Автор: Шелованова Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования по экологии
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №19 д.Жилина" Орловского района
Населённый пункт: Орловской области
Наименование материала: педагогический проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Тема: " Эколята -дошколята"
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 д.Жилина»
Орловского района
Проект по формированию экологических знаний
у детей дошкольного возраста
« Эколята- дошколята»
Разработала : Педагог дополнительного образования по экологии
Шелованова О.В.
Аннотация к проекту:
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой
могут
быть
решены
только
при
условии
формирования
экологического
мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их
экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – цель
данной педагогической работы.
Проект «Эколята-дошколята» - долгосрочный рассчитан на 1 учебный год
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию,
задачам
и
способам
реализации
(информационные,
действенно-
мыслительные, преобразовательные).
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу
и место человека в ней.
У детей формируются первые представления о существующих в природе
взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и
культуры,
ответственного
отношения
к
окружающей
среде,
к
своему
здоровью.
Овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление
мировидения
ребенка,
его
личностный
рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная
деятельность
дошкольников,
протекающая
в
форме
экспериментальных
действий.
Важное
значение
при
работе
с
дошкольниками
придается нравственному
аспекту:
развитию представлений о самоценности природы,
эмоционально-положительному отношению к ней,
выработке
первых
навыков
экологически
грамотного
и
безопасного
поведения
в
природе
в
быту.
Природа
–
удивительный
феномен,
воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника
трудно переоценить.
Актуальность темы:
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных
переживаний,
часто
запоминающихся
на
всю
жизнь.
Детская
душа
раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему
миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не
секрет,
что
дети
дошкольного
возраста
по
природе
своей
исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения
о
мире
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Исследовать,
открыть,
изучить
–
значит
сделать
шаг
в
неизведанное
и
непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль
в
этом
направлении
играет
поисково-познавательная
деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе
дети
преобразуют
объекты
с
целью
выявить
их
скрытые
существенные связи с явлениями природы.
Паспорт педагогического проекта
Тема
Проект по формированию экологических
знаний у детей дошкольного возраста
« Эколята-дошколята»
Адресация проекта
Проект рассчитан для работы с детьми
дошкольного возраста от 3 до 7 лет
Вид проекта
- по продолжительности
- по характеру создаваемого продукта
Долгосрочный (с сентября 2017 по май
21018
Социально-познавательный
Цель проекта
Формировать у детей экологические знания,
бережное отношение к природе и всему
окружающему.
Задачи проекта
Формировать у детей бережное,
ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру
природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
Формировать навыки наблюдения и
экспериментирования в процессе
поисково-познавательной
деятельности.
Развивать у детей воображение, речь,
фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и
обобщать.
Охранять и укреплять здоровье
детей.
Этапы реализации проекта
1.
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной
теме.
Определение цели, исходя из
интересов и потребностей детей.
Обращение за рекомендациями к
специалистам ДОУ.
Планирование предстоящей
деятельности, направленной на
реализацию проекта.
Обеспечение дидактического
комплекса для реализации проекта
2. Основной этап
Апробация содержания проекта
Проведение мероприятий в
группах.
Взаимодействие с родителями,
направленное на знакомство с
проектной деятельностью.
3. Заключительный этап
Мини-выставка продуктов детской
деятельности.
Фотомонтаж.
Подведение итогов.
Презентация проекта.
Срок реализации проекта
сентябрь 2017- май 2018
Участники проекта
Дети
Педагог – эколог
Воспитатели
Родители воспитанников
Планируемые результаты
Планируемые результаты для детей
1.Сформированное
у
детей
бережное,
о т в е т с т в е н н о е ,
э м о ц и о н а л ь н о -
доброжелательное
отношение
к
миру
природы, к живым существам, в процессе
общения с ними.
2.Сформированные
навыки
наблюдения
и
экспериментирования в процессе поисково-
познавательной деятельности.
3.Ответственное
отношение
детей
к
окружающей среде и своему здоровью.
Планируемые результаты для родителей
воспитанников
1.Повышение экологических знаний для
обеспечения успешного развития детей.
2.Получение консультаций по вопросам
формирования экологических знаний
дошкольников
3.Укрепление связей между детским садом
и семьёй.
