"ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА"

Автор: Авраменко Мария Николаевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МКОУ "Залуженская СОШ"
Населённый пункт: с.Залужное, Воронежская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАЛУЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО протокол №____ от _______ Руководитель МО ________________________ «___»______________2014г. Согласовано Зам. директора по УВР ____________________ «___»______________2014г. Утверждаю Директор школы ____________________ «___»______________2014г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА
Разработал: учитель физики Авраменко Мария Николаевна
2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка
Индивидуальная программа по физике ориентирована на учащегося 9 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. на основе федерального компонента Государственного стандарта, одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23.12.03. №21-12 и утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.04. № 1089 2. Программы курса «Физика. 7-9 класс»: Авторы И. А. Дик и Ю. А. Коровин. – М.: Просвещение, 2009 3. Учебно-методический комплект Физика 9 класс, авторы Е. М. Гутник. А.В. Перышкин.
Цели индивидуальной программы:
1. Расширение кругозора школьника и углубление знаний по основным темам базового курса физики. 2. Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач. 3. Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Задачи индивидуальной программы:
1. Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач. 2. Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях. 3. Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач. 4. Развитие творческих способностей учащихся. 5. Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе. 6. Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире. Индивидуальная программа позволяет целенаправленно развивать склонности учащегося к предмету физика и соответственно готовить его для сдачи ГИА. Дело в том, что физика является одним из школьных предметов, изучение которого требует достаточно развитого мышления - умения наблюдать физические явления и процессы, устанавливать связи и отношения между ними и одновременно обобщать. Индивидуальная программа ориентирует ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений.
Учебно-методический комплекс
включает следующую литературу: 1. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2012 2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7 – 9 класс.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 3. Перельман Я.И. «Занимательная физика».
4. Тесты для подготовки к ГИА. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Учениками осваивается общая структура деятельности: целеполагания, планирования и оценивания результатов совершаемого способа деятельности. Значимыми в организации данного курса является решение задач разного типа: 1.
качественные задачи
- используются как средство закрепления изученного материала; выясняют глубину и усвоение материала. Решаются с помощью индукции и дедукции, логических умозаключений, основанных на физических законах. 2
.экспериментальные задачи
- учащиеся учатся выполнять их самостоятельно, получать необходимые данные. 3
вычислительные задачи
- рассматривать разные способы: арифметический, алгебраический, геометрический, графический. 4
графические задачи
- умение «читать» и строить графики зависимостей. 5
олимпиадные задачи.

Особенности ученика 9 класса.
Платонов Святослав воспитывается в хороших семье. В классе он является одним из хорошо успевающих учеников. У него обнаружились такие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный. Платонов Святослав обладает хорошим потенциалом, проявляет интерес к точным наукам. Платонов Святослав решил в этом году сдавать физику в форме ГИА, поэтому ему необходимы дополнительные занятия по предмету. Учебная мотивация носит разнообразный характер. На этих дополнительных уроках желательно развивать интерес ребенка к предмету, поощрять их самостоятельные занятия дома. Так как физика сейчас сдается в форме ГИА, то контрольные работы будут проводиться в виде тестовых заданий. Их будет 6.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Система отсчета и относительность движения. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Закон сохранения механической энергии. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.
Объяснение этих явлений
на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению

зависимостей:
пути от времени при равноускоренном движении, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления.
Практическое применение физических знаний для
выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Наблюдение и описание
взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света;
объяснение этих явлений
.
Измерение физических величин
: фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по

изучению
: действия магнитного поля на проводник с током, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для
безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических

объектов:
динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Наблюдение и описание
оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Содержание изучаемого курса

Тема 1.
Физическая задача. Классификация задач (2 ч) Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Задачи по физике классифицируют по многим признакам: по содержанию, целевому назначению, глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия, степени трудности и т.д. По содержанию задачи следует разделить, прежде всего, в зависимости от их физического материала. Различают задачи по механике, молекулярной физике, электричеству и т.д. Различают задачи с абстрактным и конкретным содержанием. Ряд задач содержит сведения исторического характера: данные о классификации физических опытах, открытиях, изобретениях или даже исторических легендах. Например: «Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель взвешивал кожаный мешок без воздуха и с воздухом. Обнаружив одинаковый вес, Аристотель сделал вывод, что воздух невесом. Докажите, что вывод Аристотеля неверен». Широкое распространение получили также занимательные задачи. Их решение оживляет занятие, повышает интерес к физике. Резкой грани между задачами нет. По способу решения различают устные, экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Деление это условно в том отношении, что при решении большинства задач применяют несколько способов.

