Напоминание

" Эколята -дошколята"

Автор: Шелованова Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования по экологии
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №19 д.Жилина" Орловского района
Населённый пункт: Орловской области
Наименование материала: педагогический проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Тема: " Эколята -дошколята"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 д.Жилина»

Орловского района

Проект по формированию экологических знаний

у детей дошкольного возраста

« Эколята- дошколята»

Разработала : Педагог дополнительного образования по экологии

Шелованова О.В.

Аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой

могут

быть

решены

только

при

условии

формирования

экологического

мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их

экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – цель

данной педагогической работы.

Проект «Эколята-дошколята» - долгосрочный рассчитан на 1 учебный год

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию,

задачам

и

способам

реализации

(информационные,

действенно-

мыслительные, преобразовательные).

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу

и место человека в ней.

У детей формируются первые представления о существующих в природе

взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и

культуры,

ответственного

отношения

к

окружающей

среде,

к

своему

здоровью.

Овладение

способами

практического

взаимодействия

с

окружающей

средой

обеспечивает

становление

мировидения

ребенка,

его

личностный

рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная

деятельность

дошкольников,

протекающая

в

форме

экспериментальных

действий.

Важное

значение

при

работе

с

дошкольниками

придается нравственному

аспекту:

развитию представлений о самоценности природы,

эмоционально-положительному отношению к ней,

выработке

первых

навыков

экологически

грамотного

и

безопасного

поведения

в

природе

в

быту.

Природа

удивительный

феномен,

воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника

трудно переоценить.

Актуальность темы:

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных

переживаний,

часто

запоминающихся

на

всю

жизнь.

Детская

душа

раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему

миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не

секрет,

что

дети

дошкольного

возраста

по

природе

своей

исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,

постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения

о

мире

традиционно

рассматриваются

как

важнейшие

черты

детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное

состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

Исследовать,

открыть,

изучить

значит

сделать

шаг

в

неизведанное

и

непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для

того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как

процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им

представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического

взаимодействия

с

окружающей

средой

обеспечивает

становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль

в

этом

направлении

играет

поисково-познавательная

деятельность

дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе

дети

преобразуют

объекты

с

целью

выявить

их

скрытые

существенные связи с явлениями природы.

Паспорт педагогического проекта

Тема

Проект по формированию экологических

знаний у детей дошкольного возраста

« Эколята-дошколята»

Адресация проекта

Проект рассчитан для работы с детьми

дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Вид проекта

- по продолжительности

- по характеру создаваемого продукта

Долгосрочный (с сентября 2017 по май

21018

Социально-познавательный

Цель проекта

Формировать у детей экологические знания,

бережное отношение к природе и всему

окружающему.

Задачи проекта

Формировать у детей бережное,

ответственное, эмоционально-

доброжелательное отношение к миру

природы, к живым существам, в

процессе общения с ними.

Формировать навыки наблюдения и

экспериментирования в процессе

поисково-познавательной

деятельности.

Развивать у детей воображение, речь,

фантазию, мышление, умение

анализировать, сравнивать и

обобщать.

Охранять и укреплять здоровье

детей.

Этапы реализации проекта

1.

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной

теме.

Определение цели, исходя из

интересов и потребностей детей.

Обращение за рекомендациями к

специалистам ДОУ.

Планирование предстоящей

деятельности, направленной на

реализацию проекта.

Обеспечение дидактического

комплекса для реализации проекта

2. Основной этап

Апробация содержания проекта

Проведение мероприятий в

группах.

Взаимодействие с родителями,

направленное на знакомство с

проектной деятельностью.

3. Заключительный этап

Мини-выставка продуктов детской

деятельности.

Фотомонтаж.

Подведение итогов.

Презентация проекта.

Срок реализации проекта

сентябрь 2017- май 2018

Участники проекта

Дети

Педагог – эколог

Воспитатели

Родители воспитанников

Планируемые результаты

Планируемые результаты для детей

1.Сформированное

у

детей

бережное,

о т в е т с т в е н н о е ,

э м о ц и о н а л ь н о -

доброжелательное

отношение

к

миру

природы, к живым существам, в процессе

общения с ними.

2.Сформированные

навыки

наблюдения

и

экспериментирования в процессе поисково-

познавательной деятельности.

3.Ответственное

отношение

детей

к

окружающей среде и своему здоровью.

Планируемые результаты для родителей

воспитанников

1.Повышение экологических знаний для

обеспечения успешного развития детей.

2.Получение консультаций по вопросам

формирования экологических знаний

дошкольников

3.Укрепление связей между детским садом

и семьёй.

4.Изменение позиции родителей в

отношении к миру природы, к живым

существам.

Принципы реализации проекта

П р и н ц и п

д и ф ф е р е н ц и а ц и и

и

индивидуализации предполагает

создание условий для полного проявления

способностей каждого

ребенка

и

своевременной

воспитательно-

образовательной работы

П р и н ц и п

п р и р о д о с о о б р а з н о с т и

свидетельствует о том, что образовательный

процесс

соответствует

как

внутренней

природе, так и внешним условиям.

