Напоминание

"Технология развивающего обучения в МБДОУ"

Автор: Адаева Залина Мусаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 47 "Гусельки"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной группы
Тема: "Технология развивающего обучения в МБДОУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

З.М. Адаева воспитатель 1категории

МБДОУ №47 «Гусельки» г. Сургут

Технология развивающего обучения в МБДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу

инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –

выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические

технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в

воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а

вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве(толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий

педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

-Концептуальность

-Системность

-Управляемость

-Эффективность

-Воспроизводимость

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи

обучения

и

воспитания

облекаются

в

форму

технологий.

Одной

из

общепризнанных

является технология развивающего обучения.

На базе МБДОУ №47 «Гусельки» в старшей группе «Белочка» мною было проведено

занятие (непосредственно образовательная деятельность) по формированию элементарных

математических представлений, образовательная область - познавательное развитие. Мною

были

применены

методики

развивающего

обучения

«Блоки

Дьенеша»

и

методики

логического мышления «Круги Эйлера»

Логические Блоки Дьенеша - это логический материал представляет собой набор из

48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1.формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2.цветом - красные, желтые, синие;

3.толщиной – толстые и тонкие.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более

наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить

отношения между каким-либо множеством и его частью.

Цель занятия: Активизация познавательной активности, в условиях социализации и

индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.

Описание материала:

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей

старшей

группы,

который

может

посодействовать

развитию

таких

познавательных

процессов,

как

внимание,

мышление,

память

на

основе

развивающих

игр.

Расширяет

пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки.

Задачи:

Развивающие: Упражнять

детей

в

ориентировке

в

пространстве

на

ограниченной

плоскости,

используя

слова

«

справа»,

«слева»,

«между»,

«вверху»,

«внизу».

Развивать

воображение. Развивать умения анализа, сравнения, классификации предметов по разным

свойствам, тренировать память, внимание. Упражнять в порядковом и количественном счете

в пределах 5.

Речевые: Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры:

круг, квадрат, треугольник. Давать полный ответ на вопрос воспитателя.

Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во

время ответов не подсказывать и не перебивать.

Демонстрационный материал: поднос, ключик, письмо.

Раздаточный материал: Блоки Дьенеша: по 10штук (большие, маленькие) разные по

цвету и размеру, «мешочки с сюрпризом», круги Эйлера.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята сегодня мне передали письмо, давайте посмотрим от кого».

Куда: в детский сад №47«Гусельки»

Кому: старшей группе «Белочка»

От: Белочки из сказочного леса.

«Здравствуйте ребята, пишет вам белочка из сказочного леса, я хочу пригласить вас к

нам в гости, чтобы вы познакомились с моими бельчатами и другими жителями нашего леса.

Мы все очень рады будем видеть, но так как лес сказочный, то попасть сюда непросто. Вы

должны пройти тернистый путь математических заданий, если вы сможете пройти их, то вы

найдете ключ, который откроет дверь в наш сказочный лес.

Желаю, удачи вам ребята, и ждем в гости.

С уважение белочка.

Воспитатель:

«смотрите

ребята,

а

вот

и

первое

задание

тут

лежит

поднос

с

мешочками». Раздает каждому по мешочку.

Воспитатель: Но чтобы его выполнить нужно действия выполнять последовательно:

Опустите руку в мешочек, найдите фигуру круглой формы, покажите фигуру.

А теперь ответьте на вопрос: что общего и в чем различие этой фигуры? Обсуждение,

ребята положите фигуру обратно в мешочек.

Воспитатель: найдите фигуру треугольной формы, прямоугольной формы, что общего и

в чем различие этой фигуры? Обсуждение, ребята, положите фигуру обратно в мешочек.

Найдите фигуру треугольной формы, треугольной формы, что общего и в чем различия

этой фигуры?

Молодцы вы справились с этим заданием, а теперь давайте продолжим нашу игру за

столом. Вспоминаем правила поведения за столом.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежит коробочка с

геометрическими фигурами и два больших круга. Чем эти два круга отличаются друг от

друга.

Дети: один круг красный другой зеленый.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь внимание послушайте правила игры.

Положите, пожалуйста, в красный круг все фигуры красного цвета, а в зеленый круг все

остальные.

Дети выполняют задание, с теми, кто затрудняется, воспитатель помогает при помощи

наводящих вопросов.

Воспитатель:

молодцы

вы

справились

с

этим

заданием,

а

теперь

все

фигуры

возвращаются

в

свой

домик,

а

вы

ребята

слушайте

следующее

задание.

Поместите,

пожалуйста, в зеленый круг все фигуры треугольной формы, а в красный, все остальные.

Дети выполняют, помогают друг другу.

Воспитатель: Ребята, а теперь внимание! Все фигуры красного цвета и прямоугольной

формы положите в красный круг, а в зеленый все остальные. Дети выполняют.

Обсуждение:

Физминутка:

Быстрее встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

-молодцы!

Воспитатель: а теперь ребята давайте отправим геометрические фигуры в домик и

отложим наши круги на край стола. Внимание на доску здесь, что вы здесь видите? Назовите

их. Сколько их? Дети отвечают.

Воспитатель: какая по счету фигура треугольник? Между какими фигурами она стоит?

Дети отвечают, помощь воспитателя.

Воспитатель:

Ребята

перед

вами

лист

бумаги,

какой

он

формы?

сколько

у

прямоугольника углов? Найдите правый верхний угол на листе и положите туда самый

маленький красный круг. Нижний правый угол большой синей квадрат. Левый верхний угол

положите синий маленький квадрат. Нижний левый угол большой красный круг. Посередине

положите зеленый прямоугольник. Ребята молодцы вы все справились с заданием.

Воспитатель: «Смотрите, а вот и ключ, про который писала белочка в письме. Мы

обязательно пойдем в этот сказочный лес.

Подводя итоги,

я хотела бы сказать, что с поставленными задачами я справилась.

Интерес к деятельности у детей сохранялся на протяжении всего времени. Я считаю, что

этому способствовали те методические приемы, которые я использовала.

Само занятие было построено в виде игры-путешествия, я старалась использовать

разнообразные формы организации детей. Это индивидуальная работа - работа с «Блоками

Дьенеша»,

«Кругами

Эйлера»,

в

процессе

которой

я

могла

видеть

уровень

усвоения

материала

каждым ребенком,

и

умение работать

коллективно,

уметь

замечать

ошибки

других.

Активно

применила

приемы

обеспечения

эмоциональности:

сюрпризный

момент.

Приемы подачи нового, с опорой на имеющиеся у детей знаний. Решение всех задач, таких

как развивающие, воспитательные, речевые при помощи «Блоков Дьенеша» на протяжении

всего занятия, попробовали сегодня впервые. Работа с «Блоками Дьенеша» и «Кругами

Эйлера»

требует

у

детей

внимательности,

сосредоточенности,

и

точности

выполнения

задания, постоянно усложняются в них вносятся новые элементы.

Если с «Блоками Дьенеша» дети были знакомы, то с «Кругами Эйлера» дети работали

впервые, и, несмотря на сложные логические задания, основная масса детей справилась с

заданиями. А для себя отметила несколько детей для индивидуальной работы.

Список литературы.

1. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск: Пеленг, 1993.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.:

Народное образование, 1998. - 256 с.

3.Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.

Пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 240 с.