Напоминание

Самостоятельная двигательная деятельность

Автор: Глущенко Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 Светлячок
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная двигательная деятельность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация самостоятельной двигательной

деятельности

детей дошкольного возраста.

1

1.Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается,

прежде всего, в движениях. Первые представления о мире приходят к ребенку

через его движения глаз, рук, языка, ног. Через перемещение в пространстве.

Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг,

тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигательная активность

является органической потребностью детей. Особенно она важна для

ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и

функции организма.

Программой воспитания в детском саду выделено два основных

компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная

двигательная деятельность. Самое продолжительное время занимает в этих

группах самостоятельная деятельность детей – 54%. Таким образом,

основной резерв двигательного режима малышей – в их самостоятельных

движениях.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в

разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после

дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия

должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в

организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в

повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в

течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который

продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает

поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы

двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это

активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость,

целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями

ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в

зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему

возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или

упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия.

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных

действий способствует различные мелкие и крупные физкультурные

2

пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности

малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование

различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.

На т р е т ь е м году жизни подбираются игрушки, стимулирующие

первоначальные самостоятельные действия – это каталки, коляски,

автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания

в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные

физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на

которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании,

перешагивании и т.д.

Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством

педагога после предварительного разучивания действий сними на занятиях.

Объясняя эти способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению

пространственной терминологии, названий упражнений, исходных

положений, что содействует развитию мышц ног, тела, рук, основных

движений.

Для ребенка ч е т в е р т о г о года жизни воспитатель подбирает

двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании

и метании даются мячи разного размера, мешочки, кольца, кольцебросы и

мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а

также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением

и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к

усвоению правил безопасного передвижения по улице.

В с т а р ш и х группах (5-6-летних детей) широко используются

спортивные игры – городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон,

настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. эти игры способствуют

подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески

участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с

элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и

корректирует их ход.

В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию

точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки,

упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень

хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые

3

развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и

целеустремленность.

Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют

подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива,

организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют

формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.

Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель

систематически и последовательно планирует и направляет.

Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений,

эмоционального состояния. Учитывая эту особенность, следует обеспечить

разнообразную двигательную деятельность детей, создавать условия для

разных движений. Необходимо искать пути увеличения самостоятельной

двигательной активности. Следует решать следующие задачи:

-создать развивающую среду – пространство самореализации;

-помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для

укрепления его физического и психического здоровья;

-способствовать формированию посредством самостоятельной

двигательной деятельности здорового, стрессоустойчивого организма

ребенка;

- стимулировать дошкольника к включению в процесс

самостоятельной двигательной деятельности, побуждать его к

самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;

-формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника,

направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Дети имеют возможность реализовать и закрепить накопленный опыт

не только в различных традиционных формах двигательной активности, но и

в самостоятельной двигательной деятельности:

-гимнастике;

-работе на спортивных комплексах.

Психологи предупреждают, что ребенок действует не ради чуждых и

не всегда понятных ему интересов взрослого и не потому, что «так надо», а

потому, что тем самым он удовлетворяет собственные побуждения, действует

4

в силу внутренней необходимости, которая сформировалась раньше или

возникла только сейчас, пусть даже под влиянием взрослого. Одна из таких

внутренних необходимостей – зарожденная в виде инстинкта радость

движения

В результате, овладевая основными видами движений, дети

дошкольного возраста имеют возможность воспринимать мир, думать,

общаться с другими людьми, управлять своим поведением как

самостоятельные члены общества.

Задача воспитателей: повысить опыт детей в самостоятельной

двигательной деятельности, воспитать потребность к разнообразным

движениям.

5

2. Необходимое условие формирования всех систем и функций

организма ребенка – двигательная активность. Общеизвестно:

систематические физические упражнения благоприятно влияют на

функциональное состояние головного мозга, улучшают настроение, сон,

повышают работоспособность.

Критериями оценки двигательной активности являются: объем

движений (в условных шагах), их продолжительность (во времени),

содержание (разнообразие движений, форм и видов двигательной

деятельности).

