Конкурсно-познавательная игра "Моя малая Родина - Майнский район"

Автор: Патрикеева Ольга Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ Карлинская СОШ им.И.С.Полбина
Населённый пункт: с.Карлинское, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конкурсно-познавательная игра "Моя малая Родина - Майнский район"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МОУ Карлинская средняя общеобразовательная школа им . И . С . Полбина
Методическая разработка

Конкурсно-познавательная игра
Работу выполнила: Патрикеева Ольга Алексеевна учитель истории МОУ Карлинская СОШ им.И.С.Полбина Адрес: Ульяновская область, Майнский район, с.Карлинское,
Содержание работы

«Моя

малая

Родина -

Майнский

район»


Данное мероприятие предназначено для внеклассной работы с обучающимися

всех уровней образования. Конкурсно-познавательная игра предполагает

одновременно и получение обучающимися новой информации, и актуализацию

уже имеющихся знаний.

В данной работе автор делится опытом проведения краеведческих мероприятий в

школе в занимательной форме. Игра проходила в виде конкурсной программы.

В

процессе игры дети не только должны ответить на вопросы, но должны дать

ответы с объяснениями.

Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических,

картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска,

исследования по объяснению происхождений названий, терминов, анализа

источников.

Обучающиеся знакомятся с особенностями Майнского района, его памятниками,

личностями.

Пояснительная записка.


Актуальность мероприятия:
Изучение регионального компонента предусматривается в содержании многих дисциплин. Однако из-за большого объема учебного материала не всегда на занятиях можно использовать дополнительные сведения при изучении тех или иных вопросов. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, их лучших людях – бывших и настоящих, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа. Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов. Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе.
Цели:

Обучающая:
ознакомление с историей и современной жизнью своего района формирование знаний в области краеведения; расширить знания учащихся о истории и особенностях майнского района. вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников.
Развивающая
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности; стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края .
Воспитательная
: Формирование гражданственности, патриотизма. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину. воспитание духовности, нравственности. Воспитывать устойчивый интерес к изучению истории родного края, гордость за своих соотечественников, создававших и оберегавших культурное и природное наследие;
Задачи
Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края. - бережное отношение к историческому и культурному наследию жителей района
Ожидаемые результаты:
• формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории; • участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления; • положительная мотивация учащихся к изучению истории малой Родины
План проведения мероприятия

1)Предварительная подготовка:
Необходимо заранее выполнить жеребьевку, определяющую какому классу какой населенный пункт готовить как проект. Определиться с заданиями: 1. Учащиеся 1-7 классов должны подготовить сообщение по истории населенного пункта и газету с фотографиями достопримечательностей села. 2.Учащиеся 8-11классов готовят презентации по истории сел. 3.Проводиться викторина «Майнский район. История и современность» среди учащихся школы. В рамках подготовки проведения основных мероприятий проводятся:  классные часы,
Тематика классных часов:
1. «Портретный вернисаж. Известные личности Майнского района» 2. Школьные музеи в Майнском районе 3. «Флаги и гербы»  выезды учащихся в краеведческие музеи р.п.Майна и г.Ульяновска,
 встречи с краеведами района Кузьминым В.К.(выпускник школы 1967г), Воробьев  Проведение конкурса стихов о Родине.  Проведение конкурса рисунков «Вот моя деревня, вот мой дом родной»  выставка книг по истории
2. Ход проведения мероприятия

Оформление
: на стенах зала висят газеты оформленные ребятами. Стены украшены рисунками учащихся на тему «Вот моя деревня, вот мой дом родной».
Оборудование:
мультимедийный проектор
Эпиграф:

“Для России село – частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Ученик1:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приглашаем вас сейчас На чудный яркий вернисаж Край родной вам здесь представить Наш край, поверьте многолик И время нужно, а не миг Чтоб все акценты нам расставить
Учитель
. Для человека нет краше и милее тех мест, где он родился и вырос и если он надолго уезжает из родного дома, то всегда с любовью вспоминает свою Родину. Это самые приятные воспоминания, они греют душу и дают поддержку каждому живущему на земле. И у каждого из нас есть свой уголок, который называется «Малая Родина». Наша с вами Малая Родина – это Майнский район. Насколько вы любите и знаете свой родной край, поможет выявить сегодняшняя игра-викторина «Наша Малая Родина».
Представление команд

Выбор жюри

Карточки для жюри Конкурсы Баллы 1команда 2команда 3команда 4команда 5команда 1
Контурная карта
1.Контур района 2.Населенный пункт 5 Количество населенны х пунктов 2
Визитная карточка
1.Газета 2.История села 3.Извесные личности 4.Наличие презентации 5 5 10 10 3
Достопримечательности
Картинки 1.Названия 2.Село 5 5 4
Исторические личности

