Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса по курсу "Ресурс здоровья"

Автор: Афанасьева Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №86"
Населённый пункт: город Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса по курсу "Ресурс здоровья"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


I.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе: авторской программы спецкурса «Ресурсы здоровья» Афанасьевой И.Н., учителя МБОУ СОШ №86 им. контр-адмирала И.И.Вереникина Курс «Ресурсы здоровья» рассчитан на 4 года (для 1-4 классов). Рабочая программа составлена для 3-го года обучения в соответствии с планом нагрузки по внеурочной деятельности. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. В современном цивилизованном и динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим критерием благополучия. Состояние здоровья подрастающего поколения – показатель благополучия общества и государства. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Целенаправленная профилактическая работа с учащимися младшего школьного возраста должна быть нацелена в первую очередь на укрепление осознанного отношения к ценности здоровья, на укрепление их личностной способности выдерживать и преодолевать кризисы, создание у них критичного отношения к средствам зависимости, на улучшение качества организации их досуговой деятельности. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Ресурсы здоровья».
II.

Цель и задачи программы

Цель данного курса:
создание и укрепление у детей ресурсов противостояния вредным привычкам, обеспечение возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; - формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; - обеспечить физическое и психическое саморазвитие; - научить использовать полученные знания в повседневной жизни; - добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. В соответствии с этими задачами программа направлена на формирование: - ресурсов внутри личности; - когнитивных ресурсов;
- ресурсов социальной компетентности.
III.

Особенности программы
Данная программа строится
на принципах:

1. Принцип доступности.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. 2. Принцип научности. Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
3. Принцип активности.
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.
4. Принцип наглядности.
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, киноматериалов, презентаций, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок и др.
5.

Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
6.

Принцип здоровьесберегающего образования.
Этот принцип предполагает: - осознание ценности здорового образа жизни; - выбор здоровой жизненной позиции; - умение строить здоровые отношении с другими людьми, принимая ответственность за своё здоровье, своё поведение и своё будущее.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.


Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:  чтение стихов, сказок, рассказов;  прослушивание, разучивание и исполнение песен и стихов;  организация подвижных игр;  проведение опытов;  выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
IV.

Место курса в учебном плане

V.
Занятия проводятся
1 раз в неделю, за год - 34 ч.
Программа «Ресурсы здоровья» занимает особое место на пересечении трёх образовательных областей: - Образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности»; - Образовательная область «Естествознание»; - Образовательная область «Обществознание»
VI.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

Личностные результаты:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы
: Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий . - Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать хорошее от плохого - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочник, энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
 выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;  осуществлять активную оздоровительную деятельность;  формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
 факторы, влияющие на здоровье человека;  причины некоторых заболеваний, о вредных привычках;  причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;  виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;  о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
Содержание программы.

Тема 1.
Уверенность и бесстрашие.(1час) Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э.Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И.Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
Тема 2.
Учимся думать. (1час) Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».
Тема 3.
Спеши делать добро.(1час) Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Тема 4.
Поможет ли нам обман.(1час) Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.
Тема 5.
«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час) Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.
Тема 6
. Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час) Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Тема 7.
Как общение влияет на меня.(1час) Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».
Тема 8
. Все ли желания выполнимы.(1час) Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка – рёвушка». Толкование пословиц и крылатых выражений.
Тема 9.
Как воспитать в себе сдержанность.(1час) Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Тема10- 11
. Привычки и удовольствия (2часа) Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.
Тема12.
Я принимаю подарок.(1час) Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
Тема13.
Я дарю подарки.(1час) Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».
Тема 14.
Наказание. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.
Тема 15.
Одежда. (1час) Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Тема 16.
Ответственное поведение. (1час) Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».
Тема 17.
Боль. (1час) Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

