"Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала в ДОУ"

Автор: Косачева Татьяна Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала в ДОУ"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развивающая предметно-пространственная среда

музыкального зала в ДОУ.
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада, самое большое и светлое оборудованное помещение. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому создавая РППС муз зала важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной, как в повседневной жизни и при проведении праздников. Организуя РППС во всех этих зонах, следует руководствоваться принципом комплексно-тематического планирования и выкладывать тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. Пространство музыкального зала можно условно разделить на три зоны по видам деятельности: зона восприятия, активной музыкально - двигательной деятельности, экспериментально-творческая зона.
Зона для восприятия.
Подразумевает восприятие детьми музыкальных произведений и проведение разучивания песен, ознакомление с правилами дидактических игр, продуктивную деятельность в музыкальном исполнительстве песен. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации ППС в спокойной зоне музыкального зала нужно подойти с особой тщательностью. Оборудование зоны для восприятия состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять у мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.
Зона активной музыкально-двигательной деятельности.
Это достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-
двигательное творчество, дидактические игры для развития чувства ритма и т. д.
Экспериментально-творческая зона.
РППС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала имеет содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы "от рождения до школы". Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими музыкальными материалами, в том числе расходным игровым, музыкальными инструментами, костюмами, методическими пособиями (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям музыкальными инструментами и пособиями;  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.