Напоминание

"Мой Ярославль"

Автор: Алибекова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №37 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Мой Ярославль"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности «Мой Ярославль» рассчитан на работу с детьми

младшего

школьного

возраста

на

основе

приобщения

к

традиционным

ценностям

исторического наследия и отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с

историей и современной жизнью главного города области – Ярославля. На современном

этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что

создано нашими предками. Это касается не только истории как таковой, но и всего

культурного наследия в целом. Ярославль, центр области, является немым свидетелем

множества важнейших

событий

мировой

истории.

Кроме

чисто

исторической

ценности, Ярославль – отличный образец культуры современной провинциальной России.

Эстетика Ярославля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот

этого великолепного памятника, по сути включающего в себя

целый

ряд объектов,

каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Данная

программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.

№ 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100», концепцией духовно –

нравственного развития и воспитания.

Ключевые аспекты программы внеурочной деятельности учитывают цели, задачи и

планируемые

результаты

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования и программы развития школы

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в

области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Курс рассчитан на один год, на 34часа (34 недели учебного времени по 1 часу в

неделю).

В УМК входит пособие М. П. Смарагдовой «Рассказы о Ярославле» (для младших

школьников), путеводители «Ярославль».

Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой

Ярославль» является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,

эмоционального отношения к миру.

Цели и задачи реализации курса

Цель курса:

главная цель - развитие гармоничной личности ребенка средствами курса;

дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города,

родного

края,

о

культурных,

политических,

экономических

особенностях

Ярославской

области,

познакомить

с

достопримечательностями

и,

что

немало

важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Задачи:

формирование у детей основ российской гражданственности, патриотизма, любви

к малой родине;

формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости

изучения краеведения, заботы о городе;

пробуждение в детях чувства уважения, восхищения, любви к Ярославлю, городу, в

котором они живут;

рассмотрение Ярославля с позиции истории, культуры, этнографии, самобытности,

экологии и других аспектов;

пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.

знакомство детей с историей и культурой родного края в прошлом и настоящем;

формирование

ценностного

отношения

к

историческому

и

культурному

наследию;

организация внеурочной интеллектуально – познавательной деятельности;

развитие кругозора, познавательных интересов, наблюдательности, творческих

способностей каждого ребёнка;

развивать

способности

к

поисково-исследовательской,

творче ской

деятельности;

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через

включение учащихся в систему патриотического и духовно – нравственного

воспитания;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и

нравственности;

организация начальной профориентации

укрепление

взаимодействия

семьи

и

школы

через

систему

совместных

мероприятий

как

условия

патриотического

и

духовно-нравственного

воспитания учащихся.

Методы и формы работы

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

Беседы (желательно использовать презентацию);

Экскурсии;

Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры,

образования, медицины и т.д.);

Виртуальные

экскурсии

(работа

с

использованием

мультимедийных

программ);

Игры

с

использованием

компьютерной

техники

(Коллекция

мультимедийных

уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла

и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности

по

разделу);

Индивидуальная

самостоятельная

работа

(составление

и

разгадывание

кроссвордов, ребусов);

Консультации

(по

мере

необходимости

при

подготовке

к

сообщению

с

презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и

т.п.

Роль курса «Мой Ярославль» в формировании универсальных учебных действий,

ключевых компетенций

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации,

которой

в

изобилии

снабжает

учитель,

а

на

активное

участие

самих

школьников

в

процессе ее приобретения.

В

основе

реализации

программы

«Мой

Ярославль»

лежит

системно-

деятельностный

подход,

который

предполагает

воспитание

и

развитие

таких

качеств

личности

как:

патриотизм,

гражданственность,

уважение

к

прошлому

и

настоящему

родного края.

Личностными результатами изучения курса «Мой Ярославль» является:

Обучающийся научится и приобретет:

научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и

настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

объяснять оценки событий с позиции общечеловеческих нравственных и российских

гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;

пользоваться правилами поведения общими для всех людей;

приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как

регуляторов морального поведения

;

признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

Обучающийся получит возможность для формирования:

основ

гражданской

идентичности

личности

в

форме

осознания

«Я»

как

гражданина

Ярославля-России,

чувства

сопричастности

и

гордости

за

свой

город;

мотивации

учебной

деятельности,

включающей

социальные,

учебно-

познавательные, внешние и внутренние мотивы;

чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее

реализации;

выполнять

учебные

действия

в

материализованной,

речевой

и

мыслительной

форме;

проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения

задания при подготовке к

сообщению, презентации, конференции;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и

регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно

адекватно

оценивать

правильность

выполнения

действия

при

работе над проектом, исследованием, конференцией;

вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в

конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся

к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику Ярославской области, города;

описывать достопримечательности Ярославля;

использовать

различные

справочные

издания

(словари,

энциклопедии

т.

