Напоминание

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики

Автор: Найданова Соелма Владимировна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ "НижнеБестяхская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Нижний Бестях МегиноКангаласский район РСЯ
Наименование материала: Методический семинар
Тема: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Найданова С.В.,

учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №1»

Мегино-Кангаласский район РС(Я)

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Те м а :

«Реализация

системно-деятельностного

подхода

на

уроках

информатики»

Цель:

представить

системно-деятельностный

подход

СПД

как

основу

реализации ФГОС второго поколения.

Задачи:

1.

Показать

актуальность

использования системно-деятельностного

подхода на уроках информатики.

2.

Определить отличительные особенности традиционных учебных заданий

и заданий при использовании СДП.

Я желаю вам утра доброго,

Настроения самого бодрого,

Пусть начнется оно с понимания

И с приятного очень внимания!

Добрый день, уважаемые эксперты и члены жюри!

Давайте

перед

началом

обсуждения

серьезной

темы

методического

семинара поиграем. Как вы думаете, что обозначают эти теоретические

формулы:

З К (от знаний – к компетентности)

О (образование для жизни)

Ж

К +Д = К (компетенция +деятельность = компетентность)

УД = УМ + УП + УЗ + УД + К + Р (структура учебной деятельности

состоит из учебного мотива, учебной проблемы, учебной задачи, учебных

действий, контроля и рефлексии)

Трудно?

Согласна.

Эти

новые

аббревиатуры

пока

не

стали

привычными.

Но

постепенно

они

войдут

в

нашу

профессиональную

деятельность так же четко, как ЗУН.

Мы с вами свидетели становления в стране новой системы образования.

Сегодня

главный

результат

образования

-

готовность

и

способность

наших

выпускников нести личную ответственность как за собственное благополучие,

так и за благополучие общества.

В

наши

дни

преподавательское

искусство

четко

диктует

необходимость

новых подходов к обучению. Старые методики, бывшие когда-то единственно

верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные технологии

преподавания,

основанные

на

понимании

пройденного

материала

и

заинтересованности в его изучении. Современный урок информатики уже не

может обходиться без действенных методик преподавания.

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон

Дьюи сказал:

"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у

наших детей завтра».

Федеральные

государственные

стандарты

ставят

перед

современным

образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения,

способного

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

приобретения

нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний.

В

основу

разработки

новых

стандартов

положен системно-деятельностный

подход.

Поэтому важными целями образования должны стать:

развитие у учащихся способности действовать и быть успешными,

формирование таких качеств, как профессиональная универсальность,

способность менять сферы и способы деятельности.

Для этого основным результатом работы школы должна стать не система

знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной

жизненной ситуации.

Давайте попробуем разобраться с формулами, которые Вы видели в начале

моего выступления…

Формула

К)

«от

знаний

к

компетентности»

позволит

решать

проблему,

типичную

для

школы,

когда

ученики,

хорошо

овладевая

набором

теоретических знаний, испытывают значительные трудности в использовании

этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Возможно,

нам

удастся

восстановить

нарушенное

равновесие

между

образованием и жизнью

(

О ) ?

Ж

Действие. Дело. Деятельность. Разве не эти слова определяют суть нашего

существования? Разве не они лежат в основе

личной и общественной жизни

каждого человека?

Безусловно,

да.

Они

же

должны

стать

ведущими

в

образовании.

Вот

почему одной из основ ФГОС второго поколения стал системно-деятельностный

подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

Другая основа ФГОС – компетентностный подход. «Знание в действии» -

вот его лозунг.

А совмещаются эти два подхода современного образования в простой

формуле: К +Д = К «Компетенция + деятельность = компетентность».

Обучение,

построенное

на

основе

ситемно-деятельностного

подхода,

опирается на теорию учебной деятельности.

В

рамках

общего

понимания

деятельности

формировалась

и теория

учебной деятельности. (Один из ведущих ее разработчиков – Эльконин Д.Б.)

Сегодня структура учебной деятельности состоит из учебного мотива,

учебной проблемы, учебной задачи, учебных действий (УД = УМ + УП + УЗ

+ УД + К + Р)

Как должен измениться урок с позиций

системно-деятельностного подхода?

Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода выглядит

так:

1 этап - мотивация

2 этап - создание проблемной ситуации;

3 этап – принятие учеником проблемной ситуации;

4 этап - совместное выявление учебной задачи;

5 этап – управление учителем поисковой деятельностью;

6 этап – осуществление учеником самостоятельного поиска;

7 этап - обсуждение результатов.

Психологи

давно

доказали,

что

люди

лучше

всего

усваивают

то,

что

обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно

эти

возможности

предоставляют

используемые

на

уроках

формы групповой

работы.

Организация групповой работы способствует активизации познавательной

деятельности,

развитию

навыков

самостоятельной

учебной

деятельности,

развитию

коммуникативных

навыков,

совершенствованию

межличностных

отношений в классе.

Систематическое использование проблемных заданий и групповой работы

будет способствовать формированию соответствующих УУД.

Особо

недоверчивые

возразят:

разве

раньше

в

школе

отсутствовала

деятельность? Давайте посмотрим правде в глаза. Мы отдавали предпочтение

репродуктивным

методам

обучения.

Предпочитали

сами

объяснить,

а

потом

предлагали решать по образцу. Теперь, готовясь к урокам, мы вместо лекции

предложим проект, а вместо опроса – дискуссию. Сегодня знания не передаются

в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной

деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как

презентации

системы

знаний

к

активной

работе

обучающихся

над

заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Моя задача

как учителя - не дать объем знаний, а

научить учиться. Я

выступаю, как вдохновитель учащихся, незаметно управляя процессом обучения.

К.

Д.

Ушинский

говорил: «Нужно,

чтобы

дети,

по

возможности,

учились

самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и

давал

для

него

материал». Его

слова

отражают

суть

системно-

деятельностного

подхода

и

в

урочной,

и

внеурочной

исследовательской

деятельности. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что

знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию,

самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при

введении или отработке материала на уроке и во внеклассной деятельности

состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и дать готовый материал.

Учитель должен организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения

проблемы.

Главная идея этой методической системы:

Построение такого образовательного пространства, которое позволило

бы

обеспечить

общекультурное,

личностное

и

познавательное

развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как

умение учиться.

Для воплощения этой идеи содержание обучения информатики не должно

быть ограничено только изучением прикладного программного обеспечения.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика

информационной

компетентности

одного

из

основных

приоритетов

в

современном

образовании.

Реализации

данной

задачи

в

полной

мере

способствует СДП в обучении, который заложен в основу ФГОС.

Он же в корне меняет ответы на вопросы Чему? Как? и Ради чего учить?

Творческая новизна заключается в систематизации различных форм урочной

и внеурочной деятельности учащихся для достижения ими высоких предметных,

метапредметных и личностных результатов.

В основе этой системы работы лежат следующие принципы:

1.

Межпредметная

интеграция

учебного

содержания,

обеспечивающая

освоение английского языка как инструмента познания и творчества.

2.

Реализация

деятельностного

подхода:

использование

образовательных

технологий, обеспечивающих субъектную позицию учащихся на уроке и во

внеурочной деятельности.

3.

Дифференциация

содержания

обучения

с

учетом

индивидуальных

способностей и учебных возможностей обучающихся.

4. Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности.

5.Усиление ценностно-смысловой направленности урочной и внеурочной

деятельности, способствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию

учащихся, осознанию ими важности изучения английского языка в современном

мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

1.

Интегрированные

уроки

развивают

и

обогащают

личность

учащихся,

прививают

интерес

к

предмету,

активизируют

учебную

работу,

способствуют повышению качества знаний, формируют умения и навыки у

учащихся.

Принцип

межпредметной

интеграции

реализуется

через

проведение интегрированных уроков, например, интегрированный урок

химии

и

информатики

«Великому

ученому

посвящается…».

Он

был

посвящены

изучению

основных

законов

химии,

открытых

М.В.

Ломоносовым с применением информационных технологий.

2.

Формирование у учащихся УУД и субъектной позиции обеспечивается

использованием современных образовательных технологий: проблемного

обучения,

модульного

обучения,

технология

развития

критического

мышления (ТРКМ), проектной деятельности, технологии «Дебаты».

Проблемное обучение обеспечивает высокую мотивацию учения.

