"Развитие единого социокультурного пространства при реализации программы "Разговор о правильном питании"

Автор: Филиппова Лариса Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 35
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие единого социокультурного пространства при реализации программы "Разговор о правильном питании"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Эколого-биологический центр» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35»
Конкурс методических разработок

«Развитие единого социокультурного пространства при реализации

программы «Разговор о правильном питании»

Наши помощники

Выполнила:
Филиппова Лариса Валерьевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 35, 6 лет работы по программе

Дзержинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Содержание мероприятия 4 Технология реализации 12 Участие родителей 13 Оценка эффективности 14 Дополнительные источники 15

Система работы в рамках реализации программы «Разговор о правильном

питании»
Работу по программе я начала с диагностики по выявлению уровня сформированности понятий о правильном питании у родителей и ребят, о пользе разных продуктов, о значении правильного питания в жизни семьи. В результате проведения теста «Самые полезные продукты», в начале учебного года выяснили, что 80% детей предпочитают чипсы и шоколад, объяснив тем, что это вкусно. В качестве диагностики ребята совместно с родителями вели дневники питания, которые показали, что 30% учащихся не желают завтракать по утрам, есть кашу, привыкли питаться всухомятку. Только 25% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Мной было составлено тематическое планирование в рамках программы (Приложение). Основными
задачами
являются:  повышение эффективности формирования полезных навыков и привычек в области правильного питания в рамках программы «Разговор о правильном питании» путем расширения сферы воспитательного воздействия на детей ;  расширение числа партнеров - участников , способных оказывать воспитательное воздействие на обучающихся в процессе формирования у них основ культуры питания;  разработать систему развития социального партнерства в рамках программы «Разговор о правильном питании» на основе взаимной заинтересованности путем расширения социально- педагогической деятельности .  сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. В своей работе максимально использую социокультурное пространство . В нашем классе стало традицией проводить экскурсии на предприятия пищевой промышленности, предприятия, реализующие продукты питания . Увлекательным и запоминающимся было посещение Дзержинского хлебзавода № 2, где ребята познакомились не только с его продукцией, но и с технологией изготовления хлеба, имели возможность продегустировать хлебобулочные изделия. При изучении темы «Самые полезные продукты» была проведена экскурсия в магазин «Продукты», в котором дети и учились их выбирать. 3

Схема «Наши помощники»

ЭКБц Шк.библиотека

Музей «Славянка»

