Напоминание

"Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте"

Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте

Речь детей в ходе своего развития связана непосредственно с характером

их деятельности и общения. Речь развивается в нескольких направлениях:

улучшается ее практическое употребление в общении с другими людьми и

становится основой перестройки психических процессов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в

которой воспитывается ребенок,— уход, отношение окружающих взрослых,

их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в

различных видах его деятельности.

При определенных условиях воспитания, к концу дошкольного возраста,

ребенок не только пользуется речью, но и понимает ее строение, что имеет

первостепенное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, когда старшие дошкольники

пытаются,

что

то

рассказать

у

них

появляется

типичая

для

их

возраста

речевая конструкция. Они изначально используют местоимение («она", "он").

Затем, поясняют его существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова)

забодала", и т.д . Это важный этап в развитии речи ребенка.. На данном этапе

речевого развития, вопросы по содержанию рассказа, вызывают желание

отвечать более подробно и понятно.

Ситуативность речи у старших дошкольников значительно снижается,

полагает

З.М.

Истомина.

Уменьшается

количество

указательных

частиц,

уменьшается количество жестов при рассказывании.

Ситуативные

моменты

в

речи

детей

укрепляет

опора

на

наглядный

образец,

снижает

элементы

связности

и

увеличивает

моменты

экспрессивности.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по

мере

роста

познавательных

интересов

ребенок

овладевает

контекстной

речью.

Данное

свидетельствует

об

основной

значимости

освоения

грамматических форм родного языка. На занятиях в детском саду ребята

рассказывают более абстрактный смысл, нежели в ситуативной речи. У них

возникает необходимость в новых речевых средствах и формах, которые

ребята

перенимают

из

речи

старших.

Малыши

дошкольного

возраста

в

данном

течении

совершает

самые

первые

шаги,

а

последующее

формирование связной речи совершаться в школьном возрасте.

Так

же,

значимым

обстоятельством

для

формирования

связной

речи

дошкольника,

считается

освоение

языком

как

средством

общения.

Д.Б.

Эльконин

считает

что,

коммуникация

в

дошкольном

возрасте

носит

непосредственный

характер.

В

разговорной

речи

содержится

достаточно

возможностей

для

формирования

связной

речи.

В

старшем

дошкольном

возрасте у детей возникает потребность рассказать ровеснику суть будущей

игры. В процессе формирования разговорной речи совершается снижение

ситуативных

моментов

в

речи,

и

переход

к

осознанию

на

базе

именно

языковых средств. В ходе чего, начинает совершенствоваться пояснительная

речь.

Словарный

состав

представляет

лишь

строительный

материал.

Он

служит целью общения и познания действительности только при сочетании

слов в предложении по законам грамматики родного языка.

Интенсивное усвоение родного языка в дошкольном возрасте, которое

заключается в овладении всей его морфологической системой, связано с

высокой активностью ребенка по отношению к языку.

Понимание ребенком грамматики проявляется и в овладении составом

речи. С задачей вычленения отдельных слов из предложения, по данным С.Н.

Карповой, в старшем дошкольном возрасте справляются не все дети. Это

умение формируется медленно. Но использование определенных методов

обучения, позволяет существенно продвинуть этот процесс.

Таким образом, в речи старших дошкольников увеличивается количество

распространенных

предложений

с

однородными

членами.

Простых

и

сложных предложений становится больше. В старшем дошкольном возрасте

увеличивается

количество

обобщающих

слов

и

рост

придаточных

предложений, развивается абстрактное мыщление.

К началу школьного возраста дети уже постигают сложную систему

грамматики.

Они

используют

самые

тонкие

действующие

в

языке

закономерности

синтаксического

и

морфологического

порядка.

Поэтому

усваиваемый язык становится для них действительно родным.

Многие

психологи

и

методисты

подчеркивают

важность

умения

слышать отдельный звук в слове и уметь анализировать звуковой состав

слова.