4.Изменение позиции родителей в
отношении к миру природы, к живым
существам.
Принципы реализации проекта
П р и н ц и п
д и ф ф е р е н ц и а ц и и
и
индивидуализации предполагает
создание условий для полного проявления
способностей каждого
ребенка
и
своевременной
воспитательно-
образовательной работы
П р и н ц и п
п р и р о д о с о о б р а з н о с т и
свидетельствует о том, что образовательный
процесс
соответствует
как
внутренней
природе, так и внешним условиям.
Принцип
диалогического
общения как
неотъемлемого
условия
взаимодействия
субъектов, который отражает тесную связь
между взаимной и встречной открытостью,
и с к р е н н о с т ь ю ,
в з а и м о п о н и м а н и е м
воспитателя
и
ребенка,
и
проецирует
установку на разумное усвоение.
Принцип
доступности предусматривает
осуществление
экологической
работы
с
у ч е т о м
о с о б е н н о с т е й
в о з р а с т а ,
подготовленности, а также индивидуальных
особенностей
и
психического
развития
детей.
Принцип
системности. Достижение цели
обеспечивается решением комплекса задач
оздоровительной,
образовательной
и
во с п и т ат е ль н ой
н ап ра вле н н о с т и
с
соответствующим
содержанием,
что
позволяет
получить
прогнозируемый
результат.
П р и н ц и п
п о с л е д о в а т е л ь н о с т и
заключается
в
постепенном
повышении
требований
в
процессе
экологической
деятельности.
Формы реализации проекта
Формы реализации проекта с детьми
- экологические занятия;
- наблюдения;
- экологические экскурсии;
- беседы;
- познавательное чтение;
- опыты и эксперименты;
- природоохраные акции;
- игры экологической направленности
( подвижные, дидактические,
имитационные, инсценировки)
-
прослушивание тематических сказок и
рассказов;
-
просмотр фрагментов фильма или
телевизионной передачи;
Формы реализации проекта с
родителями воспитанников
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- природоохраные акции;
- стендовые консультации;
- памятки для родителей;
- родительские собрания.
- конкурсы.
Ожидаемые
результаты для детей
Ожидаемые результаты для родителей
воспитанников
1.Сформированное у детей бережное,
ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру
природы, к живым существам, в процессе
общения с ними.
2.Сформированные навыки наблюдения и
экспериментирования в процессе поисково-
познавательной деятельности.
3.Ответственное отношение детей к
окружающей среде и своему здоровью
1.Обогащение
уровня
экологических
знаний родителей.
2.Повысится экологическая культура
р о д и т е л е й ,
п о я в и т с я
п о н и м а н и е
необходимости
в экологическом воспитании детей.
3.Создание единого воспитательно-
образовательного
пространства
ДОУ
и
семьи по
экологическому воспитанию дошкольников.
4.Возможность участвовать в совместных
экологических проектах
Трансляция проекта
Презентация результатов проекта на
педагогическом совете
Содержание проекта
Месяц
Совместная и
индивидуальная
работа с детьми
Самостоятельная
деятельность детей
Работа с родителями
Сентябрь
Создание лепбука
« Осень»
НОД- « Овощи и
фрукты на нашем
столе»
НОД- « Знакомство
детей со
сказочными
героями –
«Эколята»-друзья и
защитники
природы»
Викторина «
Грибы»»
1.
Поисково –
познавательная
деятельность «Как
развивается
растение?»
Дидактические
игры«Что в
корзинку мы берем»,
«Вершки –
корешки».
Просмотр
мультфильма
« Эколята- молодые
защитники
природы»
Рисование Фрукты и
Овощи
Подвижные игры «В
огороде чучело»,
«Третий лишний»,
Хороводная игра
«Есть у нас огород»,
«Урожайная».
Анкетирование родителей
«Экологическое
образование в семье»
Папка-передвижка
«Осенние прогулки с
детьми»
Фоторепортаж «Вот, оно
какое наше лето»
Папка-передвижка
«Экологические игры»
Прогулка по
участку детского
сада. Листопад.
