"Выжигание по дереву"

Автор: Черкасова Галина Ильинична
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ Лицей №1 города Жуковки
Населённый пункт: город Жуковка Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Выжигание по дереву"
Дата публикации: 16.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект урока по теме: «Выжигание по древесине»

Цели урока:
 Научить учащихся технологии и приёмам выжигания по дереву;  Расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из древесины;  Развивать творческие способности учащихся;  Воспитание трудолюбия, бережного отношения к материалам, самостоятельности при выполнении работ.
Тип урока:
комбинированный.
Метод урока:
объяснительно – иллюстративный, практическая работа.
Инструменты и оборудование
: электровыжигатель, копировальная бумага, карандаш, линейка, набор рисунков, образцы материалов для выжигания. Ход урока
1. Организационный момент (
2 мин.) - приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.
2. Повторение пройденного материала
(8 мин.) На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Отделка изделий из древесины». Повторим изученный материал а) фронтальный опрос:  Для чего применяется отделка изделий из древесины?  Какие виды отделки изделий из древесины вы знаете?  Какими способами наносятся лаки и краски на изделие?  Где расход краски будет меньше – на грубой шероховатой поверхности или на гладкой ошкуренной? б) карточки – задания для работы на местах. Оценивание устных ответов.
3. Актуализация темы урока
(5 мин)
Свой урок я хочу начать с видеоролика, а вы просмотрите его и догадайтесь, чем мы будем заниматься на уроке и что для этого надо знать и уметь. (Просмотр видеоролика) -Итак, ребята, вы догадались, чему мы будем учиться на уроке? (Ответы детей). - А что для этого надо знать и уметь? ( Технологию и приёмы выжигания, устройство выжигателя; Т.Б) - А ещё сегодня на уроке каждый из вас сделает проект. Учитель совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока.
Цели урока:
 Научиться технологии и приёмам выжигания по дереву.
Задачи:
 Научиться приемам выжигания;  Научиться технике выжигания;  Овладеть безопасными приемами работы с выжигателем.
4. Изложение нового материала.
План рассказа учителя:  История развития выжигания;  Устройство выжигателя и правила безопасной работы;  Виды выжигания;  Приемы и техника выжигания.
Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки

поверхности древесины
(слайд №2). Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. Выжиганием по дереву или пирографией, люди занимаются не одну сотню лет. Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху,
изначально так называлось рисование узора по дереву раскалённой кочергой (слайд №3). Произошёл он от греческого Фуг, что означает «огонь», и Графос что означает «письмо». В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили до красна, употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором. Выжигать можно на поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены, например, кость, кожа, пробка, но наиболее доступным материалом является древесина. Лучшим материалом, позволяющим получить качественные рисунки, являются берёза, липа и ольха (слайд №4). Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (слайд №5). Он состоит из корпуса в котором находится понижающий трансформатор (до 6-12 вольт), электрошнура, ручки со штифтом и регулятор нагрева наконечника (слайд №6). Наконечник изготавливается из нихромовой проволоки.
Виды выжигания
(слайд №9) Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида: контурное, силуэтное и декоративное (художественное). Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.
Контурное выжигание
– этот вид используют многие начинающие. Он относительно прост, т.к напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Однако эта лёгкость только кажущаяся. Особое внимание нужно обратить на правильное рабочее положение руки, она не должна быть скованной и иметь точку опоры. Контурное выжигание выполняется кончиком иглы. Помните, что при выжигании нельзя нажимать на иглу, нужно слегка касаться поверхности и двигать иглу плавно и равномерно. При контурном выжигании нужно избегать появления точек, которые получаются при остановке иглы (либо вначале линии, либо в конце отрезка).

Силуэтное выжигание
. При силуэтном выжигании « подошва» касается всей своей плоскостью поверхности материала. Движение иглы должно быть направлено вдоль волокон древесины, а сама игла будет располагаться поперек волокон. Если технология силуэтного выжигания выполнена точно, получается очень гладкая чёрная поверхность.
Декоративное выжигание
Технические приёмы этого вида выжигания базируются на приемах контурного и силуэтного выжигания. Начинать работу по художественному выжиганию целесообразнее с изображения геометрических тел простой формы: цилиндра, шара, конуса. Эта работа познакомит вас с такими понятиями как свет и тень. Задача худ. выжигания в том, чтобы передать не линию, а объёмную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Вначале выделяют самую тёмную тень, затем постепенно переходят к полутонам, а закончив част этой работы, вы дойдёте до самых светлых мест. Очень важно проработать и фон, т.к он играет роль пространства, в котором находятся предметы.
Технология выжигания
(слайд №10) Перед выжиганием поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Затем переводят рисунок с помощью копировальной бумаги. Затем приступают к выжиганию. Рукоятку эл.выжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании. Рука устойчиво опирается на изделие. Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам. Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник эл.выжиг. быстро перемещают по поверхности. Для получения толстой линии наконечник ведут медленно. Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась. Когда выжигание закончено, лист фанеры вторично шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой и лакируют изделие.
Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием, и для этого используют акварельные краски или фломастеры. А затем лакируют изделие.
5. Вводный инструктаж
Перед тем как мы перейдём к практической работе, мы должны познакомиться с правилами безопасной работы. У вас на столе лежат памятки, давайте с ними ознакомимся (слайд №8).
6.Практическая работа
-Итак, вы готовы к созданию проекта. Надеюсь вы не забыли, что скоро Новый Год и вашим родным будет очень приятно получить от вас подарок. Ведь подарок, выполненный своими руками, ценится дороже. Поэтому наш проект мы назовем «Новогодние фантазии». Прошу включить выжигатели и приступить к работе. (Уч-ся выполняют ТВ.работы) Через 5 мин.
Разминка + выжигание

7.Представление проектов учащимися.

8.Закрепление: Тест. –
А сейчас проведём соревнование между 2 командами на знание технологии обработки поверхности древесины. Из предложенных вариантов ответов выберите правильный. Желаю всем удачи!
9.Рефлексия:
Итак, ребята, вам понравился урок? Что понравилось? Чему научились? - Мне очень понравилось с вами работать! У меня вот такое настроение (показываю смайлик). А у Вас? -Вы сегодня молодцы!
10.Оценивание практической работы
(3 мин.) Выставление оценок за урок.
11. Домашнее задание:
раскрашивание изделия, лакирование.