"Интерактивное обучение: сущность и значение в формировании коммуникативной компетенции учащихся"

Автор: Гуляева Ирина Владимировна
Должность: доцент
Учебное заведение: Брянский филиал Московского Психолого-социального университета
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивное обучение: сущность и значение в формировании коммуникативной компетенции учащихся"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интерактивное обучение: сущность и значение в формировании

коммуникативной компетенции учащихся
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема межличностных отношений. В настоящее время в любой профессиональной сфере ощущается потребность в людях, умеющих слушать и говорить с людьми, готовых к позитивному сотрудничеству, способных создавать психологический климат в коллективе, то есть обладающих сформированной коммуникативной компетентностью, и как следствие, умеющих строить гармоничные взаимоотношения с окружающими. Под гармоничными (полноценными) взаимоотношениями мы понимаем отношения, характеризующиеся проявлением уважения различий между субъектами отношений, поддержкой открытого выражения чувств и мыслей, умением субъектов общения распознавать барьеры в отношениях и предупреждать или преодолевать их, проявлением взаимного интереса и сотрудничества. Определенное значение в решении указанных задач имеет организация интерактивного обучения. Целью такого обучения является создание комфортных условий для учебного взаимодействия участников образовательного процесса, то есть таких условий, при которых учащиеся чувствуют свою уверенность, успешность, интеллектуальную состоятельность, находятся в постоянном сотрудничестве с одногруппниками и педагогом, что и делает процесс обучения продуктивным, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся. Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [3].
Можно выделить следующие признаки интерактивного обучения: - активность учащихся: физическая (передвижение по аудитории, смена рабочего места, т.п.), социальная (обмен мнениями, отстаивание собственной точки зрения) и познавательная (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем); - межличностное взаимодействие; - работа в группах на основе кооперации и сотрудничества; - полилог (возможность каждого участника иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность высказать свою точку зрения); - мыследеятельность (организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся; организация проблемного обучения); - ситуация успеха (целенаправленное создание педагогом комплекса условий, способствующих получению учащимися удовлетворения от учебного взаимодействия); - игровая и тренинговая организация обучения; - позитивность, оптимистичность оценивания; - рефлексия (самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия). Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно преобразует транслирующие формы обучения в диалоговые, которые позволяют осуществлять взаимодействие. Задачи, которые позволяет решать реализация интерактивного обучения соотносительно с различными субъектами образовательного процесса, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Задачи интерактивного обучения Субъекты Задачи интерактивного обучения
интерактивного обучения Конкретный обучающийся - обеспечение высокой учебной мотивации; - получение опыта активного освоения учебного материала во взаимодействии с учебным окружением; - формирование прочных знаний; - развитие творчества и фантазии; - развитие личностной рефлексии; - формирование активной жизненной позиции; -освоение опыта учебного взаимодействия; - развитие коммуникативных умения и навыков; -установление эмоциональных контактов между обучающимися; - отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся; развитие толерантности. - развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.); - осуществление релаксации (снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. п.) Учебная группа - развитие коммуникативных навыков в малой группе; -формирование ЦОЕ (ценностно-ориентационного единства); - развитие командного духа; -развитие навыков групповой рефлексии (анализа и синтеза); - развитие способности разрешать конфликтные ситуации Преподаватель - группа - формирование нестандартного отношения к организации образовательного процесса; -формирование готовности к межличностному взаимодействию и становлению межличностных отношений в учебных и иных ситуациях; - обеспечение свободы самовыражения; - снятие факторов риска (стрессовой педагогической практики, интенсификации учебного процесса, несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов) Таким образом, реализация интерактивного обучения на занятиях способствует развитию интереса у обучающихся, поощрению активности учащихся в познавательной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формирует коммуникативные умения, жизненные навыки.
Согласно работам О.Г. Смоляниновой, можно выделить три формы интерактивности: 1) реактивная интерактивность (используется линейная модель обучения, при которой последовательность заданий строго определена, ученики отвечают на то, что им представляет программа); 2) действенная интерактивность (используется нелинейная модель обучения, при которой ученики управляют программой: они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения). 3) взаимная интерактивность: применяется модель "управляемое открытие"; ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу. Указанная модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др. Все основные методы интерактивного обучения можно объединить в группы, которые нами представлены на схеме 1. В основе методов создания благоприятной атмосферы лежит «коммуникативная атака», позволяющая оперативно включить в совместную деятельность всех учащихся. Методы указанной группы: «Прогноз погоды», «Аллитерация имени», «Имя и жест», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Опасения и ожидания» способствуют самоактуализации каждого из учащихся, адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Схема 1. Методы интерактивного обучения К методам организации обмена деятельностями отнесем методы «Метаплан», «Мастерская будущего», «Аквариум», «Интервью», «Перекрестные группы», «1x2x4», «Круглый стол», «Пресс-конференция», «Мозаика», «Нормы взаимодействия». Данные методы предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся, совместную активность. В основе этих методов лежит творческая работа, объединение учащихся в группы для совместной творческой деятельности. Основной функцией методов организации смыслотворчества является совместное создание учащимися и педагогом нового содержания учебно- воспитательного процесса. К числу методов данной группы относится метод «Заверши фразу», «Ассоциации», «Алфавит», метод «Работа с понятиями», «Интеллектуальные качели», «Минута говорения», «Аллитерация понятия», «Сочиняем рассказ».
методы