Октябрь
НОД- « Волшебный
осенний лес»
Экскурсия в
дендропарк
Рассматривание
репродукций
художников
«Золотая осень
Краткосрочный
исследовательский
проект с детьми
среднего
дошкольного
возраста
« Удивительные –
цветы бархатцы»
Развлечение
« Старичок
лесовичок в гостях
у ребят»
Вечер загадок « Что
растет на огороде и
в саду»
Сбор листьев и
растений для
гербария
Коллаж из листьев
Пение песен об
осени Заучивание
стихов об осени
Работа на
экологической
тропе: уборка
мусора возле
искусственного
водоема.
Дидактическая игры
« Природа и
человек»,
«Рыба,птица.зверь».
Участие в выставки
работ совместно с
родителями « Дары
осени»
Консультация для
родителей
«Экологическое
воспитание детей».
Участие в экологическом
субботнике по уборке
территории ДОУ
Мастер –класс «Эко-
книжки –малышки
своими руками»
Выставка работ
совместно с детьми
« Дары осени»
Ноябрь
НОД- « Дом под
крышей голубой»
Игра-эксперимент
« Фильтрование
воды»
Беседа на тему «У
природы нет
плохой погоды»
Решение
проблемных
ситуаций.
« Как помочь
эколятам спасти
цветок»
Рисование ТРИЗ
«Осеений дождь»
«Ветренная погода»
Коллаж «Земля -
наш дом»
Прослушание
рассказа в
аудиозаписи
« Лесная азбука»
Консультация для
родителей «Не причиняя
вреда природе»
1.
2.
Анкетирование родителей
на тему: «Какой воздух в
вашем жилище?»
Семинар – практикум«В
царстве
лекарственных растений»
Участие родителей в
осеннем празднике
Декабрь
Создание лепбука
« Зима»
Беседа«Кто живет в
лесу?», «Как
лесные
звери готовятся к
зиме»
Участие в
экологической
акции
« Беригите елочку»
НОД « Самое
удивительное
вещество на Земле-
вода»
Викторина «Что
мы знаем о
комнатных
растениях?!»
Новогодний
праздник « В
гостях у снежной
королевы»
Рисование плакатов
« Беригите ёлочку»
Опыты с водой, со
льдом и снегом
Дидактические игры
«Где
снежинки?»игры с
мячом «
Воздух,земля,вода»
Чтение детям
познавательных
сказок « Маленькие
лесные жители»
Изготовление буклетов
«Чем занять ребёнка на
прогулке зимой?
Анкетирование - «Ваше
отношение к своему
здоровью и здоровью
членов вашей семьи»
Родительское собрание
« Экологическое
воспитание
дошкольников»
Творческий конкурс
«Новогодняя игрушка для
ёлочки своими руками»
Экологическаяи акция
«Не рубите ёлочку»
Январь
НОД « Поможем
эколятам спасти
замёрших во льду
лягушат»
Познавательное
чтение «
Маленькие лесные
жители»
Прогулка по
экологической
тропе « Вот и
пришла красавица
–зима»
( наблюдение за
изменениями в
природе зимой)
Слушание «звуки
природы», зимние
песенки
Заучивание стихов о
природе
Вечер зимних
загадок и отгадок
.
Экспериментирован
ие с объектами
неживой природы
«Изготовление
цветных льдинок»
Дидактическая игра
« Зимующие и
перелётные птицы»
Трудовые поручения
на прогулке.Очистка
кормушек от снега и
их пополнение
кормом
Консультация «Чем
занять ребёнка на
прогулке зимой?
\
День добрых дел
«Снежные постройки!»
1.
Проведение смотра –
конкурса кормушек для
птиц « Птичкина
столовая» в рамках
благотворительной акции
« Беригите птиц»
Февраль
НОД « Воздух, его
свойства и значение
для живых
организмов»
НОД « Деревья
нашего участка
зимой»
Работа на
экологической
тропе. « Спасём
деревья от мороза».
Присыпка снегом
приствольных
кругов деревьев в
фруктов саду.
Чтение и
рассматривание
атласов,
энциклопедий.