Общие требования при решении физических задач. Работа с текстом задачи. План решения, выполнение плана. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения задач.
В основе любого из приемов решения задачи лежит аналитико-синтетический метод. План решения: ознакомление с условием задачи, анализ содержания задачи, составление плана решения, осуществление плана решения, проверка ответа.
Тема 2.
Кинематика материальной точки (5 ч) Координатный метод решения задач (прямолинейное движение). Графический метод решения задач (прямолинейное движение). Методика решения задач на относительность движения при изучении основ кинематики. Решение задач на движение материальной точки по окружности.
Тема 3.
Динамика материальной точки (5 ч) Классификация сил (составление таблицы). Решение задач на основные законы динамики (координатный, графический методы)
Тема 4.
Законы сохранения (3ч) Решение задач на закон сохранения импульса. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами (ср-ми кинематики, динамики и с помощью законов сохранения).
Тема 5.
Тепловые явления (4ч) Решение качественных задач. Решение графических задач, количественных на процессы плавления и отвердения, испарения и конденсации. Решение качественных и расчетных задач на изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Решение задач на определение влажности воздуха.
Тема 6.
Электродинамика (5ч) Решение задач разных видов на описание электрических цепей с помощью закона Ома, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединения. Эта тема важна для развития их логического мышления. На занятии они собирают, и решаю более сложные, смешанные схемы. Наибольшие затруднения представляют задачи со сложными соединениями резисторов, в которых эквивалентные схемы начертить, сразу не удается.
Тема 7.
Колебания и волны (3ч). Решение задач на описание различных свойств механических волн. Графики зависимости смещения от времени при колебательных движениях. В данной теме решают задачи о распространении механических колебаний, которые совершаются частицами твердых тел, жидкостей и газов под действием сил, линейно зависящих от смещения.
Тема 8
. Оптика (4ч). Решение задач по геометрической оптике. Законы прямолинейного распространения света. Явления отражения и преломления. Решение задач закрепляющих понятие о простейших и вместе с тем практически важных явлениях геометрической оптики (прямолинейное распространение света, законы отражения и преломления света, линзы). В данных задачах вместо физического понятия световой волны используют геометрическое понятие светового луча, т.е. линии, показывающей направление распространения света. Подвести учащихся к пониманию того, что свет - это электромагнитные излечения с определенной длиной волны, к которым применимы ранее изученные общие законы волн. Такой подход подготовит учащихся к более глубокому изучению световых волн .
Повторение (резервное время) –
3 ч.
Норма оценок знаний, умений и навыков:

Оценка ответов учащихся:

Оценка «5»
ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. А так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»
ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров. Без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3»
ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2»
ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1»
ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ.

Оценка «5»
ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4»
ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3»
ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2»
ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1»
ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса физики 9 класса учащийся должен:
знать
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного
поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света; • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы; • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины; • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; •
решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Календарно-тематическое планирование:

№п/п

Дата

Тема урока

Примечание

План

Факт

Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
1 Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. 2 Общие требования при решении физических задач
Кинематика материальной точки (5 ч)
3 Координатный метод решения задач (прямолинейное движение). 4 Графический метод решения задач (прямолинейное движение). 5 Методика решения задач на относительность движения при изучении основ кинематики. 6 Решение задач на движение материальной точки по окружности. 7 Тест по теме: «Кинематика материальной точки»
Динамика материальной точки (5 ч)
8 Классификация сил. 9 Гравитационные силы. Силы упругости. Силы трения. 10 Решение задач на Законы Ньютона. 11 Решение задач на Закон всемирного тяготения. 12 Тест по теме: «Динамика материальной точки»

Законы сохранения(3 ч)
13 Решение задач на закон сохранения механической энергии. 14 Решение задач на закон сохранения импульса. 15 Тест по теме: «Законы сохранения»
Тепловые явления (4ч)
16 Решение задач на расчет количества теплоты 17 Решение качественных и расчетных задач на изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. 18 Решение задач на закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 19 Тест по теме: «Тепловые явления»
Электродинамика (5 ч)
20 Решение задач на закон Ома для участка цепи 21 Решение задач разных видов на описание электрических цепей с помощью законов последовательного и параллельного соединения 22 Решение задач на закон Джоуля - Ленца 23 Задачи разных видов на описание магнитного поля тока. 24 Тест по теме: «Электродинамика»
Колебания и волны (3 ч)
25 Решение задач на описание различных свойств механических волн. 26 Графики зависимости смещения от времени при колебательных движениях. 27 Тест по теме: «Колебания и волны»
Оптика (4 ч)
28 Решение задач по геометрической оптике. 29 Законы прямолинейного распространения света. 30 Явления отражения и преломления. 31 Тест по теме: «Оптика»
Повторение (резервное время) -3ч
32 Подготовка к ГИА 33 Подготовка к ГИА 34 Подготовка к ГИА

«Контроль уровня обучения»:

Ресурсное обеспечение программы
: 1. Балаш В.А «Задачи по физике и методы их решения». М.Просвещение, 1983 2. Каменецкий С.Е., Орехов В.Н. «Методика решения задач по физике в средней школе». М. «Просвещение»,1987г. 3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7 – 9 класс.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 4. Перельман Я.И. «Занимательная физика». 5. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2012 6. Рымкевич А.П. « Задачник по физике 10-11 классы», М. «Дрофа», 2000г. 7. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике». - М.Просвещение, 1987г.

Электронные образовательные ресурсы. Виртуальные лабораторные работы (коллекция CD-дисков) Коллекция тематических презентаций.