"Категория состояния как часть речи"

Автор: Воронкина Евгения Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №484 имени дважды Героя Советского Союза В.И.Попкова
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Урок для 7 класса
Тема: "Категория состояния как часть речи"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАТРАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 484

ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ПОПКОВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

«КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

УЧИТЕЛЬ: ВОРОНКИНА Е.Л.


Тема урока: Категория состояния как часть речи

Цель урока
: закрепить понятие о словах категории состояния; отработать навыки определения значения слов категории состояния, их употребление в устной и письменной речи.
Оборудование урока:
портрет Бетховена, запись его «Лунной» сонаты, репродукции картин А.И.Куинджи о лунном свете: «Лунный свет», «Лунный свет в горах», «Лунная ночь над Днепром», портрет А.И.Куинджи.
Ход урока:

1.

Вступительное слово учителя
: Мы завершаем с вами изучение интересной и необычной темы - «Слова категории состояния». Это самая молодая часть речи. Ей всего 81 год. Большинство учёных-лингвистов определяют её как самостоятельную часть речи. В последние годы её включили для изучения и в школьную программу. Итак…
2. Фронтальный опрос изученного материала
:  Что же такое категория состояния?  Как изменяются слова категории состояния?  В каком предложении они употребляются?  Как называются такие предложения?  С какими частями речи сходны слова категории состояния?  Как отличить слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных?
3.

Словарный диктант:
Чудесная ночь; мерцали вдали; светил по-прежнему; весенним вечером; лунного света; мне грустно; погасшая свеча; далёкие звёзды; плыл месяц.  Объяснить и обозначить все орфограммы;  Определить части речи. 4.
В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.

4
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из 2-х простых предложений: 1- односоставное, безличное, распространённое, 2- двусоставное, распространённое)  Торжественно, 2 чудно. 2  В сиянье голубом. 4  Сиянье. 1  «Спит земля» - какое художественное средство здесь употреблено?  Земля 3  Чудно 3 5.
Устный диктант
: найдите слова категории состояния.  И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды.
 Тихо льётся с клёнов листьев медь.  Инженеру хорошо, а доктору – лучше.  Мне грустно потому, что весело тебе.  Сонно гнутся травы, да ворчит устало речка возле переправы.  Тихо в комнате пустой.  Мне далеко до дому, и труден мой путь впереди.
6.

Объяснительный диктант:
Ночь тиха. Небо ясно. Загадочно мерцают далёкие звёзды, притягивающие внимание одинокого путника. Серебряный поток лунного света мягко льётся с вышины, озаряя своим добрым теплом и меня, и моих друзей, и всех людей на нашей планете. От этого мне хорошо и покойно.  Подчеркнуть грамматические основы.  Объяснить постановку знаков препинания.  Составить схему предложения с причастным и деепричастным оборотом.  Найти слова категории состояния. Что они обозначают?
7.

Буквенный диктант:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 к н п к н п к н п п 1 – Мне грустно. 2 – Тихо льётся. 3 - Ночь светла и прекрасна. 4 – Легко на душе. 5 – Мерцают загадочно и таинственно. 6 – Воздух свеж и прохладен. 7 – Было весело и печально одновременно. 8 – Месяц величественно плывёт над землёй. 9 – Звуки музыки чудесны. 10 – Жизнь удивительна.
8.

«Угадай-ка»:
 Что звучит в начале урока? /Буква У/  На каком языке говорила Красная Шапочка? /На французском/  Какая часть слова находится в земле? /Корень/
9.

Творческая работа.

Сочинение-миниатюра.

«Лунная» соната.
 Вступительное слово учителя: Л.В. Бетховен (портрет на доске) - известный немецкий композитор. Его любимый музыкальный жанр - соната. У него их несколько. Та, о которой мы будем с вами говорить, носит номер 14. Но чаще всего ее называют «Лунной». Интересна история ее создания. Это было в Бонне. Бетховен на грани самоубийства: он теряет слух. Однажды в лунный весенний вечер он вместе с другом вышел прогуляться. Они шли темной и узкой улицей. Незаметно оказались около бедного маленького домика, из полураскрытых окон которого доносились звуки сонаты Бетховена. А потом
послышался плач и голос: «Я не могу больше играть, это слишком прекрасно. Если бы когда-нибудь услышать мне это в исполнении настоящего большого музыканта!». Но другой голос ответил ей, что это невозможно: они слишком бедны. Бетховен подумал и вошел в дом. У стола сидел молодой человек: он чинил старый сапог. У старомодного рояля стояла девушка. «Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант, и я вам поиграю». Хозяин бедного жилища пожелал избавиться от непрошеных гостей, сказав, что и инструмент стар, да и нот нет. Бетховен удивился: «Как же вы играете?» Он взглянул в глаза девушке и заметил, что она слепа. Ничего не сказал композитор, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Они слушали, затаив дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Кто-то отворил ставни, и в комнату вдруг проник лунный свет. Бетховен остановился, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погруженным в глубокое раздумье. «Кто вы?»- спросил молодой человек. Вместо ответа, композитор заиграл ту самую сонату, которую играла слепая девушка. Крик восторга вырвался у брата и сестры: «Вы - Бетховен!» Долго играл он для хозяев бедного жилища. По- прежнему спокойно и ясно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру. «Я хочу написать новую сонату и посвятить ее лунному свету» Он поглядел в окно, где плыла луна и мерцали далекие звезды, и заторопился домой, пообещав молодым людям прийти к ним ещё. «Мне надо написать мою лунную сонату, пока я слышу ее». Бетховен работал над ней всю ночь и следующее утро. Так создалась «Лунная» соната, который мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир. 
Задание:
прослушать сонату Бетховена; с помощью слов категории состояния передать свои чувства от прослушанного музыкального произведения. Помогут вам в этом и репродукции картин русского пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи: «Лунный свет», «Лунная ночь над Днепром», «Лунный свет в горах». Имя этого художника вам хорошо знакомо. Известность его началась с картин «После дождя» и «Берёзовая роща», но подлинная слава пришла к нему вместе с картинами о лунном свете. 
Возможное начало....


Звучит «Лунная» соната Бетховена. Чудесные звуки музыки заполняют классную комнату. Мне ... 
Домашнее задание: дописать сочинение.

Из работ учащихся:
 Мне грустно и легко. Музыка уносит меня куда-то вдаль. Там тихая лунная ночь. Теплый ветерок колышет листочками. Отражение от лунного света падает на землю. Я иду по этой лунной дорожке и попадаю в березовую рощу. Воздух в ней чистый и прозрачный. Но музыка зовет меня дальше, уводя в мир открытий и потрясений.  Тихая лунная ночь. Небо ясное и спокойное. Загадочное мерцание далеких звезд. И серебряный поток лунного света льется с неба на землю,
освещая своим добрым теплом и меня, и моих друзей, и всех людей на нашей планете. От этого мне хорошо и спокойно.