"Здоровьесберегающие технологии в работе групп продлённого дня в условиях обучения по ФГОС"

Автор: Филатова Анна Юрьевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МОУ "Мочалищенская СОШ"
Населённый пункт: п. Мочалище, Звениговский р-н, Республика Марий Эл
Наименование материала: Выступление на конференции
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе групп продлённого дня в условиях обучения по ФГОС"
Дата публикации: 03.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МОУ "Мочалищенская СОШ"
Тема:

"Здоровьесберегающие технологии в работе

групп продлённого дня в условиях обучения по

ФГОС"
Автор: Филатова Анна Юрьевна воспитатель ГПД МОУ "Мочалищенская СОШ" 2015 г. 1
Введение. Новое качество образования в условиях реализации Федеральных образовательных государственных стандартов, может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД. Наша Мочалищенская средняя школа является базовой по внедрению здоровьесберегающих технологий в Звениговском районе. Школа работает по программе "Здоровая школа". в рамках данной программы ведется мониторинг здоровья школьников по 10 показателям. Мониторинг ведется заместителем директора по учебно- воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-психологом. Данные мониторинга показывают, что у учащихся начальной школы есть проблемы. Оценка физического развития учащихся за два последних года выявила, что количество детей с нормальным физическим развитием составляет в 2013 году 63 %, в 2014 году 43 %. Количество детей с дефицитом веса тела увеличилось с 22 % до 41 %. Количество школьников с избытком веса -15% в 2013 году и 16 % в 2014 году, что в 3 раза меньше, чем в целом по России (40 %). Анализ заболеваемости также выявил проблему, так количество детей не болевших ни разу за год, то есть индекс здоровья в 2013 году составлял 33 %, в 2014 году лишь 26 %. Нами выявлено, что чаще всего болеют те дети, которые учатся еще и в музыкальной школе. На прогулки, игры, укрепление здоровья у них просто не остается времени. По данным медицинского обследования обучающихся нашей школы выявлены следующие заболевания: нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно- кишечного тракта (ЖКТ), частые простудные заболевания , хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Эти показатели заставляют задуматься. 2
Таким образом, в группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв. По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков. Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:  внедрены в учебный процесс Здоровьесберегающие технологии;  с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся  создана медико-психологическая служба;  созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;  работает спортивный зал, каток. В моей работе воспитателя в ГПД приоритетными направлениями здоровьесбережения являются: 
здоровье и здоровый образ жизни;
В расписание нашей школы включены ежедневные динамические паузы на свежем воздухе после третьего урока 45 минут и прогулки во время ГПД -60 минут. Во время прогулки дети активно двигаются: осеннее и весеннее время подвижные игры, футбол, пионербол, давно забытые игры: лапта, 12 палочек, третий лишний и другие. В зимнее время - хоккей, катание на коньках, ходьба на лыжах, строительство снежных городков и другие зимние развлечения. Во время самоподготовки напоминаю детям, как надо сидеть за партой. Выполняем обязательно физкультминутки, сюда входят самомассаж, точечный массаж, воздушные упражнения. 3

соблюдение режима дня;
после уроков часовая прогулка; полдник; кружковая деятельность; переменка; час самоподготовки; уборка в классе; уход домой. 
соблюдение правил личной гигиены;
во время прогулки кабинет проветривается. Я учу детей содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Правильно вести себя в столовой, принимать пищу. Рассказываю о правильном и полезном питании. Приучаю регулярно мыть руки, пользоваться сменной обувью и одеждой, поливать цветы, вытирать пыль. 
санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
за пошлый год мною проведены беседы «Теплая одежда», «Чем полезен свежий воздух», «Где получить витамины весной», подвижная эстафета «День здоровья». Сценарии всех мероприятий выложены на школьном сайте. 
полноценное питание – комплексный обед;
завтрак, обед, полдник. 
различные формы физического воспитания:
- спортивные праздники: "А ну-ка, мальчики", "Осенний марафон", "Здоровом теле здоровый дух"; - спортивные часы; - весёлые старты; - туристические походы в лес осенью и весной; - подвижные игры; - подвижные перемены; - физминутки. Вывод: Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:  активного участия в этом процессе самих учащихся;  создание здоровьесберегающей среды;  высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;  планомерной работы с родителями; 4
 тесного взаимодействия социально-культурной сферой поселка. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в Мочалищенской школе в 2015 году составила 60 %. в этом, надеюсь, есть и моя скромная заслуга. Число дней пропущенных по болезни учеников моей группы снизилась с 8,3 х дней до 8,1ой дня на одного ученика в этом учебном году . Число заболеваний по сравнению с прошлым годом так же снизилось с 1,65 до 1,45. Индекс здоровья, то есть число детей не болевших ни разу за год остался стабильным и составил 40%. Таким образом результат работы положительный. Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами. 5