники. Плотины бобров - единственное сооружение, построенное животными, которое видно из космоса. (7 слайд ) Веки у бобров прозрачные, что позволяет им видеть под водой и защищает глаза. Для строительства и заготовки корма бобры валят деревья, подгрызая их основания. Их челюсти работают как пила, верхними резцам он упираются в кору, а нижними быстро водит из стороны в сторону. Еще у них красивый мех.
-Ну, что, понравилось вам на озере Бобровом? Теперь отправляемся в лес (8 слайд) «Леса, окружающие Баланду, разнообразны по составу и характеру. В районе хутора Винницы, на песчаной горе, возвышается строгий сосновый бор. В народе до сих пор он именуется «графским», так как принадлежал когда-то графу Шереметеву. Классическую красоту и степенность придает он всей округе. Рядом с ним, как бы поднимаясь по лесенке, бегут в гору молодые сосенки, которые в дождливые годы «кишат» маслятами. Молодые сосновые посадки окружают «Баланду со всех сторон: территория района входит в «Зеленый пояс России» «…» За Бобровым озером, под Винницкой горой, растут огромные старые деревья ольхи. Из-под их стволов до сих пор бьют ключи, из которых в начале века брали воду «…» Весной роща у Бобровки с красивыми старыми липами, кленами, черемухами кажется голубой из-за цветущей пролески» -Ребята, кто же обитает в наших лесах? Разгадайте
ребус
(9 слайд)
Лоси
(10 слайд) Лоси самые крупные из обитающих у нас животных (11 слайд). У лося очень длинные ноги и, чтобы ему напиться, он вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног(12 слайд) У самцов огромные рога, они весят 20-30 кг. На зиму их сбрасывают, чтобы сохранить энергию для зимовки. Часто лося называют сохатым, так как рога напоминают по форме соху(13 слайд) Лоси быстро бегают(56 км/ч) и плавают(10 км/ч). Даже могут нырять и задерживать дыхание под водой до 1 минуты. Ныряют, чтобы найти подводные растения, пригодные в пищу. Зрение у лосей слабое. Зато, хорошо развиты обоняние и слух. У лося чрезвычайно чувствительный нос. Волки знают об этом, поэтому при нападении могут схватить животное за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться.
Игра «Найди спрятавшееся животное»
1) Стемнело вдруг. Гроза идет, к земле ко
лось
я ветер гнет. 2) Вда
ли са
рай, за ним забор, он окружает птичий двор. 3) Зарни
ца пля
шет в той дали, куда уходят корабли. 4) Крас
иво лга
ть умеют лисы, а после - шасть!- и за кулисы. 5) Как хорошо после дож
дя, тел
ята рады, рад и я. 6) Меня пронырой со
вы дра
знят, нырять и плавать плохо разве? 7) Притих камы
ш, мель
кнула птица, все спит, ничто не шевелится. -Идем дальше. Следующее животное живет и в лесу, и в степи. Разгадайте
ребус
(14 слайд)
Волк
(15 слайд)
Хищное животное. Предок наших собак. Когда-то волки имели очень большую численность, но в настоящее время находится на грани исчезновения(16 слайд). Волки очень заботливые родители. Для выведения потомства устраивают логово. Маленькие волчата очень похожи на обычных щенят. При рождении у волчат глаза голубые, желтеют к восьми месяцам. У волка очень развиты слух и обоняние. В лесу они могут услышать звук на расстоянии 9 км, а на открытом пространстве 16 км. А запах способны учуять на расстоянии 1,5 км. Волки различают 200 миллионов оттенков запахов. У волков в глазах есть светоотражающий слой, который светится в темноте и помогает волку видеть в темноте. -Разгадайте
ребус.

