"Формирование коммуникативных УУД"

Автор: Филиппова Алсу Рафиковна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Чистополь, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование коммуникативных УУД"
Дата публикации: 03.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующие цели обучения иностранному языку: 1.Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:речевая,языковая,социокультурная,учебно-познавательная. 2)развитие личности учащегося. 3)формирование и развитие универсальных учебных действий. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,умений и компетентностей,включая организацию усвоения.то есть умения учиться. Актуальность работы обусловлена тем, что приоритетной целью федерального образовательного стандарта является формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Цель доклада –рассказать о своих методах и приемах формирования коммуникативных УУД. Практическая значимость : предложенные приемы можно применять всем учителям английского языка на своих уроках. Рассмотрим формы работы по формированию коммуникативной компетенцией Самым простым приемом формирования коммуникативных действий–
диалог.
,то есть взаимодействие 2 партнеров по общению на определенную тему.Данный прием может применяться при изучении нового лексического и грамматического материала.Мы с 7 классами при изучении предлогов направления составляли очень много диалогов, один из учеников полицейский ,другой прохожий,или один коренной житель, второй приезжий турист. Преимущества данного приема-закрепление и тренировка в употреблении нового материала,кроме этого ,формируется навык работы с партнером, взаимное сотрудничество.
-Создание проблемной ситуации
Например:ты со своей семьей планируете как провести выходные.Ты предпочитаешь остаться дома.а родители собираются поехать в деревню.Обсудите данную ситуацию в группе и придите к общему решению.
Преимущества- навык работы в группе, развитие воображения(роли членов семьи) При тренировке и закреплении лексических единицу местно использовать прием «Дополни фразу» Кроме того, что отрабатывается лексика,учащиеся учатся слушать друг друга,развивается внимание.
Стрип текст(striptext)
Текст, разрезанный на полосы.Во время выполнения отрабатывается навык работы в группе,и,что очень важно,учащиеся запоминают как строится предложение в английском языке.
6 шляп мышления
Например, на уроке английского языка в 7 классе перед учащимися ставится задача высказаться на тему «Школа». Данное задание удобно выполнять в группах с использованием метода «Шесть шляп». Каждая группа должна проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы. Белая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации. Красная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных. Черная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт. Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт) Зеленая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций. Синяя шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами. На этапе рефлексии:

Рефлексивная мишень
На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе записываются вопросы для рефлексии состоявшейся деятельности. Например, 1-й сектор – оценка содержания, 2-й – оценка формы работы, 3-й – оценка деятельности педагога, 4-й – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» в мишень – ставит плюс и т. д. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает работу, метка ставится дальше от центра, если очень высоко – в «яблочко» мишени. После того, как все «выстрелили», педагог кратко анализирует полученный результат.
«Задай вопрос»
Присистематизации знаний обучающихся,к примеру в 5х классах при изучении речевого оборота «собираться делать что-то».Ученик загадывает предложение(предположим что он собирается делать этим вечером,а остальные учащиеся задают вопросы ему ,используя данный речевой оборот,а также,тренируется лексика,вырабатывается умение слушать.
Написание стихов,четверостиший(writingpoems)
При изучении раздела «окружающая среда» в 8 классах 1этап. «мозговой штурм»-в группах по 3-4 человека записываютвсе слова.понятия связанные с темой 2этап-деление полученных понятий на 3 категории (nouns?adjectives,verbs) 3 этап-написание поемы опираясь на заданный план Глагол+прил+сущ Глагол+прил+сущ Глагол+прил+сущ Environment is+adj.
«create your own flag»-создайсвойфлаг.
В 6 и 7 классах при изучении прилагательных.характеризующих качества человека.
Например создайте флаг вашей семьи,вашего класса,упоминая почему использовали тот или иной цвет,опираясь на ваши надежды,веру,что вам нравится или не нравится. Когда дети закончили рисунок флага,на оборотной стороне они пишутответы на фразы 1.The best thing I ever done is____________ 2/My flag represents my interest in….. 3.I used the color________because….. 4.My flag has a picture of__________because…. 5.My flag shows my hopes,which are__________and__________ 6.I drew __________because………… 7.This symbol means that_________ 8.I like my flag because__________
Заключение
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,партнера по общению или деятельности,умения слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем,интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. В основной школе происходит формирование таких базовых умений и качеств,как умение слушать и слышать,учет особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию,умение договариваться и сотрудничать. Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения,создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности.Именно готовность к диалогу по праву считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Работа в группе также является продуктивной формой работы по формированию коммуникативных универсальных действий. Следует еще раз подчеркнуть,что коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих сотавляющих,в ее формирование требует активного введения самых разнообразных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебныхзанятий,над чем мы. ,учителя постоянно работаем и к чему стремимся.