Автор: Фатхутдинова Анастасия Юрисовна Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район п.Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности развития детей 5-6 лет"
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5
– 6 ЛЕТ
Ведущая потребность в этом возрасте –
потребность в общении;
творческая активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая
игра.
Ведущая функция – воображение.
Познавательная задача становится для
ребенка собственно познавательной (нужно
овладеть знаниями!), а не игровой. У него
появляется желание показать свои умения,
сообразительность.
Основные приобретения возраста:
проявление произвольности всех психических
процессов и вытекающая отсюда способность
управлять своим поведением;
изменение образа Я - у ребенка начинают
появляться представления не только о том,
какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть
и каким не хотел бы стать;
сверстник постепенно приобретает по-
настоящему серьезное значение для ребенка;
повышается избирательность и устойчивость
взаимоотношений с ровесниками.
Характеристика познавательных процессов:
Продолжает совершенствоваться
восприятие
цвета, формы и
величины, строения предметов; происходит систематизация
представлений детей
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они
могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 мин
вместе
со
взрослым
. Объем внимания составляет в
начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.
Объём
памяти
изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость.
Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—
6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться
образное
мышление
. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане,
но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развивается
прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть
перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия
собственных действий и поступков.
Этот период называется сензитивным
( особеннно чувствительным) для развития всех
познавательных процессов:
внимания
восприятия
мышления
памяти
воображения.
Научно доказано, что в этом возрасте человек
запоминает столько материала, сколько он не
запомнит потом никогда в жизни.
Формируются
«высшие чувства»:
моральные, интеллектуальные, эстетические
.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта,
как
лживость
, т. е. целенаправленное искажение истины.
Развитию этой черты способствует и
нарушение
детско
-
родительских
отношений
, когда близкий человек
чрезмерной строгостью или негативным отношением
блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения,
уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия
взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает
придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать
вину на других.
Нравственное
развитие
старшего
дошкольника
напрямую
зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в
общен ии со взрослым ребенок узнает, осмысливает и
интерпретирует нравственные нормы и правила.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у
ребенка развивается притязание на признание, выраженное в
стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою
значимость.
Эмоциональная сфера детей 5-6 лет:
Старшие дошкольники способны различать весь спектр
человеческих эмоций, у него появляются устойчивые
чувства и отношения.
Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное
отношение к себе и другим. Они остро чувствуют любую
неискренность и перестают доверять человеку, который
однажды обнаружил ее.
Умеют сдерживать чувства и произвольно
контролировать свое поведение.
Пятилетние дети влюбчивы. Объектом влюбленности
может стать человек любого возраста. Вместе с
влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики
начинают ревновать свою маму к отцу, а девочка –
наоборот. Это порождает агрессивные выпады.
«Не думайте, что вы
воспитываете ребёнка только
тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете
его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый
момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома».
А.С.Макаренко
Спасибо за внимание!