Модульное обучение способствует формированию самостоятельной

деятельности, умению оценивания своей работы.

ТРКМ способствует формированию навыков активной и вдумчивой

работы с текстом.

Технология

проектов

обучает

умениям

целеполагания

и

планирования,

воспитывает

настойчивость

в

достижении

цели,

развивает творческий потенциал, способность к рефлексии.

«Дебаты» учат быть объективными, аргументировано защищать свою

точку зрения и стремиться понять чужую.

3.

Закрепление знаний, формирование умений и навыков осуществляется с

помощью

дифференцированных

заданий,

которые

различаются

как

по

объему,

так

и

по

уровню

сложности

и

учитывают

скорость

усвоения

материала

и

уровень

владения

языком

каждого

учащегося.

Уровень

сложности заданий обозначается цветами: зелёный – базовый уровень,

желтый – повышенный уровень, красного цвета – высокий. Задания я

строю таким образом, что каждое последующее оказывается для ученика

интереснее,

чем

предыдущее.

Благодаря

этому

учащиеся

постоянно

стремятся выполнять более сложные задания, повышая тем самым свой

уровень владения языком. Это еще и хорошая возможность работать на

одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной

работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже,

чем это предусмотрено программой.

4.

Знания и умения, полученные детьми на уроках, находят свое применение

и

дальнейшее

развитие во внеурочной деятельности. Этому в немалой

степени

способствует

вовлечение

учащихся

в

исследовательскую

и

проектную деятельность. Согласно ФГОС в метапредметные компетенции

входит именно формирование навыков исследовательской деятельности.

Например,

е

жегодно

проходят

различные

научно-практические

конференции

школьников.

В

рамках

этих

конференций

учащиеся

представляют свои исследования и защищают проекты.

Я считаю, что если каждый учитель хотя бы нескольким ученикам

объяснит правила написания научно-исследовательской работы, объяснит

структуру работы, что такое объект исследования, предмет исследования,

гипотеза

и

так

далее,

то

он

очень

поможет

ему

в

его

дальнейшей

деятельности. И совсем не важно, какой предмет мы ведём! Важно помочь,

повести

за

собой,

подтолкнуть,

поддержать,

направить

и

быть

рядом

-сотрудничать! Очень верно сказал поэт XVII века

:

«Если мозг не засевать

зерном, то он зарастёт чертополохом»

.

Разнообразие

конкурсов

по

тематике,

формату

и

возрастным

категориям дает возможность учащимся выбрать для себя тот конкурс, где

они смогут проявить все свои способности.

«Единственный

путь,

ведущий

к

знанию

это

д е я т е л ь н о с т ь » ,

сказал

Бернард

Шоу.

Есть

дети,

которыми

не

надо

особо

руководить

в

творческом развитии, они сами активны. Задача учителя предложить принять

участие в том или ином конкурсе, и ребёнок дальше сам проявляет активность.

Другими детьми надо руководить, вести их к успеху. А это так приятно, в

конечном счёте, когда твои воспитанники становятся победителями и призёрами

различных

конкурсов,

выставок,

олимпиад.

И

пусть

они

не

всегда

связаны

непосредственно с моим предметом, но помогая детям принять участие в том или

ином соревновании, мы ведём их по пути успешности.

Эффективность представленной

мной

системы

работы

подтверждается

результатами конкурсов и олимпиад, данными мониторинга образовательных и

личностных результатов.

В

перспективе

для

развития

системно-деятельностного

подхода

в

интеграции

урочной

и

внеурочной

работы

при

обучении

информатике

я

планирую продолжить работу над усовершенствованием своих возможностей,

при этом, конечно же, не надо забывать и о традиционных методах обучения.

Как

говорил великий Конфуций:

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может

быть учителем».

Конечно, путь от учебных заданий к компетентностно-ориентированным

заданиям не простой. Вряд ли уже завтра у нас появятся учебники, содержащие

подобные

задания.

Учителю

самому

нужно

осваивать

теорию

и

практику

системно-деятельностного подхода.

В конце семинара позвольте спросить, стали ли теоретические формулы

более понятными, а идеи современного образования более доступными?

Готовясь к семинару, я использовала материалы:

лекции

Омского

Государственного

педагогического

университета

по

педагогике

публикации учителей на различных сайтах…