Оригами
-«Сочиняем сказку
сами»
Краткосрочный
проект с детьми
младшего
дошкольного
возраста « Лучок на
окошке»
Дидактическая игра
« Найди дерево по
описанию»
Продуктивная
деятельность детей
«НАШ
ВЕРНИСАЖ»
- Лепка «Звери
зимой»
- Животные
(оригами
)
Поисково-
эксперимитальная
деятельность«Нуже
н ли корешкам
воздух?»
Работа в зимнем
саду « Поможем
нашим морским
свинкам. Прорастим
для них вкусный
овёс»
Выращивание лука в
зимнем саду
Папка передвижка
« Это интересно знать»
Консультация:«Лаборатор
ия любознайки» Опыты
со снегом.
Беседа с родителями «
Как ухаживать за
волнистыми
попугайчиками»
Круглый стол: «Проблема
формирования
экологической культуры
ребёнка»
Март
Н ОД
«
З а г а д к и
красавицы
весны
( опыты с водой)
Посадка семян
цветов:петунии
,бархатцев для
рассады
Презентация «21
марта – День леса»
- солнце в жизни
растений
Создание
ЛЕПБУКА «Весна
»
Путешествие по
Огород
на
окне.
П о с а д к а
л у к а ,
наблюдение
Н а б л ю д е н и е
з а
веточками тополя и
берёзы в вазе
Р и с о в а н и е
в
дневнике
наблюдений
«Как
появляется листочки
н а
в е т о ч к а х
деревьев»
Игра-путешествие
«Мы
и д ё м
в
п о х о д »
-
совместное
мероприятие
детей, родителей .
Изготовление буклетов
«Пожар это беда леса!»
Родительское
собрание
«Мы природе не враги, ты
природу береги!»
« Ч у д о - д о м и к
д л я
пернатых»
-
Изготовление
альпийской горки «
Вот и прошла
зима.Здравствуй
красавица-весна!
Праздник « В
гостях у весеннего
солнышко»
скворечников.
Апрель
НОД «Жалобная
книга ЗЕМЛИ»
Путешествие
эколят по Большой
экологической
тропе»( с
остановками и
выполнение
природоохранных
заданий)
Работа в зимнем
саду «
Пересаживание
рассады цветов»
22 апреля –
Международный
День Земли
Рисование
плакатов
«
Берегите
нашу
землю
(
в
рамках
Дня земли)
Дидактическая игра
«Что создано
природой, а что
сделано руками
человека»
Экологические
цепочки «Воздух,
земля, вода»
Участие в
экологическом
субботнике
совместно с
родителями
Тв о рч е с к и й
ко н к у р с
плакатов
«
Зд о р о в ь е
планеты в наших руках
Экологический субботник
« Сделаем нашу планету
чище»
Май
НОД « Наши
первоцветы»
Викторина «Люби
и знай свой край»
Беседа-
рассуждение «Как
помочь
поломанному
дереву»
Чтение книги по
экологии
"Сказки о цветах и
деревьях".
Наш огород .
Посадка овощей
Высадка цветов на
клумбы.
Дид/игры «Огонь -
друг и враг
»
Рисование
плакатов:
«Правила поведения
в лесу
»
С/р игра «Пикник»
Правила поведения
в природе
Перенеси воду в
сите», опыты с
песком и водой,
песком и глиной и
другими
природными
материалами»
Театрализованное
представление
Оформление папки-
передвижки «Первоцветы
вестники весны».
Консультация «Давайте
беречь воду!»
Родительское собрание
«В мире животных и
растений» Подведение
итогов проекта « Эколята-
дошколята»
Показ презентации
проекта
Праздник Эколят-
молодых
защитникрв
природы
«Зеленая аптека»
Игры-забавы
Навигация
«Кораблики
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –
М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 336с.
2.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-
П Р Е С С » ,
2 0 0 8 .
–
3 9 6 с .
3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008.
4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М,
2005.
5. Молодова Л.П. Игровые экологические
занятия
с
детьми:
Учебно-метод.
пособие
для
воспитателей д/с. - Минск «АСАР», 2001.
6. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград:
Учитель, 2011.
7.Николаева
С.Н.
Юный
эколог.
Система
работы
с
детьми
в
детском
саду,
М.,
МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2010.
8. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ М.: ЛИНКА-
ПРЕСС , 2002.
9. Видеоматериал «Двенадцать месяцев» СГУ ТВ, 2008.