"Некоторые методы и формы работы со слабоуспевающими учениками"

Автор: Фазылова Вакиля Габдулкадировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые методы и формы работы со слабоуспевающими учениками"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 муниципального района

ленинский район городского округа г. Уфа

Некоторые

методы

и

формы

работы

со

слабоуспевающими

обучающимися
Подготовила: учитель математики Фазылова В.Г.
« Никто не может утверждать, что я хочу предложить здесь метод, которому должен следовать каждый, чтобы правильно осуществлять деятельность разума; я хочу только разъяснять тот, которому сам следовал. (Рене Декарт ). На протяжении нескольких последних лет во многих школах для осуществления дифференцированного обучения производится деление обучающихся на классы «А», «Б», «В». Но буквы эти теперь означают уровни: в класс «А», отбираются наиболее подготовленные к школе дети, в «Б»-дети с худшей подготовкой, а в класс «В»- самые запущенные, среди которых есть и с проблемами психоэмоционального и прочего характера. Деление производится на глазок, при этом зачастую ни родители, ни сами ученики не знают, по какому принципу образован класс. И тем более не спрашивается их согласие. А результаты этого процесса оказались печальнее самых пессимистичных прогнозов. Несмотря на усилия учителей (зачастую очень высоких профессионалов), дети в этих классах в своем большинстве утрачивают интерес к учебе, теряют веру в себя, становятся агрессивными. Я делаю эти выводы не только из своего опыта работы, но и из опыта своих коллег. Слабоуспевающих можно классифицировать так: — те, кто имеет слабые умственные способности; — те, кто имеет слабые учебные умения; — те, кто не владеет техникой устного счета (60%); — те, у кого низкий уровень памяти; — низкая мотивация к изучению математики: 1) « не хочу и все...»- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др. 2) « не хочу, т. к...»- истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях. Я опираюсь на следующие основные компоненты системы обучения в слабоуспевающих классах: 1. Дифференциация обучения. При этом учитываю 2. В максимально возможной степени использование нетрадиционных, игровых форм проведения урока, их вариативность (ребята охотно идут Различные подходы к определению дифференциации психологический методический педагогический Учет всевозможных индивидуальных особенностей обучающихся Система обучения, отвечающая склонностям обучающихся Дифференциация содержания учебного материала
на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания). 3. Создание возможностей для проявления творческой активности. 4. Создание комфортного окружения для обучающихся. 5. Обучение приемам саморегуляции и использование их на уроках. 6. Учет особенностей расписания уроков учебного дня, вариативность формы проведения урока в зависимости от его места в расписании. . Формы и содержания работы со слабоуспевающими обучающимися: работа по трём основным формам 1. Уроки; Использую такие типы заданий:  задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, обучающийся сам воспроизводит образец, с которым уже работал, и выполняет задание).  задания, в которых обучающийся выполняет только отдельные его части. Например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть у обучающихся.  задания со вспомогательными во просами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических уме ний и навыков. Цель использования таких вопросов — помочь обучающемуся вспом нить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.  задания с сопутствующими указа ниями, инструкциями
.
В начале изучения теоретического положения могут исполь зоваться задания с указаниями, разъ яснениями, которые должны способство вать усвоению изучаемого материала.  задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией.  задания на анализ зрительного образа. 2. консультации; дополнительные занятия . Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях стараюсь учащихся научить обращаться сразу за консультацией. На консультации учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с невыполненным заданием. 3. трех – вариантные задания по степени трудности – облегченной, средней и повышенной, иногда и четырех-вариантные задания, если в классе есть дети из коррекционного класса. Для этого использую разноуровневые дидактические материалы по алгебре и рабочие тетради на печатной основе - по геометрии. Самостоятельные работы в основном носят тренировочный характер на определенную тему, на определенные правила. При таких самостоятельных работах требуется помощь учителя, разрешается пользоваться учебником, записями в тетрадях. Может быть эта работа мало способствует умственному развитию, но она необходима ,т.к позволяет
выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала, а это не маловажно в слабоуспевающих классах. 4. индивидуально – групповые занятия. Групповые дополнительные занятия проводятся после написания самостоятельных, контрольных, зачетных работ. На них разбираются и анализируются ошибки. Дополнительные занятия носят временный характер. Цель их как можно скорее ликвидировать пробелы и вселить в ученика веру в свои силы. За долгое время работы со слабоуспевающими обучающимися стала опираться на определенные правила работы и хочу их и вам предложить.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. 2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать. 3. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми. 4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). 5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. 6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить. 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения. 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами. 9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих» . 10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба. Когда в один класс собираются однородно слабые дети, взаимообщение их дает негативные результаты: минусы одного ребенка многократно усиливаются минусами других, и происходит взрывоопасная цепная реакция. Усилия учителя сводятся до минуса. Сосредоточение в классе однородно слабых обучающихся резко снижает результативность педагогических усилий и уровневой дифференциации, в том числе отсутствие позитивного взаимообучения почти не дает учителю возможности продуктивно работать. Если в школе есть такое деление, то должен применяться системный подход к организации социальной и психолого- педагогической помощи детям из классов «Б» и»В», должно быть специальное расписание и т.п. Но пока дети и учителя таких классов «брошены» на самовыживания.