интерактив-

ного

обучения

интегра

тив-ные

методы

методы

организаци

и смысло-

Ме

то

ды

Методы

рефлексивной

деятель-

ности

Методы

организац

ии мысле-

Методы

создания

благоприят-ной

атмосферы

Методы организации мыследеятельности позволяют решать двойственную задачу. Во-первых, они способствуют формированию благоприятного микроклимата в группе, мобилизации творчества учащихся, во-вторых, стимулируют познавательную активность. Суть методов данной группы состоит в эффективной организации мыслительной деятельности учащихся. Организация мыследеятельности предполагает выполнение учащимися различных мыслительных операций, обмен мнениями, сочетание индивидуальной и групповой работы, реализацию проблемного обучения. В группу методов организации мыследеятельности входят методы «Четыре угла», «Цветные фигуры», «Выбор», «Логическая цепочка», «Смена собеседника», «Дюжина вопросов», «Самооценка». Методы организации рефлексивной деятельности направлены на фиксацию педагогом и учащимися собственного состояния развития и определение его причин. Помочь осуществить самооценку и самоанализ участникам педагогического взаимодействия своей деятельности и ее результатов позволяют такие методы, как «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Мини сочинение», «Ключевое слово», «Зарядка», «Анкета-газета», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу», «Острова», Рефлексивный ринг». Одним из наиболее продуктивных методов, направленных на создание оптимальных условий для саморазвития учащихся и формирования коммуникативных навыков, является интерактивная игра. Нами разработаны следующие интерактивные игры, направленные на создание условий для сотрудничества на занятиях по математике в учреждениях среднего профессионального образования: "Крестики-нолики" (степень с рациональным показателем), "Математическое лото" (логарифмы), "Морской бой" (решение уравнений), "Своя игра" (решение тригонометрических уравнений, решение логарифмических уравнений, решение неравенств), "Биржа" (логарифмы), "Математический турнир" (решение неравенств) др. В структуре каждого интерактивного занятия можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап, предполагающий деятельность педагога по определению темы, выбору формы занятия, подготовке раздаточного материала. 2. Организация начала занятия. Данный этап предполагает совместную деятельность педагога и учащихся в определении темы и целей, уточнении правил работы, понятийного аппарата. 3. Основная часть занятия, предполагает совместную деятельность в сформированных группах по выяснению основных позиций изучаемого материала, переосмысление основного содержания. 4. Рефлексия. Данный этап включает оценку отношения к содержательному аспекту и концентрацию на чувственном аспекте. На этапе организации начала занятия для выяснения темы урока считаем целесообразным разгадывание ребуса или шарады, с помощью которого зашифрована тема, что способствует привлечению внимания учащихся к изучаемому предмету (теме), активизирует познавательную деятельность, способствует формированию благоприятного психологического климата на занятии. Применение метода «Мозговой штурм» на данном этапе урока обеспечивает генерацию всех идей и используется для решения задачи повторения и обобщения знаний, полученных ранее. Указанный метод позволяет в течение короткого периода времени выявить подготовленность учащихся к изучению темы, сделать выводы из получившихся результатов, связать изученную ранее тему с новым материалом. При изучении новой темы на основном этапе занятия целесообразно проводить интерактивные мини-лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций, по окончании которых совместно со студентами важно подводить итоги, озвучивая извлеченные выводы. На занятиях, посвященных изучению новой темы, желательно включать в работу обучающихся в микрогруппах с опорными конспектами, заранее разработанными педагогом. Опорные конспекты содержат задания по заполнению таблиц, созданию
кластеров, схем, позволяющих обобщить теоретические знания, а также ряд задач на их применение. При возникновении определенных сложностей учащиеся имеют возможность сначала обратиться за помощью к участникам других групп, после чего происходит совместное с педагогом обсуждение решения возникшей проблемы. Использование таких конспектов позволяет не только формировать учебные и общие знания и умения, развивать самостоятельность, умение работать с книгой, но и формировать партнерские взаимоотношения между учащимися. На занятиях, посвященных закреплению изученного материала, целесообразно использовать технику групповой работы, в частности в четверках – «междусобойчик». В ходе такой работы каждый учащийся имеет возможность развивать такие составляющие коммуникативной компетенции, как умения слушать и доказывать собственную точку зрения. При закреплении и обобщении полученных на уроках знаний рекомендуем также использовать проведение «конференций», «пресс- конференций», «защиту разработанных проектов», «разработку и защиту презентаций». Обязательным этапом каждого занятия является рефлексия, предполагающая формулировку основных теоретических положений и обсуждение эмоциональной составляющей занятия, характеристику возникших сложностей. Использование любого из предложенных в таблице методов рефлексии («незаконченное предложение», свободное письмо», «забор», и т.п.) должно способствовать ответам учащихся на такие вопросы, как «каково ваше впечатление от занятия?», «какие сложности возникли на занятии, как удалось их решить?», «как вы оцениваете действия группы и свои, чтобы вы изменили в поведении?" Следует отметить, что рефлексию целесообразно проводить не только в конце всего занятия, но и после отдельных его этапов. Например, после групповой работы, осуществляя обратную связь, и предлагая учащимся
подобрать пять-семь определений, которыми они могли бы охарактеризовать свою работу в группе. Подводя итоги сказанному, отметим следующее. Организация интерактивного обучения является одной из форм многосторонней коммуникации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено на овладение обучающимися определенными знаниями через их собственный опыт, активное участие, способствует развитию коммуникативной компетенции и становлению гармоничных взаимоотношений посредствам погружения участников образовательного процесса в атмосферу делового сотрудничества при разрешении учебной проблемы. Все это позволяет реализовать компетентностный подход, являющийся ключевым в требованиях к современному образованию. Литература 1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие/ С.С. Кашлев.- 2-е изд.- Минск: ТектраСистемс, 2013.- 224 с. 2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в образовании. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004,– 384 с. 3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения/под.ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2007.– 176 с.