Организуя различные виды двигательной деятельности, педагог

способствует ее оптимизации, осознанному и творческому освоению

движений. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все

произвольные движения возникают у него только в результате обучения.

Обучаясь движениям, дети приобретают :

-знания, необходимые для сознательной и самостоятельной

двигательной деятельности;

-знакомятся со способами и средствами ее реализации;

-накапливают опыт творческой двигательной активности.

Умение самостоятельно мыслить и действовать дает ребенку

возможность реализовать потенциальные природные способности, понять

оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела.

Важное значение для повышения двигательной активности имеют

подвижные игры, спортивные игры, физкультурный инвентарь, атрибуты.

При этом обязательным условием успешного проведения игр является учет

индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так как двигательная

активность тренирует нервную систему, способствует уравновешиванию

процессов торможения и возбуждения, то подбор и планирование

подвижных игр определяются уровнем физического и умственного развития

детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка,

времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей, его

типологических особенностей. Работу по физическому воспитанию

необходимо проводить в тесном контакте с семьей.

6

3.Педагог постоянно изучает своих воспитанников, отражает в своих

наблюдениях степень их физического развития и самочувствия.

Наблюдения за детьми показывают, что одни из них непоседливы,

другие – малоподвижны, медлительны, нуждаются в помощи. Одни

опережают сверстников в овладении движениями, а другие , наоборот,

отстают и требуют дополнительного внимания.

Без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка

невозможно его воспитание. Внимательное изучение ребенка позволяет:

представить картину развития его физических и духовных сил; выявить не

только внешние, но и скрытые причины отклонений; наметить программу

воспитания и обучения, отвечающую его потребностям; правильно

спланировать и организовать жизнь малыша в детском саду, поддерживая

взаимосвязь с семьей; подобрать методы и приемы, соответствующие его

особенностям; своевременно корректировать воспитательные и

оздоровительные воздействия, повышая тем самым их результативность.

Необходимо знать возможные отклонения в двигательном

развитии детей, их характеристика и задачи воспитателя.

1.Малая подвижность, частые периоды бездействия – Отсутствие

интереса к двигательной деятельности: ребенок часто сидит, ничего не

делает, на лице грусть, безразличие, не умеет себя занять – Активизировать,

вызвать интерес к движению.

2.Большая подвижность с высокой интенсивностью движений – Только

при условии, что движения бесцельны или слабоуправляемы, торопливы –

Учить «управлять» движениями, выполнять их точно.

3.Однообразие или трафаретность движений, их бесцельность – Состав

движений беден: полное отсутствие некоторых движений в самостоятельной

деятельности. Ребенок бегает, шалит, не умея выбрать сюжет для игры; не

использует физкультурные пособия и игрушки; не умеет переключаться на

спокойные виды деятельности – Обогащать состав движений и содержание

деятельности в целом.

4.Отсутствие творчества в двигательной деятельности – Не умеет

комбинировать движения, переносить знакомые движения в сюжетные игры,

однообразно использует физкультурные пособия и игрушки – Развивать

двигательное творчество.

7

Ясно, что дети дошкольного периода нуждаются в педагогическом

дифференцированном руководстве взрослого, при этом особого внимания

заслуживают малоподвижные и чрезмерно активные дети

Для подвижных детей не следует ограничивать подвижность, а создать

такие условия, чтобы малыши вынуждены были добиваться не скорости, а

точности в движениях: мяч нужно прокатить медленно по дорожке из 2

веревок, закатить в ворота, сбить кеглю; побегать по ограниченной площади,

попрыгать в своем домике. Универсальным движением для этих детей

являются все способы лазанья.

Малоподвижных детей, наоборот, надо всячески стимулировать к

активным и энергичным движениям – пусть они бегают, прыгают, бегут за

мячом, скатывают с горки разные предметы и догоняют их, давать им разные

поручения .

Слабому ребенку в игре помогать, иногда пожурить, иногда пожалеть.

