"Здоровье"

Автор: Голицын Владимир Алексеевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ основная общеобразовательная школа №16
Населённый пункт: город Кизел Пермский край
Наименование материала: Программа
Тема: "Здоровье"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №16
ПРОГРАММА

«З Д О Р О В Ь Е»
Учитель физической культуры I категории Голицын Владимир Алексеевич Кизел 2015

УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цели:
- Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие учащимся навыков здорового образа жизни. - Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. - Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни. - Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья. - Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры. - Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.
Проблемы:
-высокий уровень заболеваний среди учащихся; -ухудшение социального положения семей в селе; - высокий уровень безработицы; - необеспеченность детей полноценным питанием; - достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей; - невысокий уровень общей культуры учащихся.
Ожидаемые результаты:
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности; - у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья; - снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

Аналитическое обоснование программы
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта. Школа не может остается в стороне, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на 1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка; 2.Конституцию Российской Федерации; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации;

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. 2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. 3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности школы, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Цели программы «Здоровье».
1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек. 2. Продемонстрировать многогранную природу здоровья. 3. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника. 4. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья. 5. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. 6. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы. 7. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Основные задачи и содержание работы в школе по реализации

программы «Здоровье»
1. Школа ставит перед собой следующие задачи: - поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы; - валеологический анализ уроков; - разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей; - содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе; - обучение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья; - оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка; - пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни. 2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:
- научным,
изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
- прикладным
, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

- практическим
(работа с детьми, родителями, педагогами МОУ в рамках программы).
3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе

являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция,

консультирование.
3.1. Диагностическая деятельность. Школа решает следующие конкретные диагностические задачи: - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения; - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка; - диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации; - контроль за сбалансированностью питания; - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития. 3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей. 3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:
- прием детей в первый класс, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья; - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе. 3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи: - консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер; - индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни; - повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний; - на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы

здоровья:
1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры. 2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную
программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников. 3. Работа медицинского сотрудника ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с ЦРБ Пермского района. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой. 4. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе. 5. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.
Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в

школе:
1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса. 2. Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей. 3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни. 4. Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками). 5. Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании малоподвижный образ жизни). 6. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.
П. Стратегия развития школы в рамках программы «Здоровье»
Ресурсы, необходимые для развития программы: -готовность персонала, родителей, учеников к участию в программе,
-профессиональная компетентность учителей, -ресурс времени, -информационные ресурсы, - финансовые и материально технические.
Общие тактические задачи на первом этапе реализации программы:
1. Провести социологические исследование учащихся школы, выявить и определить реальное состояние здоровья школьников 2. Провести «инвентаризацию» школьных проблем, выявив существенные факторы, влияющие на здоровье. 3. Вовлечь родителей и общественность поселка в реализацию программы.
Школьный совет содействия здоровью.
Школьный совет отвечает за состояние школьный среды, внедрение различных направлений УВП, содействующих здоровью, поддержание чистоты в классах, мастерских, в спортивном зале и туалетах школы. Школьный совет – это проводник интересных идей, содействующих созданию в школе атмосферы взаимоуважения и заботы. Школьный совет прилагает усилия по привлечению родителей и общественности к проблемам школьной жизни. Члены совета: 1. заместитель директора школы по ВР 2. учитель начальных классов 3. учитель физической культуры 4. учитель математики 5. учитель начальных классов 6. учитель истории
Деятельность медработника
1. Оказание своевременной и целенаправленной медицинской помощи. 2. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья. 3. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель).
4. Повышение эффективности психологической поддержки. В связи с данными задачами, исходя из содержания программы «Здоровье», необходимо иметь следующие показатели: - число заболеваний за год; - количество дней, пропущенных по болезни; - количество учащихся, переболевших за год ( %); - количество впервые выявленных заболеваний; - количество детей, наблюдающихся узкими специалистами; - пограничные нервно – психические состояния; - патология желудочно – кишечного тракта; - инфекционные заболевания; - травматизм; - нарушение остроты зрения; - число впервые выявленного кариеса; - физическое развитие; - масса тела; - осанка; - риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курение); - получение социальной помощи. Данные показатели дают возможность объективно оценивать состояние здоровья учащихся в динамике и могут быть использованы в качестве медицинских критериев эффективности различных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья. Примечание: из общего количества учащихся школы необходимы данные на каждый класс отдельно.
Образование в области физического воспитания.
Дети по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три физкультурные группы – основную, подготовительную и специальную.
На основе учета возраста, показателей физической подготовленности, степени заболевания ежегодно к началу учебного года формировать специальные медицинские группы учащихся. Занятия проводить с учетом рекомендаций МРИО (методическое пособие «Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»). Соблюдать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к урокам физкультуры, трудового обучения, (проветриваемые чистые помещения, специальная форма, определенные нормами физические нагрузки).
Профилактика заболеваний через здоровое питание.
Деятельность по улучшению питания школьников должна предполагать два аспекта: питание ребенка в школе и контроль за полноценностью питания в семьях учеников. Для решения данной проблемы необходимо: 1. Не нарушая финансовой сметы, оптимизировать рацион питания исходя из возможностей школы (овощи с пришкольного участка). 2. Добиваться витаминизации рациона питания в период с марта по май (соки, фрукты). 3. Выдерживать режим питания школьников, учитывая их возрастные особенности. 4. Ответственному за питание, контролировать процесс приготовления пищи. 5. Минимальными ресурсами при идеальной чистоте выдерживать эстетику столовой. 6. Учителям, находить возможность в доступной, деликатной форме информировать детей о питании в домашних условиях.
Участие родителей и общественности в реализации программы

«Здоровье».
Родители должны помогать своим детям:
- в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья; - в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности; - в организации здоровья жизнедеятельности за рамками учебно- воспитательного процесса в лицее; - в борьбе с вредными привычками. Педагогические работники и родители должны знать вредные факторы и уметь исключить или минимизировать их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Активизировать просветительскую работу по вопросам здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса: - с родителями учащихся 1-9 классов – «Влияние физических упражнений на здоровье ребенка» (родительская конференция) - с педколлективом – «Метапредметность на уроках физкультуры». - с учащимися –Организовывать встречи с работниками здравоохранения.