Принцип

диалогического

общения как

неотъемлемого

условия

взаимодействия

субъектов, который отражает тесную связь

между взаимной и встречной открытостью,

и с к р е н н о с т ь ю ,

в з а и м о п о н и м а н и е м

воспитателя

и

ребенка,

и

проецирует

установку на разумное усвоение.

Принцип

доступности предусматривает

осуществление

экологической

работы

с

у ч е т о м

о с о б е н н о с т е й

в о з р а с т а ,

подготовленности, а также индивидуальных

особенностей

и

психического

развития

детей.

Принцип

системности. Достижение цели

обеспечивается решением комплекса задач

оздоровительной,

образовательной

и

во с п и т ат е ль н ой

н ап ра вле н н о с т и

с

соответствующим

содержанием,

что

позволяет

получить

прогнозируемый

результат.

П р и н ц и п

п о с л е д о в а т е л ь н о с т и

заключается

в

постепенном

повышении

требований

в

процессе

экологической

деятельности.

Формы реализации проекта

Формы реализации проекта с детьми

- экологические занятия;

- наблюдения;

- экологические экскурсии;

- беседы;

- познавательное чтение;

- опыты и эксперименты;

- природоохраные акции;

- игры экологической направленности

( подвижные, дидактические,

имитационные, инсценировки)

-

прослушивание тематических сказок и

рассказов;

-

просмотр фрагментов фильма или

телевизионной передачи;

Формы реализации проекта с

родителями воспитанников

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- природоохраные акции;

- стендовые консультации;

- памятки для родителей;

- родительские собрания.

- конкурсы.

Ожидаемые

результаты для детей

Ожидаемые результаты для родителей

воспитанников

1.Сформированное у детей бережное,

ответственное, эмоционально-

доброжелательное отношение к миру

природы, к живым существам, в процессе

общения с ними.

2.Сформированные навыки наблюдения и

экспериментирования в процессе поисково-

познавательной деятельности.

3.Ответственное отношение детей к

окружающей среде и своему здоровью

1.Обогащение

уровня

экологических

знаний родителей.

2.Повысится экологическая культура

р о д и т е л е й ,

п о я в и т с я

п о н и м а н и е

необходимости

в экологическом воспитании детей.

3.Создание единого воспитательно-

образовательного

пространства

ДОУ

и

семьи по

экологическому воспитанию дошкольников.

4.Возможность участвовать в совместных

экологических проектах

Трансляция проекта

Презентация результатов проекта на

педагогическом совете

Содержание проекта

Месяц

Совместная и

индивидуальная

работа с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Создание лепбука

« Осень»

НОД- « Овощи и

фрукты на нашем

столе»

НОД- « Знакомство

детей со

сказочными

героями –

«Эколята»-друзья и

защитники

природы»

Викторина «

Грибы»»

1.

Поисково –

познавательная

деятельность «Как

развивается

растение?»

Дидактические

игры«Что в

корзинку мы берем»,

«Вершки –

корешки».

Просмотр

мультфильма

« Эколята- молодые

защитники

природы»

Рисование Фрукты и

Овощи

Подвижные игры «В

огороде чучело»,

«Третий лишний»,

Хороводная игра

«Есть у нас огород»,

«Урожайная».

Анкетирование родителей

«Экологическое

образование в семье»

Папка-передвижка

«Осенние прогулки с

детьми»

Фоторепортаж «Вот, оно

какое наше лето»

Папка-передвижка

«Экологические игры»

Прогулка по

участку детского

сада. Листопад.

Октябрь

НОД- « Волшебный

осенний лес»

Экскурсия в

дендропарк

Рассматривание

репродукций

художников

«Золотая осень

Краткосрочный

исследовательский

проект с детьми

среднего

дошкольного

возраста

« Удивительные –

цветы бархатцы»

Развлечение

« Старичок

лесовичок в гостях

у ребят»

Вечер загадок « Что

растет на огороде и

в саду»

Сбор листьев и

растений для

гербария

Коллаж из листьев

Пение песен об

осени Заучивание

стихов об осени

Работа на

экологической

тропе: уборка

мусора возле

искусственного

водоема.

Дидактическая игры

« Природа и

человек»,

«Рыба,птица.зверь».

Участие в выставки

работ совместно с

родителями « Дары

осени»

Консультация для

родителей

«Экологическое

воспитание детей».

Участие в экологическом

субботнике по уборке

территории ДОУ

Мастер –класс «Эко-

книжки –малышки

своими руками»

Выставка работ

совместно с детьми

« Дары осени»

Ноябрь

НОД- « Дом под

крышей голубой»

Игра-эксперимент

« Фильтрование

воды»

Беседа на тему «У

природы нет

плохой погоды»

Решение

проблемных

ситуаций.