Более сильным детям создавать в игре условия труднее, используя ряд

интересных мероприятий. Например, во время охоты «медведь» должен

вылезти из берлоги и перешагнуть на своем пути дерево; «кот» - спуститься с

крыши и т.д. Обязательно каждый из детей должен получить свою

«двигательную дозу» в течение дня.

8

4.Руководство самостоятельной двигательной деятельностью

предусматривает следующие обязательные моменты:

-организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для

движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);

-закрепление в режиме дня специального времени для

самостоятельной двигательной деятельности;

-владение воспитателем специальными опосредованными методами

активации движений детей.

Взрослый должен поддерживать двигательную активность детей,

поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Для этого

необходимо создать соответствующие условия и в групповой комнате, и на

участке. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей

осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей, выделив им

место для игр и физических упражнений.

В руководстве двигательной активностью детей с разной

подвижностью могут быть выделены два основных этапа.

На первом этапе устанавливаются непосредственные контакты

воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм,

упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со

сверстниками, выявляется наличие двигательного опыта. Для развития

самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия,

оказывается своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и

упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут

быть применены следующие методы и приемы:

-совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или со

сверстниками;

-объяснение или показ более сложных элементов движений,

поощрение.

Основным направлением руководства двигательной активностью

детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее

разнообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное

опосредствованное воздействие воспитателя на двигательную активность

9

детей с разной подвижностью. Педагогические приемы должны строится на

постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную подвижную

деятельность, которая будет способствовать повышению их двигательной

активности, развитию интереса к различным играм и физическим

упражнениям. С чрезмерно подвижными детьми осуществляется косвенное

руководство, направленное на постепенное переключение их на более

спокойную деятельность, которая будет способствовать некоторому

снижению двигательной активности и формированию внимания,

обеспечению точного выполнения разнообразных движений.

Регулировать двигательную активность детей с разной подвижностью

можно привлекая их к подготовке пособий и оборудования для

самостоятельной деятельности, а также стимулируя интерес к труду, к

помощи взрослым. Выполнение таких поручений, как подмести веранду,

полить огород, привезти самокаты и т. д. , вызывает у малоподвижных детей

активные действия, а для чрезмерно подвижных детей нужны точные и

небыстрые движения – собрать разноцветные кубики в разные ящики,

расставить кегли на определенном расстоянии, прополоть грядку и т.д.

Важным приемом в руководстве двигательной активностью детей

является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных

движений, что способствует увеличению двигательной активности

малоподвижных детей и вносит определенный смысл в бесцельную беготню

детей с высокой подвижностью. Использование различных физкультурных

пособий побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если

дети играют в творческую игру «Пароход», то внесение педагогом таких

пособий, как наклонные доски, обручи и др., ведет к разнообразию действий.

Ходьба по наклонной доске – это подъем «по трапу на пароход», прыжки с

гимнастической скамейки в обруч – «спасение утопающих матросами» и т. д.

К приемам, способствующим регулированию двигательной

активности детей с разной подвижностью, относится объединение их для

совместных игр. Например, Максим С.(6 лет), гиперактивный мальчик,

всегда увлечен бегом и подскоками настолько, что не замечает никаких

препятствий на своем пути, наталкивается на различные постройки, часто

ломает их, толкает других детей.

Наташа Б.(6лет 3мес) – малоподвижная девочка, необщительная,

очень обидчива, пассивна. На прогулке предпочитает играть в одиночку с

мелкими предметами и игрушками (кукла, детская мебель, маленькие

10

мячики, шарики и т. д.). действия и движения ее однообразны (укачивание

куклы, кормление ее, ходьба с ней на площадке, вокруг беседки, ходьба по

буму, подбрасывание мяча, наблюдение за играми своих сверстников).

Воспитатель выявил, что у Максима и Наташи не получается одно и

то же движение (катание обруча по узкой дорожке и бег с ним). Она

составила группу из 3 человек, куда вошли эти два ребенка и девочка Лена Г.,

у которой данное упражнение получалось хорошо. Максим и Наташа долго

упражнялись вместе, добиваясь хорошего результата, у них не возникло

стремление к общению, к совместному выполнению и других упражнений:

Максим обучал Наташу кататься на велосипеде, а она учила его прыгать

через скакалку.

