"Моё Отечество"

Автор: Баязитова Гульнара Зиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Сахаево Кармаскалинского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: д.Сахаево Кармаскалинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Моё Отечество"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе: -Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 год № 373; (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643) - федерального перечня учебников, утвержденный МО РФ от 31 марта 2014 года № 253; - образовательной программы НОО МОБУ СОШ д.Сахаево -учебного плана школы на 2015-2016 учебный год; - Примерных программ внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010. – с. 60 – 63. Проектная и учебно-исследовательская деятельность. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа гражданско–патриотического воспитания «Моё Отечество» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Главное в программе «Моё Отечество» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самопо знания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение обучающимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью. Программа включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Цель:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; физическое развитие обучающихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни; - развивать системы патриотического воспитания лицеистов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - формировать гражданской компетентности через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования, системы школьного самоуправления ; - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Направления программы «Моё Отечество»
Я
ШКОЛА

Я

СЕМЬЯ

ОТЕЧЕСТВО

МОЙ КРАЙ

ПРИРОДА

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия:  Беседы  Сообщения  Встречи с интересными людьми
 Просмотр видеоматериала  Экскурсии Практические занятия:  Конкурсы  Выставки декоративно-прикладного искусства  Соревнования  Показательные выступления  Праздники  Викторины  Интеллектуально-познавательные игры 
1.

Формирование гражданского отношения к себе

(Я и Я)

1.

Содержание деятельности
В содержание деятельности по данному направлению программы входит осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и уверенность в своей значимости.
2.

Задачи:
 Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.  Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей.  Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения.  Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе.  Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники.  Формирование морально - волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
3.

Содержание проблемы
Я часть природы, моя жизнь - величайший дар природы. Мое жизненное предназначение. Я носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание - это открытие себя, изучение свойств и качеств своей личности, ее направленности, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов. Самообразование - приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.
4.

Предполагаемый результат деятельности
Воспитание гуманности учащегося: понимания ценности человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого досто инства, милосердия, доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.
П. Формирование гражданского отношения к своей семье

(Я и семья)

1.

Содержание деятельности.
Основное содержание данного направления - подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

2.Задачи
- Формировать уважение к членам семьи. - Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников. - Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. - Формировать умение понимать семейные трудности
3.Содержание проблемы
Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи. Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.
4.Предполагаемый результат деятельности
Сформировать понятия сущности социальных ролей: - настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; - настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; - настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе по дому не создает конфликтов, умеет держать данное слово; - настоящая дочь заботиться о благе в своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
Ш. Формирование гражданского отношения к школе

(Я и школа)

1.

Содержание деятельности
Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьником необходимости научных знаний как условий нор мальной жизнедеятельности в современном мире. Исходные положения: в школе обучающиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа - источник формирования качеств гражданина.
2.Задачи:
- Формировать у обучающихся осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы. - Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии. - Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно - гигиенической культуры, туризмом. - Воспитывать готовность выполнять Устав школы, быть дисциплинированным, организованным. - Учить ценить свое и чужое время, быть точным, служить примером для младших, уметь держать слово. - Вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению. - Вырабатывать умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда. - Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, детской организации, необходимость сочетания личных и общественных интересов, стремления создавать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.
3.Содержание проблемы
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личностные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Выполнение роли хозяина в школе. Участие в самоуправлении.
4. Предполагаемый результат деятельности
Осознание обучающимся роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений "учитель - обучающийся", " обучающийся- обучающийся ", умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на обучающегося обязанностей. Умение пользоваться правами обучающегося. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение труда окружающих, забота о младших обучающихся.
IV. Формирование гражданского отношения к Отечеству

(Я и мое Отечество)

I.Содержание деятельности
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.
2.Задачи
- Развивать общественную активность обучающихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию. - Экономическое воспитание. - Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. - Формировать осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние, необходимость защиты от разрушения и загрязнения. - Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих. - Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества. - Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков.
3.Содержание проблемы
Сегодня очень актуален вопрос патриотического воспитания. Важно уберечь детей от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу.

4.Предполагаемый результат деятельности
Осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко- культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защитить свое Отечество.
V. Формирование гражданского отношения к родному краю

(Я и мой край)

I.Содержание деятельности
В содержание деятельности входит объединение биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края
2.Задачи
- познакомить с селом Сахаево, его географическим положением, промышленностью, культурными центрами, жителями ; -расширить знания о народной культуре родного края; - раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края,
3.Содержание проблемы
развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники и художественные образы растений и животных края
4.Предполагаемый результат деятельности
1. воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому; 2. восприятие красоты сохранившихся памятников; 3. развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции; 4. соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе), музейной культуре;
VI.Формирование гражданского отношения к природе

(Я и Природа)

