Напоминание

""Ветер"

Автор: Сверчкова Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №7
Населённый пункт: город Чехов Московская область
Наименование материала: педагогический сценарий урока по географии в 6 классе
Тема: ""Ветер"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогический сценарий урока по географии «Ветер» в 6 классе в условиях использования интерактивной доски

География. 6 класс. Тема «Ветер».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ИД, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

Цель урока: сформировать первоначальные знания учащихся о ветре.

Задачи:

образовательные - закрепить знания по теме «Атмосферное давление»;

- сформировать понятия: ветер, бриз, муссон;

- сформировать умение строить розу ветров.

воспитательные - способствовать умственному и экологическому воспитанию учащихся;

развивающие - развитие умений работать с ИКТ;

-

формировать познавательный интерес учащихся;

-развивать навыки работы со статистическим материалом.

План урока:

1. Оргмомент 2 мин,

2. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания 10 мин.

3. Изучение нового материала 20 мин,

4. Закрепление изученного 8 мин,

5. Задание на дом, выставление оценок, подведение итогов урока 5 минут.

№ Этап урока

№ слайда, содержание

Действия учителя

Действия учащегося

1

Оргмомент

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит

большая работа: вначале мы повторим тему «Атмосферное

давление», затем изучим новый материал теоретически и

научимся строить график с романтичным названием «роза

ветров».

Слушают учителя.

2

Актуализация

опорных знаний,

проверка

домашнего

задания

Слайд №1,2

(выведены предложения, в

которых слова закрыты

«шторкой»)

Слайд №3

- Вначале повторим пройденное.

1.

Вам предстоит закончить предложения, дописать слова

на экране, а затем мы сверим с правильными ответами.

2.

Расставьте пункты А, Б,В,Г и Д в порядке возрастания

атмосферного давления в них. (рабочая тетрадь на

Учащиеся по цепочке

выходят к доске,

дописывают

необходимые слова,

работают с рисунками,

решают вопросы теста.

Рисунок к заданию

Слайд №4

Рисунок к заданию

Слайд №5

Вопросы теста.

печатной основе)

3.

Определить по рисунку в каком случае давление

повышается/ понижается, остаётся неизменным.

(рабочая тетрадь на печатной основе)

4.

Решение теста из учебника (подчеркнуть верный ответ)

Другие учащиеся

помогают при

возникновении

затруднений. Сразу же

проверяют выполненные

задания 1,2 (отодвигают

шторку).

3

Изучение новой

темы

ИД на время

выключается

- Отгадайте загадку.

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде.

- Как называется тема нашего урока?

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы познакомимся не только с определением ветра, но и в

двумя его видами, научимся строить «розу ветров».

Повелителем ветров, согласно греческой мифологии, был

царь острова Эолии. Зевс сделал Эола господином над

ветрами, он мог держать их на замке или устраивать

бури и ураганы. Эола считали изобретателем паруса. В

восточнославянской мифологии бог ветра - Стрибог.

-Как вы думаете, что такое ветер?

-А почему тему ветер изучают только после атмосферного

давления?

Возникновение ветра связано с разницей в давлении.

Познакомимся с объяснением в учебнике на с. 135.

Итак, возникновение ветра связано с разностью в

давлении.

Отгадка- ветер.

Записывают в тетрадь

дату и тему урока,

пытаются

сформулировать задачи

урока. Слушают рассказ

учителя,

формулируют

определение ветра,

знакомятся с текстом

учебника на с.135 и

выделяют причину

образования ветра.

Слайд №6

Данные атмосферного давления.

Слайд №7

Рисунок солнечного дня,

граница суши и водоёма.

Условные знаки на полях.

Слайд №8

Рисунок ночи, граница суши и

водоёма. Условные знаки на

полях.

-От какого давления будет дуть ветер?

Расставьте стрелки, показывающие направление ветра.

-Давайте рассмотрим образование местного ветра- бриза,

который возникает на границе между сушей и небольшим

водоёмом.

-Вспомните , как происходит нагревание и остывание суши

(воды)?

По ходу рассказа перемещать стрелки (на полях) по

рисунку. (В летний день суша прогревается быстрее.

Воздух становится легче и поднимается вверх. При этом

давление у земной поверхности понижается. Вода

нагревается медленнее, поэтому воздух над ней холодный.

Тяжёлый, постоянно опускается вниз, образуя область

высокого давления. А так как ветер движется от

высокого давления к низкому, то днём ветер будет дуть с

водоёма на сушу).

По аналогии происходит образование ночного бриза.