Поликлиника № 13 Библиотека Магазин

им.З.Космодемьянской

Хлебзавод № 2 Шк.столовая
В процессе организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» учащиеся закрепили умения выбирать полезные для здоровья продукты питания , а не идти на поводу ярким упаковкам. Кроме этого была возможность исследовать состав некоторых продуктов на наличие вредных составляющих. С тех пор на холодильниках в квартирах наших учеников прикреплен перечень вредных добавок, который поможет предупредить некоторые заболевания. Выпустили листовки «Школьник-правильно питайся!» Библиотекарь школы Кондратьева Т.Ф. систематически знакомит обучающихся с познавательной литературой, которая имеется в библиотеке о здоровом питании. Библиотекарь школы Кондратьева Т.Ф. систематически знакомит обучающихся с познавательной литературой, которая имеется в библиотеке о здоровом питании. В рамках месячника «Мы – за здоровый образ жизни» старшеклассники провели конкурс плакатов «Питайся правильно» . Повар школьной столовой Казанцева Т.И. интересно проводит экскурсии для детей по школьной столовой, где знакомит с кухонными принадлежностями, показывает, как пекут булочки, как готовят витаминный чай. Медицинские работники дет.поликлиники № 13 консультируют, оказывают помощь в проведении практических занятий, уроков здоровья. Ребята взяли у стоматолога Смирновой Е.П.. интервью о влиянии жевательной резинки на зубы и прикус. 4
Она ответила на все интересующие детей вопросы, провела практикум по уходу за зубами, по выбору продуктов, благотворно влияющих на здоровье детей. В ходе месячника «Здоровый образ жизни» проведено общешкольное мероприятие «Белоснежная улыбка».Врач Стелькина Т.Н. посещает родительские собрания с целью передачи теоретических сведений для родителей о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима дня, умение составить сбалансированный рацион питания для детей. Были проведены собрания по темам: «Правильное питание – залог здоровья», «Здоровая пища для всей семьи», «Учите детей быть здоровыми»,«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым»,«Формирование здорового образа жизни младших школьников», «Режим питания школьника», «Основные принципы здорового питания школьников», «Рецепты правильного питания для детей»,« Вредные для здоровья продукты питания», «При ослаблении организма принимайте витамины». На эти и другие вопросы отвечали дети с помощью
презентаций полезных продуктов
. А помощниками были родители. В настоящий праздник витаминов превратилась ярмарка «Дары осени», проведённая во вторых классах. Занятие – практикум «Приготовление бутербродов», проведённый во 2 классах, порадовали мастерством, творчеством в приготовлении вкусных и полезных блюд. Метод проектов – один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. С целью пропаганды здорового образа жизни учащимися 2а класса подготовлен проект «Жевательная резинка: за или против». В его рамках был проведен конкурс стихов «Жвачка – это хорошо или очень плохо». Подарили книжку – малышку в школьную и детскую библиотеку, разместили плакаты у кабинета врача – стоматолога. Выступали перед учащимися других классов . В рамках работы над проектом «Народные кулинарные традиции разных стран» учащиеся моего класса создали творческую лабораторию по приготовлению простых, но полезных блюд народов разных стран. Родители были консультантами, помощниками и участниками презентаций индивидуальных проектов. Использование предложенной методики вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания. По окончании учебного года повторно проведён тест «Самые полезные продукты». Все дети отдали предпочтение полезным продуктам. Наблюдая за учащимися, заметили, что они перестали приносить в класс «вредные» продукты, за год из 23 учеников только двое позволили себе жевать жевательную резинку, 5
а самое главное в их рационе появились фрукты и другие, не менее полезные продукты. Проводился тест «Как я питаюсь». Только у 10% детей выявлены незначительные недостатки в питании. Планирую продолжить работу по программе модуля «Две недели в лагере здоровья». Благодаря помощи наших друзей - мы все чувствуем себя
одной

большой и дружной семьей.
Более подробно хочу рассказать о празднике хлеба.
Часть программы,

используемая автором

Программа «Разговор о правильном питании»

Тема программы,

используемая автором

«Плох обед, если хлеба нет»

Возраст учащихся, для

которых предназначена

конкурная работа

8 лет

Название организационной

формы конкурсной работы

Праздник «Чудо земли – хлеб!»

Где была реализована

конкурсная программа

Во внеклассной работе

Какие образовательные и

воспитательные задачи

позволяет решать

-закрепить представление обучающихся о

значимости хлеба в рационе питания;

-познакомить обучающихся с различными

видами злаков, рассказать о пользе хлеба для

здоровья;

-воспитывать бережное отношение к хлебу,

стремление знать и ценить труд хлебороба;

-воспитывать любовь к родной старине, обычаям

и традициям.

В чём заключается новизна и

оригинальность конкурсной

работы

Праздник проходил в школьном музее народного

быта Нижегородского края. К подготовке и

проведению праздника были привлечены: актив

музея (старшеклассники), музыкальный

руководитель клуба «Славянка», школьный


библиотекарь, родители, шк.медсестра,

шк.психолог, шк.столовая.

Реализация данной конкурсной работы проходила

через знакомство с русской народной кухней,

старинными обычаями и традициями родной

старины.

Вся конкурсная работа направлена на развитие

творческой активности и познавательного

интереса обучающихся.

Содержание мероприятия
Праздник
: «Чудо земли – хлеб!»
Место проведения: школьный музей «Народного быта Нижегородского края»+школьная столовая Оборудование: музей - предметы быта русских крестьян, баян, гербарий злаковых культур, презентация «Как хлеб выращивается»; -столовая - каравай, бублики ,батоны, пряники.
У входа в музей стоят стенды с книгами о хлебе (из шк.библиотеки), на стене-

рисунки учащихся на хлебную тематику (выполнененные после посещения

Дзержинского хлебзавода № 2).

В центре шк.столовой накрыт праздничный стол с булочками, пряниками,

пирожками, блинами и другой мучной выпечкой, приготовленной родителями и

работниками школьной столовой.

Украшает стол каравай хлеба на рушнике (подарок работников хлебзавода).