I.Содержание деятельности
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин - в ответе не только за себя, свою семью, но и за всю Планету. Мир сегодня - это гуманизация всех специальных, межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем рассматривается как выход из кризисной ситуации, связанной с экологическими и социальными проблемами.
2.Задачи
Воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира. - Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности. - Формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
4.Предполагаемый результат деятельности
Обучающийся осознает, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Он должен задуматься над своим существованием на планете Земля и способами ее сохранения. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение экологии и мира на Земле.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 В результате реализации Программы ожидается:  развитие творческих способностей;  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;  способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Литература
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях : сборник докладов [Текст] /Л. Н. Алексеева. - СПб. : Тритон, 1997. 2. Альтшулер, В. Б. Вредные привычки - угроза здоровью [Текст] / В. Б. Альшулер. - М. : Знание, 1989. 3. Амоша, Л. И. Охрана окружающей среды [Текст] / Л. И. Амоша // Досуг в школе. - 2005. - № 6. 4. Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. -2001.-№7. 5. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В. Павленко. -Смоленск : Русич, 1996. 6. Внеклассные мероприятия [Текст] / авт.-сост. О. Е. Ж: ренко. - М. : Вако, 2007. 7. Воспитание школьников : журн. - 2007. - № 8. 8. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю. Г. Илларионова. - М. : Просвещение, 1985. 9. Конституция Российской Федерации. Гимн Российский Федерации. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 10. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] /Л. М. Молодова. - Минск : Асар, 1999. 11. Нуждина, Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всю ду мир вещей и машин [Текст] / Т. Д. Нуждина. - Ярославль Академия развития : Академия К 0 , 1998. 12. Праздники в средней школе [Текст] / авт.-сост. А. М. Мельникова. - Волгоград : Учитель, 2000. 13. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990. 14. Свет и тени российской короны. Русская государственность в портретах и мнениях [Текст] / сост. В. Пархоменко. -Л. : Молодая гвардия, 1990
Примерный календарно-тематический план

1 класс

Название темы

Дата проведения
1. 1.О лени и лентяях.
2. 2.Терпенье и труд все перетрут. 3. 3.Как быть прилежным и старательным. 4. 4.Добро и зло. 5. 5.В дружбе сила. 6. 6.Мои друзья. 7. 7.Волшебники добра. 8. 8.Вежливые слова. 9. 9.Правда и ложь. 10.Цена ломтика. 11.Добрые дела. 12.Моя семья 13Моя родословная 14.Создание генеалогического древа. 15.Помни корни свои 16.Конкурс стихотворений о семье 17.«Славим руки матери» 18.Подарок маме 19.Создание творческих коллективных проектов о семье. 20.Профессии моих родителей 21.Традиции и обычаи моей семьи 22.Выставки фотографий " Наша история в семейном альбоме " 23.Выставка рисунков "Моя школа", «Мой класс» 24.Экскурсия по школе. 25.Ты – ученик. 26.Правила поведения в школе. 27.Мой портфель. 28.Книга – твой друг. 29.Мастерская «Книжкина больница». 30.Ты и твои друзья. 31.Тренировка памяти. 32.Тренировка внимания. 33.Развитие мышления. 34.Что такое патриотизм? 35.Что означает слово «гражданин»? 36.Государственные символы РФ 37.Гимн России 38.Закон о гербе 39.Что собой представляет флаг РФ? Что означает каждый цвет? День флага. 40.Кем быть и каким быть 41.Гражданин и школьный коллектив
42.Родина в стихах русских поэтов 43.Выставка рисунков о России 44.Твоё село – твой дом 45.С чего начинается Родина 46.Экскурсия по селу 47.Посещение школьного краеведческого музея 48.Сахаево – сердцу милая родина 49.Знаменитые люди села 50.Летопись села /Изучение истории родного села/ 51.Моя малая родина – село Сахаево 52.Мои земляки 53.Экскурсия по селу: «Памятники погибшим героям» 54."Природа мира" 55."Правила взаимоотношений человека и природы" 56."Растения и животные предсказывают погоду" 57. «Вокруг света с фотоаппаратом»
Экскурсии:
1.1."Вот и осень к нам пришла", 2."Зимушка - зима", 3."В гости к зеленой аптеке";
С

ССоздание творческих проектов
: 1."Осень", 2."Зима", 3."Весна";
Праздник
"Покормите птиц зимой";
Конкурсы:
- рисунков "Береги природу - наш дом"; загадок, стихов о природе; Экологический КВН.
2 класс


