"Воспитание патриотических качеств дошкольника на современном этапе через привитие любви к родному краю"

Автор: Черникова Ирина Анатольевна
Должность: методист по патриотическому воспитанию
Учебное заведение: МКУ ДО Кыштовского района Дом детского творчества
Населённый пункт: с.Кыштовка
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Воспитание патриотических качеств дошкольника на современном этапе через привитие любви к родному краю"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования Кыштовского района

Дом детского творчества
«
Воспитание

патриотических



качеств

дошкольника

на

современном

этапе

через

привитие

любви

к

родному

краю»

Подготовила

методист по патриотическому воспитанию

Черникова Ирина Анатольевна

С.Кыштовка,

2015 год
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема
формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта. Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом) , нравственность, патриотизм - это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность. Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение. Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности. Без неё человек не может жить среди людей. Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ее глубиной.
Основной идеей является
формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы.
Целью моей работы является
совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю. Для достижения данной цели определены следующие
задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям. 2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. 3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.).
Работая над данной проблемой, мы определили следующие

направления:

Проблемное обучение,
которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. При этом: Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта. Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.
Экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». На наш взгляд значимыми условиями для успешного экспериментирования являются: - развивающая среда; - уровень общения со сверстниками; - способность к сотрудничеству; - профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы; - потребность родителей; - опора на собственный опыт ребенка; - обучение в действии;
- чередование индивидуальной и коллективной работы; -использование индивидуальных и групповых проектов. Нами разработаны практические рекомендации по работе с детьми, которые, по нашему мнению, являются важным звеном в проектной деятельности: - нацеливать на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив); - каждый день работы с детьми – это поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов; - постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»; -учить детей разрешать противоречия; - учимся, играя. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии: - посещение краеведческого музея села; - изучение краеведческой литературы о крае; -организация выставки фотографий и открыток; - сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине, Перед тем, как приступить к планированию работы, мною была проведена беседа с детьми для выявления уровня знаний, диагностика. В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы:
Родной край и семья
В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.
Страна, её столица, символика.
Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям страны. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.
Родная природа
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Культура и традиции
На занятиях этого раздела дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Защитники Отечества
На занятиях по этому разделу детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные
понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг. Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.
Выводы о позитивных результатах проделанной работы:
1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. 2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. 3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Список используемой литературы:
1.
Алёшина Н. В.
Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005
2.
Андреева Н. Ф.
Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление ДОУ, 2005, №1 3.
Антонов Ю.Е.
Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010 4.
Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А
Знакомство детей с устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003 5.
Гаврилова И. Г
. Истоки русской народной культуры в детском саду- СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008 6.
Данилина Г.Н.
Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003 7.
Дмитриенко З.С., Ветохина А.Я.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009 8.
Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е.
Мы живём в России. М., « Скрипторий»,2008 9.
Козлова С.А.
Мой мир-М; - Сфера,2000 10.
Кондрыкинская Л.А.
С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004 11.
Маханева М.Д.
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004 12.
Миловский А.С.
Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987 13.
Николаева С.Р.,
Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 14.
Николаева С.Н.
Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез.2010 15.
Новицкая М.Ю.
Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003 16.
Программа воспитания и обучения в детском саду
(под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез,2005 17.
Пугачёва Н.В.,
Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ, М., « Центр педагогического образования», 2007 18.
Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю.
Дошкольникам о Москве и родной стране, М., « Скрипторий», 2010 19.
Форталева Н.П.
Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1 20.
Шорыгина Т. А.
Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М, Прометей; Книголюб,2003 21.
Я познаю мир.
Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.