Праздник хлеба проведен при участии родителей 2 А класса.
Гостей встречают
ученицы-экскурсоводы в русских народных костюмах :
Собирайся, народ! Праздник не ждет! Знают все – и старые и детвора: Хлеб - всему голова! 7
Ведущий 1 (учитель)
:-Ребята, сегодня мы собрались с вами поговорить о хлебе. Что же вам известно о нем?
(Выслушиваются ответы детей).
Ведущий 2 (родительница)
: Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни один день. Изобилие хлеба - заветная мечта человечества, а точнее – миллионов людей. Мы порой забываем, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя труд не одного человека, а многих людей. Тысячи людей трудятся чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь хлеб.
Ведущий 1 (учитель):
Многое ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой- нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растения пять, как пальцев на руке.
Ученицы-экскурсоводы:
Раз – тепло (Пришла весна - есть тепло). Два - свет. (Солнце на небе – есть свет). Три – влага. (Растаял снег, прошел дождь – есть влага). Четыре – воздух.(Воздухом окутано все растение от вершков до корешков). Пять – пища. (Удобрение – есть пища). Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятерней; они дают растению полную жизнь от всходов до плодов. Что для человека значит хлеб?
Ведущий 1 (учитель):
- Хлеб – это достаток.
Ведущий 2 (родительница):
- И здоровье
Ведущий 1 (учитель
):-И хорошее настроение
Ведущий 2 (родительница):
- И уверенность в завтрашнем дне
Ведущий 1 (учитель
):- Хлеб – это мир
Ведущий 2 (родительница
): - Это сама жизнь
Ведущий 1 (учитель):-
Это гениальное изобретение человечества.
Хлеб -
одно из самых древнейших блюд на Руси.
Ведущий 2 (родительница):
Как пришёл к людям хлеб? Существует много легенд. Вот первая. Это было давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. 8 На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…
(инсценировка ребят «Первобытный человек»)

Он устало бредет, понурив голову. Вдруг останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает, кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, и он радостно кричит: «О – о – э!!! Чудо, какими вкусными показались семена эти человеку. Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень. (первый хлеб)
Ведущий 2:-Существует вторая легенда
. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Ведущий 1
: -А из чего делают хлеб? Из муки .
Ведущий 2
:- Из чего получается мука? Отгадайте загадки: Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочёны, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном, На столбе золотом.(КОЛОС) Ты не клюй меня дружок, Голосистый петушок. В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нём тогда таких как я, Будет целая семья.(ЗЁРНЫШКО) В поле - метёлкой, в мешке - жемчугом. (ПШЕНИЦА) Мала малышка - золотая кубышка. (ПРОСО) Как во поле на кургане Стоят девушки с серьгами.(ОВЁС) Черна,мала крошка, А пользы в ней много. В воде поварят, Кто съест- похвалит.(ГРЕЧКА) 9 -Молодцы! Да на Руси пекли хлеб из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур.(Демонстрация зерновых культур)

Ведущий
1: -А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Хлеб-всей жизни голова. Нет хлеба-нет обеда. Ешь пироги-а хлеб вперед береги. Земля-матушка, а хлеб-батюшка
.(Приложение)

Ведущий 2:
-Молодцы! А сколько игр на Руси было придумано, восхваляющих хлеб. Давайте поиграем в одну из них.
Проводится игра «Кто с нами» (Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем

с тобой играть»). Дети перестраиваются в круг.

Дети: (поют)
1 Нивка, нивка, (идут по кругу) Яровая жнивка! 2 Уроди пшеничку, (поднимают руки) Горох, чечевичку. (приседают, встают) 3 На поле снопами — (кружатся дробным шагом, соединив правые руки и подняв их вверх) В доме пирогами.
Исполняется хоровод с колосьями «Жнивная» (русская народная песня).

Ведущий 1:
Чтобы приступить к самому главному праздничному действию 1 августа – срезанию первых колосков, все члены семьи традиционно облачались в яркие наряды, соответствующие цветам природы. Также украшали дома разноцветными ленточками, а из початков кукурузы и колосков делали кукол, которые выполняли роль оберега.
Ведущий 2 :-Послушайте
рецепт приготовление священного хлеба
.(Приложение)

Ведущий1:
Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их. (колоски раздаются детям).
Ведущий 2: -Из чего пекут хлеб? Из муки.