Содержание занятий
1 Здравствуй, школа! 2 Мой родной край-Башкортостан. 3 Башкортостан в произведениях писателей. 4 С любовью к России. 5 Фотографии моей Родины. 6 Летопись природы родного края. 7 Выпуск стенгазеты «Моя Родина» 8 Экскурсия на природу. 9 По планетам знаний. 10 Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. 11 Игра-путешествие «Лидер» 12 Её зовут «дымка» 13 Все работы хороши-выбирай на вкус 14 Экскурсия на хлебопекарню. 15 Экскурсия на ферму. 16 Стихи о тружениках села. 17 Люди труда в произведениях писателей. 18 Профессии членов моей семьи. 19 Герб моей семьи. 20 Творческий альбом. «Наш семейный альбом». 21 Добрые традиции моего дома. 22 Презентация «Портрет моей семьи» 23 Откуда мы родом? 24 Символы моей семьи. 25 Конкурс рисунков «Школа-моя семья» 26 Мир моих увлечений. 27 Мои года-моё богатство. 28 Научусь сам и научу другого. 29 Мы готовим подарки для малышей. 30 Изготовление поделок для малышей. 31 Поход в детский сад «Ромашка» 32 На лесной поляне 33 Что за чудесный праздник –Новый год. 34 Красота русской природы. 35 Поход в зимний лес. 36 Поможем нашим братьям меньшим. 37 Обычаи и традиции русского народа. 38 Обычаи и традиции башкирского народа. 39 Обычаи и традиции татарского народа. 40 Творческий проект «Традиции моего народа» 41 Конкурс валентинок. 42 Рыцарский турнир, посвященный Дню защитника Отечества. 43 КВН «А ну-ка, девочки!» (посвящаем на 8 Марта) 44 Святки. 45 Масленица пришла! 46 Подвигу народа жить в веках. 47 Поход в школьный музей. 48 Весна пришла.
49 Пасха- христианский праздник. 50 12 апреля-День космонавтики. 51 Что мы знаем о космосе? 52 Славянская азбука. 53 Слава хлебу на столе! 54 22 апреля –День Земли. 55 День птиц. 56 Игра-путешествие «Лидер» 57 Деловая игра «Главные вопросы» 58 Творческий альбом «Наши дедушки ветераны войны и труженики тыла» 59 Встреча с ветеранами. 60 Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 61 В мире доброты. 62 Пожилые люди-мудрые люди. 63 Какой мы коллектив? 64 В мире загадок. 65 В гостях у минуток. 66 В мире сказок.


3 класс

Содержание занятий
1 Здравствуй, школа! 2 Мой родной язык. 3 Золотая осень. 4 Поход в осенний лес. 5 Будь уважителен к природе! 6 Мой родной край. 7 Что говорят деревья? 8 Что такое Красная книга? 9 Мероприятие по благоустройству территории озера Якты-куль. 10 Это –Мой Башкортостан. 11 Моё село. 12 Уфа-столица нашей республики. 13 Что мы знаем о нашем крае? 14 Творческий проект «Наш край-Башкортостан» 15 Шагая через века. Из истории нашей Родины. 16 Салават Юлаев-герой башкирского народа. 17 В мире доброты. 18 Как найти меру доброты? 19 Шефство над пожилыми людьми. 20 Пожилые люди-мудрые люди. 21 Моя семья-моё богатство. 22 Вклад моей семьи в развитие нашего района. 23 Моя родословная. 24 Моя родословная. Подготовка к презентации. 25 Презентация «»Моя родословная» 26 Конкурс стихотворений о семье 27 Фотовыставка «Моя мама »
28 Подарок маме. 29 Профессии моих родных. 30 Кем я хочу быть и каким быть. 31 Стихи писателей разных народов о семье. 32 Наши права и обязанности. 33 «Спорт и труд рядом идут» (спортивный праздник) 34 Какой мы коллектив? 35 Мои друзья. 36 Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 37 Литературная гостиная «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» 38 Дискуссионный клуб «Как найти меру доброты?» 39 Наши увлечения. 40 Презентация «Моё хобби» 41 КВН «А ну-ка, мальчики!» 42 Круглый стол «Наши мамы мастерицы» 43 Конкурс на лучший рецепт от мам. 44 Конкурс «Принцессы» 45 Игра-практикум «Подари другому радость» 46 Хлеб- всему голова! 47 Пословицы и поговорки о хлебе. 48 Конкурс выпечек .Мероприятие для детей и их родителей. 49 Игра «Счастливый случай» 50 «От улыбки хмурый день светлей» 51 О равнодушии и добре. Чтение рассказов В.Осеевой. 52 Час общения. «Друг познается в беде» 53 «Каждой вещи –своё место» 54 День Космонавтики. Наши космонавты. 55 Птицы-наши друзья. Акция «Скворечники» 56 Изучение видеоматериалов о птицах. 57 Экскурсия к памятнику погибшим героям. Благоустройство территории. 58 Мои земляки. 59 Этот День Победы. 60 «Башкортостан ковал Победу!» Изучение материалов. 61 Поход в школьный музей. 62 Правила поведения в селе. 63 Экскурсия к памятнику основателя нашего села . 64 Изучение исторических сведений и легенд об озерах села Сахаево. 65 Конкурс рисунков «Береги природу» 66 Культура поведения в природе.
4 класс

