Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте"
Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте
Речь детей в ходе своего развития связана непосредственно с характером
их деятельности и общения. Речь развивается в нескольких направлениях:
улучшается ее практическое употребление в общении с другими людьми и
становится основой перестройки психических процессов.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в
которой воспитывается ребенок,— уход, отношение окружающих взрослых,
их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в
различных видах его деятельности.
При определенных условиях воспитания, к концу дошкольного возраста,
ребенок не только пользуется речью, но и понимает ее строение, что имеет
первостепенное значение для последующего овладения грамотой.
По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, когда старшие дошкольники
пытаются,
что
то
рассказать
у
них
появляется
типичая
для
их
возраста
речевая конструкция. Они изначально используют местоимение («она", "он").
Затем, поясняют его существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова)
забодала", и т.д . Это важный этап в развитии речи ребенка.. На данном этапе
речевого развития, вопросы по содержанию рассказа, вызывают желание
отвечать более подробно и понятно.
Ситуативность речи у старших дошкольников значительно снижается,
полагает
З.М.
Истомина.
Уменьшается
количество
указательных
частиц,
уменьшается количество жестов при рассказывании.
Ситуативные
моменты
в
речи
детей
укрепляет
опора
на
наглядный
образец,
снижает
элементы
связности
и
увеличивает
моменты
экспрессивности.
По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по
мере
роста
познавательных
интересов
ребенок
овладевает
контекстной
речью.
Данное
свидетельствует
об
основной
значимости
освоения
грамматических форм родного языка. На занятиях в детском саду ребята
рассказывают более абстрактный смысл, нежели в ситуативной речи. У них
возникает необходимость в новых речевых средствах и формах, которые
ребята
перенимают
из
речи
старших.
Малыши
дошкольного
возраста
в
данном
течении
совершает
самые
первые
шаги,
а
последующее
формирование связной речи совершаться в школьном возрасте.
Так
же,
значимым
обстоятельством
для
формирования
связной
речи
дошкольника,
считается
освоение
языком
как
средством
общения.
Д.Б.
Эльконин
считает
что,
коммуникация
в
дошкольном
возрасте
носит
непосредственный
характер.
В
разговорной
речи
содержится
достаточно
возможностей
для
формирования
связной
речи.
В
старшем
дошкольном
возрасте у детей возникает потребность рассказать ровеснику суть будущей
игры. В процессе формирования разговорной речи совершается снижение
ситуативных
моментов
в
речи,
и
переход
к
осознанию
на
базе
именно
языковых средств. В ходе чего, начинает совершенствоваться пояснительная
речь.
Словарный
состав
представляет
лишь
строительный
материал.
Он
служит целью общения и познания действительности только при сочетании
слов в предложении по законам грамматики родного языка.
Интенсивное усвоение родного языка в дошкольном возрасте, которое
заключается в овладении всей его морфологической системой, связано с
высокой активностью ребенка по отношению к языку.
Понимание ребенком грамматики проявляется и в овладении составом
речи. С задачей вычленения отдельных слов из предложения, по данным С.Н.
Карповой, в старшем дошкольном возрасте справляются не все дети. Это
умение формируется медленно. Но использование определенных методов
обучения, позволяет существенно продвинуть этот процесс.
Таким образом, в речи старших дошкольников увеличивается количество
распространенных
предложений
с
однородными
членами.
Простых
и
сложных предложений становится больше. В старшем дошкольном возрасте
увеличивается
количество
обобщающих
слов
и
рост
придаточных
предложений, развивается абстрактное мыщление.
К началу школьного возраста дети уже постигают сложную систему
грамматики.
Они
используют
самые
тонкие
действующие
в
языке
закономерности
синтаксического
и
морфологического
порядка.
Поэтому
усваиваемый язык становится для них действительно родным.
Многие
психологи
и
методисты
подчеркивают
важность
умения
слышать отдельный звук в слове и уметь анализировать звуковой состав
слова.