Гречневая мука
-матушка наша. Витаминами полна 10 Я их перечислю: Фосфор, калий и железо, и особенно, белки
Всем полезны и важны, Для здоровья нам нужны. -Конечно же, это гречка. На Руси гречневую крупу наравне со щами и ржаным хлебом считали основой богатырского русского здоровья. Гречневую крупу получают из гречихи. Гречиха содержит больше всего полезных для поддержания красоты и здоровья веществ. -Гречиха издревле была излюбленной культурой у славя.Во время посева,13 июня, в день Гречишницы, всякого странника угощали гречишным хлебом, блинами досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтобы гречи уродилось на полях видимо - невидимо, потому что без хлеба ни во что и труды наши! -Ребята, про хлеб есть немало скороговорок ,сочинённых русским народом. Их нужно произносить правильно и быстро. Разучим некоторые из них.
Разучивание скороговорок
: Поля в поле просо полет. В поле Фрося собирает просо, Сорняки выносит Фрося.
Ведущий 1:-
Сочинял русский народ не только скороговорки и пословицы, но и частушки про хлеб. Какие вы знаете частушки? Послушайте
частушки
, которые мы изучили на занятиях музыкального кружка «Славянка».
Ведущий 2 : -Отгадайте загадку:
В поле- метёлкой, в мешке – жемчугом. -Конечно же, из пшеницы. Пшеница является ведущей зерновой культурой во многих странах. Возделывают её около 30 видов. А известна она была более 9 тысяч лет назад. Пшеница не только самое главное, но и самое первое хлебное растение которое посеял человек.
Ведущий 1:-
-А что вы слышали о чечевице? Чечевица-растение семейства бобовых. А вот по питательности она занимает среди родственников почётное место. Как говорится, мал золотник, да дорог. Уже тысячу лет назад о чечевице упоминали киевские летописцы. Варёная чечевица была любимым кушаньем не только простых крестьян, но и знатных князей. До сих пор чечевичное зерно высоко ценится в нашей стране. Оно идёт на супы и каши, пюре и кисели, лепёшки и пирожки.А на кондитерских фабриках чечевичную муку добавляют в тесто ,из которого выпекают высшие сорта печенья.
Ведущий 2:-
-В старину, чтобы урожай был хороший, во время засухи люди обращались к природе. Давайте и мы обратимся все вместе к природе: 11 Дождик, пуще припусти На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень- Поливай весь долгий день!
А на просо и на рожь Поливай сколько хошь! Секи,секи,дождь, На нашу рожь, На бабину пшеницу, На просо,на чечевицу, На дедов ячмень- Поливай целый день. Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь, На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень.

Ведущий 1:-
А теперь мы всех приглашаем в нашу школьную столовую отведать русский хлеб из печки нашей. Технология реализации
Подготовка

Этапы выполнения

Подведение итогов
 Анкетирование учащихся  Экскурсия на хлебозавод  Проведение тематического классного часа «Любишь ли ты хлеб?»  Посещение школьной библиотеки (чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок)  Участие в мероприятиях в рамках месячника «За здоровый образ жизни»  Разучивание песен – закличек  Проведение занятий в кружке «Разговор о правильном питании»  Беседа с родителями, анкетирование по проблемам питания  Литературная викторина по русским народным сказкам, пословицам и поговоркам о здоровом питании.  Проведение самого праздника «
Чудо земли –

хлеб!
!»  Продолжение изучения темы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании»  Конкурс рисунков «Хлеб всему голова!»  Конкурс рецептов среди родителей и детей  Творческий отчёт в виде проведения праздника для учеников 2-х классов  Проведение анкетирование среди учеников и родителей  Проведение круглого стола по проблемам питания в семье 12
Участие родителей в реализации конкурсной работы
На подготовительном этапе в классе прошли беседы с родителями, анкетирование по проблемам питания. В результате чего была выбрана инициативная группа родителей, которая приняла активное участие в подготовке и проведении праздника. Родители очень творчески и ответственно подошли к этому мероприятию. Они подбирали материал для праздника, фотографировали детей, искали старинные рецепты, по которым впоследствии были приготовлен хлеб.
По окончании праздника был проведён конкурс рецептов среди родителей. Все родители, приготовившие хлебобулочные изделия, были отмечены поощрительными призами. Итогом проделанной работы стали анкетирование родителей и проведение круглого стола по проблемам питания в семье. В конце праздника прошла дегустация хлебобулочных изделий, приготовленных в школьной столовой для родителей учеников. 13
Оценка эффективности конкурсной работы

