Напоминание

"Роль сказки в в развитии и воспитании ребенка"

Автор: Комарькова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с№10 "Радуга"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль сказки в в развитии и воспитании ребенка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей по теме

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о

времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,

сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая

реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной

жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них

появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В

дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической

деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности),

обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно

мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии

правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют

словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие

связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно

сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной,

красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,

нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные

ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их

месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать

их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры

очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии,

связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать

последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются

изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему

нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно

предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке

«Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они

могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой

умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше

запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на

понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он

вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.

Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по

одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход

событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого

воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий

в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в

сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился

новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и

отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там

появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь

ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок,

которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна

картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,

какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить

перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая

последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо

рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным

картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,

последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех

героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для

усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.

Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются

изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в

данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется

предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если

это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку

лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы

проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо

ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту

модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание

каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие

способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить

их к школе.