Тема 18.
Сервировка стола. (1час) Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».
Тема 19.
Правила поведения за столом. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…»
Тема 20.
Ты идешь в гости . (1час) Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»
Тема 21.
Как вести себя в транспорте и на улице. (1час) Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».
Тема 22.
Как вести себя в театре, кино, школе. (1час) Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
Тема 23.
Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час) Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Тема 24.
Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час) Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 25.
Помоги себе сам. (1час) Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».
Тема 26.
Умей организовать свой досуг. (1час) Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Тема 27.
Что такое дружба. (1час) Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Разучивание песни «Дружба»
Тема 28.
Кто может считаться настоящим другом. (1час) Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Тема 29.
Как доставить родителям радость. (1час) Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».
Тема 30.
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. (1час)
Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Тема 31.
Спешите делать добро. (1час) Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.
Тема 32.
Огонек здоровья. (1час) Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.
Тема 33.
Путешествие в страну здоровья. (1час) Игра-путешествие «В страну здоровья».
Тема 34.
Культура здорового образа жизни. (1час) Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье.
VII.Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Ресуры здоровья» необходимы следующие принадлежности:  спортивный инвентарь;  компьютер, принтер, экран; Занятия по программе ведёт учитель начальных классов

Тематическое планирование. 3 год обучения - (34 часа)
№ п/п Тема занятия К о л- в о ч ас . Планируемые результаты Форма контроля Дата проведения Примеч а-ние Предметные Метапредметные Личностные 1 Уверенность и бесстрашие. 1
Уметь:
выполнять санитарно- гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; осуществлять активную оздоровительную деятельность; формировать своё здоровье.
Знать:
факторы, влияющие на здоровье человека; причины некоторых заболеваний, о вредных привычках; причины возникновения Регулятивные -Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. -Проговаривать последовательность действий - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать хорошее от плохого - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочник, энциклопедии, свой Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). -В предложен ных педагогом ситуациях общения и сотрудничества , опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и Беседа по вопросам 2 Учимся думать. 1 Беседа по вопросам 3 Спеши делать добро. 1 Беседа по вопросам 4 Поможет ли нам обман. 1 Беседа по вопросам 5 «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. 1 Беседа по вопросам 6 Надо ли прислушиваться к советам родителей. 1 Беседа по вопросам 7 Как общение влияет на меня 1 Беседа по вопросам 8 Все ли желания выполнимы. 1 Самостоятельная работа. 9 Как воспитать в себе сдержанность. 1 Беседа по вопросам 10- 11 Привычки и удовольствия 2 Беседа по вопросам 12 Я принимаю подарок. 1 Беседа по вопросам 13 Я дарю подарки. 1 Самостоя-тельная работа. 14 Наказание. 1 Беседа по вопросам 15 Одежда. 1 Практическая работа. 16 Ответственное поведение. 1 Беседа по вопросам 17 Боль. 1 Беседа по вопросам 18 Сервировка стола. 1 Практическая работа. 19 Правила поведения за столом. 1 Самостоятельная работа. 20 Ты идешь в гости. 1 Творческие задания.
травм и правила оказания первой помощи; -виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; -о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные - Донести свою позицию до других (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). педагога, как поступить. 21 Как вести себя в транспорте и на улице. 1 Самостоятельная работа. 22 Как вести себя в театре, кино, школе. 1 Беседа по вопросам 23 Умеем ли мы вежливо обращаться. 1 Беседа по вопросам 24 Умеем ли мы разговаривать по телефону. 1 Самостоятельная работа. 25 Помоги себе сам. 1 Беседа по вопросам 26 Умей организовать свой досуг. 1 Беседа по вопросам 27 Что такое дружба? 1 Беседа по вопросам 28 Кто может считаться настоящим другом. 1 Беседа по вопросам 29 Как доставить родителям радость. 1 Практическая работа. 30 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1 Письменная работа. 31 Спешите делать добро. 1 Самостоятельная работа. 32 Огонек здоровья. 1 Самостоятельная работа. 33 Путешествие в страну здоровья. 1 Викторина. 34 Культура здорового образа жизни. 1 Беседа по вопросам