(обучающиеся)


Object 3

Оценка эффективности конкурсной работы

(родители)

Object 5
14
Дополнительные источники информации:

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 2.. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. 3. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998 4. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997 5. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987 6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004 7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28 8. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8 9. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47 10. Звени,задорная частушка!- Глобус,200 7г. 11.Азбука правильного питания,Учитель,2008г. 15

Приложения

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Обедаешь ли ты?
2.Что ешь на обед? 3.Любишь ли хлеб? 4.Если любишь, то какой? 5.С чем его ешь? 6.Ты сам печешь хлеб? 7.Знаешь ли ты о пользе хлеба ?


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Обедает ли Ваш ребёнок? 2.Что любит Ваш ребёнок есть на обед? 3.Ест ли хлеб и какой? 4.С чем ест хлеб? 5.Что Вы знаете о хлебе? 6.Чем он полезен? 7.Ваш любимый хлеб? 8.Станет ли (уже есть) традицией в Вашей семье есть хлеб на обед?

«Жнивная» (русская народная песня)
Девочки: (поют) Пойду, девица, на поля... Ведущая: Что там за певицы Песни распевают? Мальчики: Это наши жницы Нивку дожинают. Ведущая: Жнеи молодые, Серпы золотые! Велико ли поле сжали? Много ли снопов нажали? 1-я девочка: Мы-то, жнеюшки, Мы-то! Сжали все наше жито! А там, где жницы ленивы, Стоят несжатые нивы... 2-я девочка: Нивку жита я дожала, Девять стогов наметала, А десятый — ячменю На утеху на мою! 3-я девочка: Рада наша нива, Что мы ее обжали, Во снопы повязали. Во снопы яровые, В копы аржаные! 4-я девочка: Жали-пожали, три пряди нажали: Первая прядь — на еду, Вторая — на семена,
Третья — про запас. 5-я девочка: Спасибо, серпок, Что меня ты уберег. Теперь я тебя поберегу, Пшеничкою накормлю (вытирает серп колосками).
Пословицы и поговорки о хлебе
Хлеб-всей жизни голова. Нет хлеба-нет обеда. Ешь пироги-а хлеб вперед береги. Земля-матушка, а хлеб-батюшка. Много снега-много хлеба. Пот на спине-так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье. Ржаной хлебушко-калачу дедушка. Хлеб на столе и стол-престол. Все приедается, а хлеб нет. Есть хлеб – будет и песня. Хлеб-это жизнь. Хлеба край так и под елью рай. Хлеб-батюшка-кормилец. Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска. Без соли, без хлеба – половина обеда. Без хлеба живот никогда не живет. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. И пес перед хлебом смиряется. Мужик одних горячих блинов не наестся. (Он ест их завернув ломоть хлеба в блин) Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом. Хлеб да соль и обед пошел. Хлеб наш насущный- хоть черный, да вкусный.

Рецепт приготовление священного хлеба.
Соедините 1 чайную ложку сухих дрожжей для выпекания и 1 чайную ложку меда. Затем получившуюся смесь поместите в стакан с теплой водой. На время отставьте данную заготовку в сторону и перейдите непосредственно к замешиванию теста. В миску с 500 г муки добавьте 1 чайную ложку мелкой каменной соли, 5 – 7 столовых ложек масла (желательно оливкового либо кукурузного). Затем выложите туда смесь дрожжей и меда, приготовленную заранее. Начните все перемешивать и по ходу процесса добавляйте теплую воду (примерно от 40 до 200 г). Тщательно вымешав тесто, выложите его в круглую форму (или формочки) для выпекания либо на противень и лопаточкой или ножом придайте хлебу нужную форму. Тесто оставьте, чтобы оно подошло, приблизительно на 20 – 30 минут. Сверху хлеб можно украсить колосками из теста, посыпать различными орешками и семечками. Выпекайте каравай при температуре 180° в течение 30 – 40 минут. Взяв маленькую палочку (спичку или зубочистку) и аккуратно проткнув хлебец, проверьте его готовность.