1.Фото
10 5
Конкурс капитанов
10 5
Конкурс «Символы»
5 Итого
Ученик2
В каждом живёт своя малая родина, Где нас и любят, и ценят, и ждут: Здесь разрослась в огороде смородина, И в палисаднике астры цветут… Майнский район, ты – сторонка родная, Где свежий ветер летит наобум, И пастушок, на свирели играя, Утренний лес пробуждает от дум… Сердце трепещет – какие здесь зори! Солнце садится – закат ворожит, Птицы поют, забывается горе, - Каждым мгновеньем душа дорожит!
Конкурс №1
Командам выдаются карточки с номерами
1 2 3 4 5

-Команды должны просмотрев презентацию с изображением контуров районов поднять № с изображением Майнского района. -Команды получают листы, где ребята должны написать как можно больше названий сел района.
Конкурс №2
Команды должны представить населенный пункт, который достался команде по жеребьевке. На сцене с помощью проектора демонстрируется контур района и команды должны на него прикрепить таблички с названием населенного пункта (жюри оценивает правильность нанесения) Подведение итогов за 2 конкурса.
Ученик 3
Малая родина! Отчий мой край, я – травинка твоя. Можно уехать… Никто не осудит. Сколько людей на вокзалах сидит, В светлое будущее верится людям. Что ожидает их впереди? Может я тоже уеду однажды Лучше я видел в России места. Но неужели для сердца не важно, Где расцветут два вишнёвых куста. Малая родина! Отчий мой край, я – кровинка твоя. Солнце печёт или бьёт непогода, Я без тебя, что костёр без огня.
Конкурс №3
Команды получают по выбору рисунки достопримечательностей. Ответ должен содержать название и место нахождения данной достопримечательности. (Приложение) Картинки прикрепить на карту рядом с населенным пунктом.

Конкурс №4
Команды получают по выбору рисунки исторических личностей. Ребята должны назвать личность, рассказать о судьбе и с какими населенными пунктами связана судьба данного человека.
Подведение итогов за 2 конкурса.

Ученик 4
О родине – негромко говорю: Ведь о большой любви кричать не надо. Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю: “Будь вечно в благоденствии и славе, Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить, Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво И пред тобой себя не уронить!”.
Конкурс капитанов
. Капитаны выбирают герб. Они должны определить какому поселению он принадлежит и что он означает.
Конкурс для зрителей.
Приглашаются желающие принять участие в конкурсе. Они получают разрозненные карточки, из которых нужно будет собрать полное название села.
Родниковые

Пруды

Новая

Калда

Большое

Жеребятниково


Репьевка

Колхозная

Малое

Жеребятниково

Степное

Матюнино

Старые

Маклауши

Репьевка-

Космынка

Новые

Маклауши

Анненково-

Лесное
Подведение результата конкурса и награждение лучшего зрителя.
Ученик 5
Славу России в веках умножая, Эта земля нам с рожденья дана: Воздух просторов Симбирского края Дышит историей Карамзина! Дорог нам слог летописного слова, Пластовский облик лесов и полей, Голос Языкова и Гончарова, В небе над Волгой – полёт журавлей… Дух этих мест и смирен, и мятежен, В нём – наших предков душевный порыв: Здесь из-за острова плыли на стрежень И поднимались на волжский обрыв, Вдаль устремляли свой взор, замирая, И находили в симбирской глуши Образ аксаковский отчего края – Аленький нежный цветочек души…
Конкурс №4.
Ребята выбирают по одному рисунку и прикрепляют на карту в том месте, где есть такие достопримечательности.
Села с дворянскими усадьбами(2 картинки)


Села с действующими церквями(2 картинки)

Населенные пункты, расположенные на железной дороге

(2 картинки)

Учитель.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Ученик 5
Земля, исхоженная с детства, В сто раз дороже мне других. Она – великое наследство Дедов и прадедов моих. Её никто не выбирает Ни по красе, ни по любви, Она живёт, не умирает В неостывающей крови. Её мы в сердце носим свято, Она у каждого одна, И нашей правдою богата, И нашей силою сильна.
Подведение итогов и награждение
.

Литература
. Не старая и не новая - родная Майна. В. К. Воробьёв. Мономах. Стр. 4- 7.№ 1-2000. В.К. Воробьев «Страницы истории Майнского района Ульяновской области» Воробьёв В. К. Карлинское // Воробьёв В. К. Из истории селений Майнского района Ульяновской области. Люди, события, факты. – Ульяновск, 1997. Карлинское, с. (Майнский район) // Край Ильича : памятные места. – Саратов, 1985. –Селиванов К. А. Летопись села Карлинского // Ульяновская правда. – 1952. – 16 марта. Селиванов К. А. Очерки по истории села Карлинского // Ленинец. – 1964. – 27 ноября, 4, 23 декабря. Селиванов К. А. Судьба одного села. Юбилейные раздумья // Ульяновская правда. – 1972. – 27 августа. Аксаково // Край Ильича : памятные места. – Саратов, 1985. Кириллов В. Трое из одного села // Ульяновская правда. – 1990.