д.)

и

литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и

извлечения познавательной информации;

осуществлять

расширенный

поиск

информации

с

использованием

ресурсов

домашней и школьной библиотек;

находить на карте свой регион и его главный город;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях;

устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять

расширенный

поиск

информации

с

использованием

ресурсов

библиотек города, архивов и Интернета;

работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать

разные

мнения

и

стремление

к

координации

различных

позиций

в

сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

готовить и выступать с сообщениями;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при

выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа

ориентирована

на

систематическую проектную

деятельность

младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и

систематическое освоение содержания курса.

В

целом

в

проектной

деятельности

младших

школьников

можно

выделить

следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный

(учитель:

заявляет

общий

замысел,

создает

положительный

мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий

подготовительный

(определяются

тема

и

цели

проекта,

формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки

результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с

максимальной

помощью

учителя,

позднее

с

нарастанием

у ч е н и ч е с ко й

самостоятельности);

информационно-операционный

(ученики:

собирают

материал,

работают

с

литературой

и

другими

источниками,

непосредственно

выполняют

проект;

учитель:

наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный

(ученики:

представляют

проекты,

участвуют

в

коллективном

обсуждении

и

содержательной

оценке

результатов

и

процесса

работы,

осуществляют

устную

или

письменную

самооценку,

учитель

выступает

участником

коллективной оценочной деятельности).

Содержание курса «Мой Ярославль»

В данном курсе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе,

культуре Ярославля, информационные и практические материалы о народном творчестве и

народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися

начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и нравственности.

В основе концепции современного пути развития страны лежит восстановление

утраченных

связей

современного

человека

с

историей

и

культурой

своего

народа.

Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда,

когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда

традиции становятся его личными ценностями. Именно самосознание в культуре своего

народа,

своей

большой

и

малой

Родины,

способствует

самоопределению,

духовному,

культурному росту человека, его гражданственности и патриотизму.

Именно эту цель призван осуществить курс внеурочной деятельности "Мой Ярославль".

Программа курса «Мой Ярославль» состоит из семи тематических блоков:

1.

Ярославль исторический (8часов). Охватывает период от

создания города до

1918года.

2.

Ярославль

культурный

(11

часов). Знакомит

с

самобытностью,

традициями

культуры от зарождения до наших дней.

3.

Ярославль промышленный (4 часа). Знакомит с органами управления города, с

главными

заводами

и

фабриками,

создающими

основу

материального

благосостояния города, формирует основы начальной профориентации, знакомит с

экологическим состоянием микроклимата города.

4.

Любимые места отдыха (3 часа). Знакомит с наиболее популярными местами

отдыха Ярославцев, экологическим состоянием микроклимата города.

5.

Дружная семья народов (1 час). Раскрываются особенности города как дружной

семьи

народов,

конфессий.

Особенности

взаимоотношений

с

городами-

побратимами.

6.

Ими гордится Ярославль (3 часа).

Данный блок знакомит с известными людьми,

внёсшими огромный вклад в известность города в стране и мире.

7.

Районы города (4 часа).

Раскрывает особенности бытия каждого района как

малой Родины каждого из учеников класса.

Изучение каждого блока носит поисковый характер,

включает в себя теоретическую

часть, экскурсии, творческие задания.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу :

викторина, игра, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

создание и защита собственного проекта;

создание презентаций - представлений по изученной теме;

конкурс исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших

из числа всех участников;

участия в конференциях разного уровня.

Требования к уровню достижения результатов обучающихся

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

– историю образования своего города;

– историю названия города;

– что такое город;

– символику Ярославля (герб, флаг) ;

– Кремль как историческую важность;

– основные памятники архитектуры Ярославля;

– народно-прикладное творчество Ярославля;

- имена людей, прославивших родной город;

- роль города в годы ВОВ.

- близлежащие улицы и площади Ярославля;

– хозяйство города (главные заводы и фабрики)

– роль опыта – как источника благосостояния людей;

- самобытность районов города – основные природные богатства (солнечный свет, воздух,

вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

– называть 5 -7 улиц Ярославля;

– наблюдать, делать умозаключения;

– использовать литературу для ответа на возникающие вопросы;

– различать природные богатства;

– различать некоторые древние и современные здания;

– оценивать правильность поведения в природе;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного

движения).

Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Основные понятия

Виды учебной

деятельности

Примечания

Тема 1. Ярославль исторический

1

Знакомьтесь, Ярославль

Областной центр

Воспринимать на

слух речь учителя,

видеоматериалы,

иллюстрации,

соотносить

исторический

материал и

современность.

Характеризовать

особенности

услышанного или

увиденного

материала. Давать

оценку тому или

иному

историческому

событию.

Описывать

хронологию

Автобусная

экскурсия

2

Кто жил на этой земле до нас

Племя, предки, славяне,

народность, археологи

3

Моё имя – Ярославль. Князь

Ярослав «Мудрый».

Бурелом, поселение, град,

князь, сказание

4

Кремль

Кремль

5

Строители города

Купцы, артели, губерния,

архитектор

Э

кскурсия

6

Прямые проспекты и башни

старинные

Булыжник, генеральный

план, башня

7

Храмы города

ЮНЕСКО

8

Наши предки-защитники

Отечества

Мятеж, Советы народных

депутатов, большевики

Тема 2. Ярославль культурный

9

Ярославские промыслы и

ремёсла. Колокола

Слобода, ямщик. кузнец,

мануфактура, изразцы,

малиновый звон , набат

исторических

событий.

Характеризовать

героев тех событий

Уважительно

относится к

прошлому и

настоящему города.

Уметь

характеризовать

особенности

костюма,

фольклора родного

края, его культуру.

Знать достижения

города в различные

времена, знать

имена людей

прославивших

Ярославль. Уметь

называть наиболее

известные места в

городе, Знать

ближайшие улицы и

площади.

Формировать

10

Ярославский костюм

Телогрейка, кумач,

кокошник, лапти, зипун,

армяк, чуга, кафтан,

сюртук, плисовые штаны,

купец.

11

Экскурсия «Берегиня»

Оберег

экскурсия

12

Ярославский фольклор. Лучший

голос России.

Фольклор, дебют

13

Самый первый русский театр

Лицедеи, мельпомена,

амбар, коммерция, дьячок,

посадские люди

14

Народный театр

(разыгрывание

скоморошного спектакля)

Скоморох, раёк, балаган

15

ТЮЗ и Театр кукол

премьера

экскурсия

16

Художественный музей

Глава губернии, пейзаж,

фонды музея

Экскурсия

17

Музей истории города

экспозиция

Экскурсия

18

Музей пожарного дела

Экскурсия

19

Здесь живёт музыка

Тема 3. Ярославль промышленный

20

Кто управляет нашим городом

Земство, бюджет города,

мэр, мэрия

устойчивый и

познавательный

интерес к

материалам «мой

город». Определять

цель учебной

деятельности с

21

Как строились фабрики и заводы

Мануфактура, Персия,

Средняя Азия, завод-

гигант, мельница

22

ЯМЗ и ЯШЗ

Тягач, супермарафон,

каучук

помощью учителя

при изучении и

сборе материала по

данной

23

Нефтяная лаборатория. История

краски.

Нефтеперерабатывающий,

субботник.

Тема 4. Любимые места отдыха

24

Любимые места отдыха (Волга,

беседка. Сколько в городе

мостов).

промысловые

теме.

Формулировать

собственное мнение

и позицию при

ознакомлении с

изучаемым

материалом.

Составлять

алгоритм

25

Ярославский зоопарк. Парки

города.

26

Ярославский дельфинарий

дельфинарий

Экскурсия в

дельфинарий

Тема 5. Дружная семья народов

27

Дружная семья народов

Диаспоры,

национальность, чак-чак,

города_побратимы

своих действий при

исследовательских

работах. Умение

Тема 6. Ими гордится Ярославль

28

От школьной парты до самых

звёзд

позывной

контролировать

свою деятельность

при изучении

учебного

материала.

29

Город, где живёт «Оскар»

«Оскар» академик

30

Улицы героев

Герой Советского Союза,

Великая Отечественная

война

Тема 7. Районы города

31

Кировский и Ленинский районы

32

Заволжский и

Красноперекопский районы

33

Дзержинский и Фрунзенский

районы

34

Викторина «Мой Ярославль»

Список литературы

1.

Примерные программы начального общего образования. Официальный

сайт Министерства образования РФ

2.

М.П. Смарагдова «Рассказы о Ярославле», Яр., « Ярослав Мудрый», 2012

3.

Путеводитель «Ярославль» 2012

4.

В. Буланов « Ярославль», ЯР., Верхне – Волжское , 1985