Автор: Комарькова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с№10 "Радуга"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль сказки в в развитии и воспитании ребенка"
Консультация для родителей по теме
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о
времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,
сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая
реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной
жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них
появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В
дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности),
обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно
мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии
правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют
словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие
связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно
сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной,
красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,
нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные
ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их
месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать
их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры
очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии,
связной монологической и диалогической речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать
последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются
изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему
нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно
предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке
«Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они
могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой
умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше
запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на
понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он
вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.
Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по
одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход
событий.
«Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого
воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий
в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в
сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился
новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и
отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там
появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь
ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок,
которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна
картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,
какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить
перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая
последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо
рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным
картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,
последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех
героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для
усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.
Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются
изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в
данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется
предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если
это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку
лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы
проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо
ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту
модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание
каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие
способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить
их к школе.