Лиса
(17 слайд) Очень красивое животное (18 слайд). Стройное, грациозное, с красивым мехом и длинным пушистым хвостом. Лисы практически всеядны, могут, есть даже фрукты и ягоды. Лиса - отменный охотник (19 слайд). Быстрая и ловкая. У лисы очень тонкий слух, она может услышать мышь за несколько сотен метров (20 слайд). Лисицы пользуются постоянным жилищем только во время выкармливания лисят. А в остальное время года, даже в морозные зимы, отдыхают под открытым небом. Поскольку подушечки лап и нос у лисы очень чувствительны к обморожению, она спит, обернув свой пушистый хвост вокруг тела. Ей тепло, словно, под одеялом. Хвост служит еще и рулем. На бегу, лиса может с его помощью резко повернуть на 90 градусов(21 слайд). -Отгадайте следующий
ребус
(22 слайд)
Заяц
(23 слайд) Зайцы обитают почти по всему земному шару. У зайцев в природе очень много врагов, поэтому им нужно хорошо защищаться. Для этого у них есть масса приспособлений. Одно из главных - уши. Они работают как локаторы. Точно фиксируя, откуда исходит подозрительный звук. Еще одно приспособление для защиты - глаза. Не поворачивая головы, заяц может видеть не только перед собой, но и по сторонам и даже чуть-чуть сзади. И, чтобы спасти свою жизнь, есть задние лапы, прекрасно приспособленные для быстрого бега (до 80 км/ч). «Барабанная дробь», которую зайцы выбивают лапами - это их средство связи. Хотя зайцев называют «косыми», никакого косоглазия у них нет. Косоглазие им приписывают охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина в асимметрии лап зайца. -Что же, лесных обитателей мы навестили. Не пора ли отдохнуть?
Физминутка « Звериная зарядка»
(25 слайд) Раз присядка, два прыжок- Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся Любят сладко потянуться,
Обязательно зевнуть, Ну, и хвостиком вильнуть. А волчата - спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы, То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. А кому зарядки мало- Начинайте все с начала. -Отдохнули, идем дальше (26 слайд). «За рощей простираются луга, которые так просто и называются: первые луга, вторые луга, третьи луга. В 1950 1960-е годы (позже луга были перепаханы), примерно с конца мая до середины июня, луга покрывались бело-желтым ковром, «сотканным» ромашкой-нивяником» -Наверняка многие из вас выезжали на природу, на луга. Каких мы можем встретить там обитателей? Каких животных луга и степи вы знаете? (мыши, суслики, сурки, змеи, кроты…) -Давайте прогуляемся и здесь. А к кому мы зайдем в гости, отгадайте сами. Зверек бурый, неуклюжий, Он не любит зимней стужи. До весны в норе глубокой Посреди степи широкой Сладко спит себе зверек. Как его зовут?
(сурок)

Сурок
(27 слайд) Живут колониями в норах. Имеют теплый мех. Сурки легко приручаются и очень преданны хозяевам. У них сильно развито чувство собственной территории, поэтому они никогда не допускают чужака в дом. Сурки свистят. Они свистом встречают восход солнца. Зимой впадают в спячку, почему и имеют еще одно название - «сони». Во сне они иногда храпят (28 слайд). Есть даже праздник - День Сурка, традиционный праздник в Канаде и США, 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы, и по его поведению можно судить о близком наступлении весны. -Вот такой удивительный мир животных нас окружает, радует своим разнообразием и красотой. -А теперь узнаем, кто из вас, ребята, самый внимательный, самый любознательный, самый лучший знаток природы. Давайте поиграем в
игру

«Силуэт»
(назвать животное, которому принадлежит силуэт) (29-32 слайды)
Брейн - ринг «Знаешь ли ты животных?»

1
-а (суслик просыпается зимой каждые 10-12 дней; за несколько часов бодрствования в его организме вырабатывается порция гормонов, необходимых для обогревания суслика.) (33 слайд)

2
- а, б (кроме ферментов, убивающих микробы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров) (34 слайд)
3
- б (в жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ; лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов) (35 слайд)
4
-а, б (ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам комары перелетают с цветка на цветок, питаются нектаром и попутно опыляют растения; ведь в тундре и в тайге очень мало пчел и шмелей) (36 слайд)
5
-в (весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озер, вылезают огромные щуки метать икру) (37 слайд)
6
-в (вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на чем- нибудь, так крутит голову передними лапами, что того и гляди оторвет. Так же умываются и другие насекомые) (38 слайд)
7
-б (медведка похожа на крота; такой же формы тело, с зауженной вперед головкой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землей) (39 слайд) -Молодцы, вы отлично справились с заданиями. Но природу нужно не только знать, но и …Что еще? Беречь! -А как ее надо беречь? (не разорять гнезд, не рвать цветы…) -Ребята, понравилось ли вам путешествие? Узнали ли вы что-нибудь новое? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? -Что бы вы взяли для себя? -Закончим наше путешествие
стихотворением В. Чижова « В природе

столько красоты!»

В природе столько красоты!
(40 слайд) В природе столько красоты- Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер в поле ржи, Поют перепела… Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь- И ты научишься тому, Как это все беречь.