В конце учебного года были отмечены яркие качественные изменения

в ДА этих детей. Двигательное поведение Максима стало более спокойным,

целенаправленным, появилось стремление доводить до конца начатое дело, а

также интерес к упражнениям, требующим точного выполнения действий

(попадание мячом в цель, скатывание маленького мяча с узкой горки,

бадминтон, настольный теннис и т.д.). Наташа стала активнее, общительнее,

начала проявлять интерес к коллективным играм и спортивным

упражнениям.

В процессе руководства ДА детей значительное место должно

отводиться показу разнообразных движений с использованием

физкультурных пособий. При этом важно учитывать индивидуальные

проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует

показать прежде всего спокойные действия, требующие точности

выполнения движений или особой осторожности при использовании

пособия. Например, в действиях с мячом можно предложить такие движения,

как скатывание его по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и

ловля мяча с несколькими хлопками, метание теннисного мяча в цель и т.д.

Малоподвижным детям можно предложить более активные действия и

движения, не требующие точности выполнения: бросание мяча вдаль и бег за

ним, прыжки из обруча в обруч, через скакалку и т.п.

Важным примером в руководстве двигательной активностью является

сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях

средней и низкой интенсивности (ходьба по буму, перелезание через обруч,

подбрасывание волана с помощью ракетки и т.д.); малоподвижных детей – на

выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание

11

по гимнастической стенке, бег со скакалкой, прыжки из обруча в обруч и

т.д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-

дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом

интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

Педагогическая наблюдательность и любовь к детям позволяют

педагогу выбирать адекватные методы руководства деятельностью,

корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную,

доброжелательную атмосферу в группе. Эмоциональный положительный

настрой, сопровождающий самостоятельную деятельность, является

важным фактором формирования физических, психических, духовных,

эстетических и нравственных основ личности.

5.Самостоятельная двигательная деятельность детей планируется в

утренний отрезок, до и между занятиями, на прогулках, во вторую половину

дня. Здесь важно создать такие условия (место, оборудование, пособия), при

которых бы дети ежедневно могли упражняться во всех видах и способах

основных движений, независимо от их планирования в других формах

работы. Это необходимо для обогащения двигательного опыта детей, что

12

поможет им быть более уверенными и раскованными на занятиях по

физкультуре, когда идет обучение технике движений. В течение дня вносятся

разные физкультурные пособия, которые группируются, размещаются

каждый раз по-разному. Разнородность физкультурно-игровой среды

предупреждает развитие трафаретности движений и двигательной

деятельности в целом, способствует не только физическому, но и общему

развитию детей. Кроме основных движений дети в самостоятельной

деятельности должны играть в подвижные игры и спортивные игры (в

старшей группе).

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени пространства для

самостоятельных творческих игр детей, желательно иметь на участке

соответствующее оборудование, пособия, игрушки. Особое внимание следует

уделить оснащению спортивной площадки. На спортивной площадке

необходимо предусмотреть свободное пространство, дорожки для бега, места

для прыжков, метания, езды на велосипеде, самокате, гимнастическая стенка,

вышки, дуги и т.д. кроме того, в распоряжении детей должен быть

разнообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи разных размеров, ракетки

и воланы и т. д.). В зимнее время года дети должны иметь возможность

свободно пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом – велосипедами,

самокатами и т.д.

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих

упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь,

пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща,

побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать

своим сверстникам. Очень важен и личный пример.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей

дошкольного возраста. - М., 1980г.

2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

развития ребенка.- М., Изд. Центр «Академия», 2001г.-368с.

13

3.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. – М., 1986г.

4.Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание

дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических

учебных заведений. – М., Изд. Центр «Академия», 1996г. – 192с.

5.Васильева М. «Развитие основных движений в самостоятельной

деятельности детей» №7 стр18, 1982год.

6.Рунова М. «Двигательная активность старших дошкольников и

регулирование» №3 стр.16, 1984год.

14