"Математика для любознательных"

Автор: Удовенко Валентина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа внурочной деятельности
Тема: "Математика для любознательных"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО спецкурсу «Математика для любознательных»

4 КЛАСС
Рабочая программа спецкурса разработана на основе авторской программы « Математика для любознательных» учителей МАОУ СОШ№72 Марининой В.И., Нестеровой Л.Г., Бирюлиной Г.В. На изучение спецкурса отводится 32часа в год (1 час в неделю). Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: 1. О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.; Издательство РОСТ, 2014. 2. О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Курс РПС (развитие познавательных способностей), Методическое пособие для 4 класса.- М., Издательство РОСТ, 2014. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный
курс математики для любознательных призван решать следующие

задачи:

 создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;  сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;  сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;  сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;  сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;  выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе,
сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета:
уметь
 использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;  производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;  читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
 формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;  работать в соответствии с заданными алгоритмами;  узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;  вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается
формирование универсальных

учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать
предметных, метапредметных и личностных
результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-й класс

Личностными результатами
изучения курса «Математика для любознательных» в 4-м классе является формирование следующих умений:  Умение осознавать и определять свои эмоции.  Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.  Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.  Делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами
изучения курса «Математика для любознательных» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
 Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.  Работать по плану, сверяя свои действия с целью; корректировать свою деятельность.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами
изучения курса «Математика для любознательных» в 4-м классе являются формирование следующих умений. 1-й уровень (необходимый) Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:  знание названий и последовательности чисел от 1 до 1000; разрядный состав чисел ;  знание названий и обозначений операций сложения и вычитания, деления и умножения.  использовать знание таблицы сложения , умножения и деления;  сравнивать группы предметов с помощью составления пар;  читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;  находить значения выражений;  решать задачи: a. раскрывающие смысл действий сложения и вычитания, умножения и деления; b. задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на … в», «уменьшить на …в»; c. задачи на разностное сравнение;  распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат. 2–й уровень (программный) Учащиеся должны уметь:
 в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания, умножения и деления;  использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, умножения и деления, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;  использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения, умножения;  использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);  выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;  выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);  производить классификацию предметов, математических объектов;  использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, со скобками;  сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;  решать уравнения;  решать задачи;  узнавать и называть плоские и объемные геометрические фигуры;  определять длину данного отрезка, находить длину неизвестного;  читать информацию, записанную в таблицу, диаграмму;  находить периметр и площадь геометрических фигур;  решать арифметические ребусы и числовые головоломки. Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности


Разделы программ ы Темы Коли- чество часов Цели Задачи Форма проведения Вид деятельности Место прове дения Планируемые результаты Примеча ние
Тетрадь №1. Межпред метные. Внеурочн ые 1 Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года. 1 Выявить уровень раз- витияпозна- вательных процессов. Умение подмечать малозаметные детали при восприятии. Тест. Русский язык, математи ка. Внеурочн ое занятие Класс Высказывать свое предположение. Умение работать самостоятельно. 2 Развитие концентрации внимания. 1 Повторение понятий: предложение фразеоло- гизм, омони- мы. Развитие умения выполнять логически – поисковые задания. Игра «Внимание» Русский язык, математи ка. Внеурочн ое занятие Класс Умение решать нестандартные задачи. 3 Тренировка внимания. 1 Знакомство с понятием зрительная иллюзия. Развитие умения решать нестандартные задачи. Презентаци я. Конкурс эрудитов №1. Математ ика. Внеурочн ое занятие Класс Умение решать нестандартные задачи. 4 Тренировка слуховой памяти. 1 Повторение признаков квадрата. Развитие умения отвечать на вопросы. Учебный фильм. Русский язык, математи ка. Внеурочн ое занятие Класс Развитие речи. 5 Тренировка зрительной памяти. 1 Повторение признаков предложения Развитие умения составлять предложения из словосочетаний. Игра «Внимание» Русский язык, математи ка Внеурочн ое занятие Класс Развитие речи. 6 Поиск закономерностей. 1 Повторение буквенных выражений. Развитие умения расшифровывать слова, вспоминая порядковый номер буквы в алфавите. Учебный фильм Русский язык, математи ка Внеурочн ое занятие Класс Поиск закономерностей. 7 Совершенствован ие воображения. 1 Знакомство с понятиями: общеупотреб ительные.уст Развитие умения составлять ребусы. Практическ ое занятие Лит.чтен ие, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Умение работать с изографами.
аревшие слова. математи ка 8 Развитие быстроты реакции, мышления. 1 Знакомство с устаревшими словами свита, дрема. Развитие умения переставлять буквы по образцу. Круглый стол Игра «Так же, как…» Русский язык, математи ка Внеурочн ое занятие Класс Умение решать нестандартные задачи. 9 Развитие концентрации внимания. 1 Повторение геометрическ их фигур. Развитие умения решать нестан- дартные задачи. Практическ ое занятие. Лит.чтен ие, русский язык математи ка Внеурочн ое занятие Класс Умение решать нестандартные задачи. 10 Тренировка внимания. 1 Повторение признаков магических квадратов. Умение решать логически- поисковые задания. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Умение выполнять логически- поисковые задания. 11 Тренировка слуховой памяти. 1 Повторение понятия рифма. Умение записы- вать по памяти данные из прочитанных стихотворений Практическ ое занятие. Конкурс эрудитов №2. Лит.чтен ие, русский язык математи ка. Внеурочн ое занятие Класс Развитие слуховой памяти. 12 Тренировка зрительной памяти. 1 Повторение признаков прилагатель- ных, словосо сочетаний. Умение отвечать на вопросы об увиденном. Практическ ое занятие. Игра «Внимание» . Русский язык, окр. мир, мате- матика. Внеурочн ое занятие Класс Развитие зрительной памяти. 13 Поиск закономерностей. 1 Знакомство с понятием анаграмма. Умение находить числовые закономерности. Практическ ое занятие. Игра «Прочитай анаграмму». Русский язык, математи ка Внеурочн ое занятие Класс Умение находить закономерности. 14 Совершенствован ие воображения. 1 Повторение понятия изографы. Умение работать с уникурсальными фигурами, с изографами. Презентаци я. Математ ика. Внеурочн ое занятие Класс Умение анализи- ровать заданный образец. 15 Развитие 1 Повторение Умение Практическ Русский Внеурочн Класс Умение решать
быстроты реакции, мышления. знаний о геометрическ их фигурах. выполнять логически- поисковые задания. ое занятие. Игра «Зашифро- ванные слова». язык, математи ка ое занятие нестандартные задачи. 16 Развитие концентрации внимания. 1 Повторение знаний о пословицах. Умение решать нестандартные задачи. Практическ ое занятие. Игра «Не верь глазам своим». Русский язык, окр. мир, мате- матика. Внеурочн ое занятие Класс Развитие внимания. 17 Тренировка внимания 1 Повторение знаний о склонении имен сущест вительных. Умение выполнять логически- поисковые задания. Практическ ое занятие. Игра «Внимание» . Русский язык, мате- матика, лит. чтение. Внеурочн ое занятие Класс Развитие внимания. 18 Тренировка слуховой памяти. 1 Знакомство с понятием шарада. Умение на слух определять определять общий звук в словах запоминать текст находить изменения в тексте. Тест. Русский язык, мате- матика, лит. чтение. Внеурочн ое занятие Класс Развитие внимания. 19 Тренировка зрительной памяти. 1 Повторение знаний о жи- вой природе, фразеологизм ах, место- имениях. Умение заменять фразеологизмы близким по значе нию словом, отве чать на вопросы. Практическ ое занятие. Конкурс эрудитов №3. Русский язык, окр. мир, мате- матика Внеурочн ое занятие Класс Развитие зрительной памяти. 20 Поиск закономерностей. 1 Повторение формул нахождения скорости, времени, расстояния. Умение находить числовые и бук- венные законно- мерности. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Умение решать задачи «на движение». ТЕТРАД Ь №2.
21. Совершенствован ие воображения. 1 Знакомство с понятием метаграммы. Умение писать шифрованные послания, заме- няя буквы цифрами. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Умение работать с уникурсальными фигурами, с изографами. 22 Развитие быстроты реакции, мышления 1 Повторение знаний о нахождении площади квадрата. Умение читать от буквы к букве, по прямым и ломаным линиям в любых направлениях. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык окр. мир. Внеурочн ое занятие Класс Умение решать нестандартные задачи. 23 Тренировка концентрации внимания. 1 Повторение знаний о мире живой природы, о фразеологиз- мах. Умение решать нестандартные задачи. Круглый стол. Математ ика, русский язык окр. мир. Внеурочн ое занятие. Класс Развитие внимания. 24 Тренировка внимания. 1 Знакомство с историей появления часов, с ви- дами часов. Умение показывать время на модели часов, решать задачи на определение времени. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Развитие внимания 25 Тренировка слуховой памяти. 1 Знакомство с понятием палиндром или перевер- тыш. Умение читать палиндромы. Практическ ое занятие. Конкурс эрудитов №4. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Развитие слуховой памяти. 26 Тренировка зрительной памяти. 1 Повторение понятия метаграмма. Умение находить цепочки мета- граммы, соеди- няющей два слова. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Развитие зрительной памяти. 27 Поиск закономерностей. 1 Повторение знаний о мире живой природы. Умение решать нестандартные задачи. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык окр. мир. Внеурочн ое занятие Класс Умение находить числовые и бук- венные законно- мерности
28 Совершенствован ие воображения. 1 Повторение понятий: изографы, ребусы. Умение работать с уникурсаль- ными фигурами. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Навыки самостоятельной и групповой работы. 29 Развитие быстроты реакции, мышления 1 Повторение числовых и буквенных закономернос тей. Умение выполнять логически- поисковые задания. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Умение строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем, работая в группе. 30 Развитие концентрации внимания. 1 Повторение изученного. Умение отвечать на вопросы. Практическ ое занятие. Математ ика, русский язык окр. мир. Внеурочн ое занятие Класс Умение преобразовывать информацию 31 Тренировка внимания. 1 Повторение знаний о мире живой природы. Решать задачи на развитие аналитических способностей
.
Практическ ое занятие. Конкурс эрудитов №5. Математ ика, русский язык Внеурочн ое занятие Класс Умение выполнять задания по алгоритму. 32 Выявление уровня развития познавательных процессов 1 Повторение изученного. Умение сравнивать, устанавливать связи, анализировать, рассуждать. Тест. Математ ика, русский язык окр. мир,лит. чтение. Внеурочн ое занятие Класс Ясно формулировать ответы на вопросы. Осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.