-Кто попробует объяснить, как он образуется?

-Сформулируйте определение, что такое бриз.

Бриз- ветер, меняющий направление 2 раза в сутки.

Дневной (дует с водоёма) Ночной (дует с суши)

Стрелками показывают

направление ветра,

объясняют свой выбор.

Слушают объяснение

учителя, отвечают на

вопросы(Вода медленно

прогревается и медленно

остывает, а суша

быстро нагревается и

остывает); делают

схематичный рисунок

дневного бриза в

тетради.

Один из учащихся

пытается рассказать

принцип формирования

ночного бриза,

расставляет на рисунки

условные знаки. Другие

дети делают в тетради

аналогичный рисунок.

Формулируют

определение бриза.

Записывают схему в

тетрадь.

Слайд №9

Рисунок зимнего и летнего

муссона на Дальнем Востоке.

Слайд №10

Рисунки флюгеров и

анемометров разных видов.

.

Слайд №11

Таблица данных и основа для

-Как вы думаете, если между маленьким водоёмом и сушей

возникает ветер, может ли возникнуть ветер на границе с

океаном?

Ветер, который возникает на границе обширных массивов

суши с океаном, называется муссон. Чаще всего он

возникает на границе Евразии с Тихим и Индийским

океаном, Северной Америки и Атлантическим океаном.

Этот ветер меняет своё направление два раза в год- летом и

зимой.

-Объясните его образование.

-Что такое муссон? Как изменяется погода? Почему муссон

меняет своё направление 2 раза в год?

-Чем он отличается от бриза?

Муссон-ветер, меняющий направление 2 раза в год.

Летний Зимний

дует с океана на сушу дует с суши на океан

прохладная и дождливая погода холодная и сухая погода

-С помощью чего определяют направление ветра?

-Найдите в тексте учебника как дать правильно название

направлению ветра? (с.137)

Если ветер дует с востока, то он….

Если ветер дует на запад, то он ……

Если ветер дует на юг, то он….

Скорость ветра определяют с помощью анемометра,

измеряется она в баллах или метрах в секунду. Чаще всего

силу ветра сравнивают со шкалой Бофорта.

-Результаты наблюдений на направлением ветра можно

изобразить с помощью особого графика- розы ветров.

-Познакомимся с этапами выполнения работы.

Учитель начинает работу сам, затем привлекает к ней

Слушают объяснение

учителя, объясняют

принцип образования

муссонов и

формулируют

определение муссона и

сравнивают его с бризом,

записывают схему.

Отвечают на вопросы

учителя, работают с

текстом учебника и

знакомятся со шкалой

Бофорта.

Знакомятся с этапами

построения розы ветров,

графика.(действия 1-3)

Слайд №12

Таблица данных и отмеченные

точки. (действия 4-5)

Слайд № 13

Готовый график (действие 6)

Слайд №14

Таблица данных и основа для

графика для самост. выполнения

работы.

ИД выключена

желающих учащихся. (строится основа, наносятся деления

1 кл=1 день, подписываем направления сторон горизонта,

откладываем количество дней и ставим точку,

последовательно соединяем, отвечаем на вопрос).

-Задание для самостоятельного выполнения розы ветров.

Выполненную работу (3-5) проецируем на экран и

смотрим правильность выполнения работы.

-Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?

- Какое значение имеет ветер?

используя раздаточный

материал. Под

руководством учителя

создают розу ветров.

Затем аналогичную

работу выполняют

самостоятельно,

отвечают на вопросы

учителя.

-Помощь

мореплавателям

-Перенос влаги на

материки

-Переносит семена

растений и споры грибов

-Способствует

образованию морских

течений

-Вырабатывает

электроэнергию

(мельницы, двигатели,

парусники)

-«Съедает» горы,

сглаживает их, создавая

причудливые формы

рельефа

-Одна из причин

бедствий – ветер

4

Закрепление

изученного

материала

-Что мы с вами сегодня изучали?

-Какие вопросы остались для вас загадкой?

-Что такое ветер?

Отвечают на вопросы

учителя.

-Почему он возникает?

-Что такое бриз? Муссон? Роза ветров?

-Почему летним днем из леса веет прохладой?

-Каково происхождение ветерка на берегу реки летним

жарким днем?

-В каких случаях необходимо учитывать преобладающее

направление ветра?

5

Задание на дом,

выставление

оценок,

подведение

итогов урока

Домашнее задание : параграф 21, практическая работа №5

в рабочей тетради на печатной основе.

Выставляет оценки за работу на уроке.

Записывают домашнее

задание в дневники.