Содержание занятий
1 Здравствуй, школа! 2 Мы –четвертоклассники, а это значит.. 3 Что мы знаем о наших правах и обязанностях. 4 Праздник осени. 5 Экологическая литературно-музыкальная композиция «Красная книга» 6 День осенних именинников.
7 Экскурсия на природу. 8 Славься край мой родной, Башкортостан! 9 Мои известные земляки. 10 Мы-Кармаскалинцы. 11 В дружбе-сила. 12 Эта хрупкая планета. 13 «Школа вежливых наук» 14 Игра «Звездный час» 15 «В гостях у Мойдодыра» 16 Игра «Что? Где? Когда?» 17 Все работы хороши-выбирай на вкус. 18 С чего начинается Родина? 19 С любовью к России. 20 Просмотр видеоматериалов о памятных местах нашей Родины. 21 Как величественна красота России. 22 Стихи поэтов о Родине. 23 Деловая игра «Главные вопросы» 24 Заочное путешествие «Города-герои» (просмотр видео-материалов) 25 Круглый стол. «Досадно мне, что слово честь забыто» 26 Эстафета «Здоровье-залог успеха» 27 Спортивный праздник «Мама, папа и я-спортивная семья!» 28 Фотопроекты «Бабушки, дедушки, внуки» 29 Конкурс «Танцуй вместе с нами» 30 Конкурс «Пой вместе с нами» 31 «Юмор и смех достойны всех» (КВН) 32 Круглый стол «Семейный бюджет» 33 О праздновании Нового года. 34 Игра «Кто хочет стать миллионером?» 35 Час творчества «Ярмарка чудес» 36 Дискуссия «Скажем «нет» вредным привычкам» 37 Творческая встреча «Движение –это жизнь» 38 Этическая беседа «Душа народа к добру зовёт» 39 Круглый стол «Прибавляем бережливость» 40 Презентация «Значение имени моего» 41 Фотовыставка «Домашние животные» 42 В мире народной мудрости «Чему научит пословица?» 43 Прогулка в лес на лыжах. 44 «Зарничка» спортивная эстафета . 45 Подвигу народа жить в веках. 46 День защитников Отечества. 47 Мероприятие «Масленица» 48 Презентация «Наши мамы мастерицы» 49 КВН «А ну-ка, девочки!» (посвящаем на 8 Марта) 50 День весенних именинников 51 История одежды девочек и мальчиков. Как одевались раньше, а как сейчас? Просмотр материалов (видео, слайды) 52 Какую семью я хотел бы иметь? 53 Азбука безопасного поведения. 54 Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» 55 12 апреля-День космонавтики.
56 Интеллектуальный марафон «Путешествие в страну Знаек» 57 Защита проектов «Я-президент» 58 22 апреля –День Земли. 59 Выпуск газеты «Лесная аптека» 60 Помнят люди. Поход к а погибшим воинам. 61 Рассказы о песнях военных лет. 62 Помощь ветеранам войны. 63 Школа вежливых наук. 64 Выпуск классной газеты. 65 Экскурсия к озеру Чарлак-куль. 66 Праздник «Мы переходим в пятый класс».


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 В результате реализации Программы ожидается:  развитие творческих способностей;  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;  способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Литература
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях : сборник докладов [Текст] /Л. Н. Алексеева. - СПб. : Тритон, 1997. 2. Альтшулер, В. Б. Вредные привычки - угроза здоровью [Текст] / В. Б. Альшулер. - М. : Знание, 1989. 3. Амоша, Л. И. Охрана окружающей среды [Текст] / Л. И. Амоша // Досуг в школе. - 2005. - № 6. 4. Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева // Начальная школа. -2001.-№7. 5. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В. Павленко. -Смоленск : Русич, 1996. 6. Внеклассные мероприятия [Текст] / авт.-сост. О. Е. Ж: ренко. - М. : Вако, 2007. 7. Воспитание школьников : журн. - 2007. - № 8. 8. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю. Г. Илларионова. - М. : Просвещение, 1985. 9. Конституция Российской Федерации. Гимн Российский Федерации. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 10. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] /Л. М. Молодова. - Минск : Асар, 1999. 11. Нуждина, Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всю ду мир вещей и машин [Текст] / Т. Д. Нуждина. - Ярославль Академия развития : Академия К 0 , 1998. 12. Праздники в средней школе [Текст] / авт.-сост. А. М. Мельникова. - Волгоград : Учитель, 2000.
13. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990. 14. Свет и тени российской короны. Русская государственность в портретах и мнениях [Текст] / сост. В. Пархоменко. -Л. : Молодая гвардия, 1990