« Как помочь

эколятам спасти

цветок»

Рисование ТРИЗ

«Осеений дождь»

«Ветренная погода»

Коллаж «Земля -

наш дом»

Прослушание

рассказа в

аудиозаписи

« Лесная азбука»

Консультация для

родителей «Не причиняя

вреда природе»

1.

2.

Анкетирование родителей

на тему: «Какой воздух в

вашем жилище?»

Семинар – практикум«В

царстве

лекарственных растений»

Участие родителей в

осеннем празднике

Декабрь

Создание лепбука

« Зима»

Беседа«Кто живет в

лесу?», «Как

лесные

звери готовятся к

зиме»

Участие в

экологической

акции

« Беригите елочку»

НОД « Самое

удивительное

вещество на Земле-

вода»

Викторина «Что

мы знаем о

комнатных

растениях?!»

Новогодний

праздник « В

гостях у снежной

королевы»

Рисование плакатов

« Беригите ёлочку»

Опыты с водой, со

льдом и снегом

Дидактические игры

«Где

снежинки?»игры с

мячом «

Воздух,земля,вода»

Чтение детям

познавательных

сказок « Маленькие

лесные жители»

Изготовление буклетов

«Чем занять ребёнка на

прогулке зимой?

Анкетирование - «Ваше

отношение к своему

здоровью и здоровью

членов вашей семьи»

Родительское собрание

« Экологическое

воспитание

дошкольников»

Творческий конкурс

«Новогодняя игрушка для

ёлочки своими руками»

Экологическаяи акция

«Не рубите ёлочку»

Январь

НОД « Поможем

эколятам спасти

замёрших во льду

лягушат»

Познавательное

чтение «

Маленькие лесные

жители»

Прогулка по

экологической

тропе « Вот и

пришла красавица

–зима»

( наблюдение за

изменениями в

природе зимой)

Слушание «звуки

природы», зимние

песенки

Заучивание стихов о

природе

Вечер зимних

загадок и отгадок

.

Экспериментирован

ие с объектами

неживой природы

«Изготовление

цветных льдинок»

Дидактическая игра

« Зимующие и

перелётные птицы»

Трудовые поручения

на прогулке.Очистка

кормушек от снега и

их пополнение

кормом

Консультация «Чем

занять ребёнка на

прогулке зимой?

\

День добрых дел

«Снежные постройки!»

1.

Проведение смотра –

конкурса кормушек для

птиц « Птичкина

столовая» в рамках

благотворительной акции

« Беригите птиц»

Февраль

НОД « Воздух, его

свойства и значение

для живых

организмов»

НОД « Деревья

нашего участка

зимой»

Работа на

экологической

тропе. « Спасём

деревья от мороза».

Присыпка снегом

приствольных

кругов деревьев в

фруктов саду.

Чтение и

рассматривание

атласов,

энциклопедий.

Оригами

-«Сочиняем сказку

сами»

Краткосрочный

проект с детьми

младшего

дошкольного

возраста « Лучок на

окошке»

Дидактическая игра

« Найди дерево по

описанию»

Продуктивная

деятельность детей

«НАШ

ВЕРНИСАЖ»

- Лепка «Звери

зимой»

- Животные

(оригами

)

Поисково-

эксперимитальная

деятельность«Нуже

н ли корешкам

воздух?»

Работа в зимнем

саду « Поможем

нашим морским

свинкам. Прорастим

для них вкусный

овёс»

Выращивание лука в

зимнем саду

Папка передвижка

« Это интересно знать»

Консультация:«Лаборатор

ия любознайки» Опыты

со снегом.

Беседа с родителями «

Как ухаживать за

волнистыми

попугайчиками»

Круглый стол: «Проблема

формирования

экологической культуры

ребёнка»

Март

Н ОД

«

З а г а д к и

красавицы

весны

( опыты с водой)

Посадка семян

цветов:петунии

,бархатцев для

рассады

Презентация «21

марта – День леса»

- солнце в жизни

растений

Создание

ЛЕПБУКА «Весна

»

Путешествие по

Огород

на

окне.

П о с а д к а

л у к а ,

наблюдение

Н а б л ю д е н и е

з а

веточками тополя и

берёзы в вазе

Р и с о в а н и е

в

дневнике

наблюдений

«Как

появляется листочки

н а

в е т о ч к а х

деревьев»

Игра-путешествие

«Мы

и д ё м

в

п о х о д »

-

совместное

мероприятие

детей, родителей .

Изготовление буклетов

«Пожар это беда леса!»

Родительское

собрание

«Мы природе не враги, ты

природу береги!»

« Ч у д о - д о м и к

д л я

пернатых»

-

Изготовление

альпийской горки «

Вот и прошла

зима.Здравствуй

красавица-весна!

Праздник « В

гостях у весеннего

солнышко»

скворечников.

Апрель

НОД «Жалобная

книга ЗЕМЛИ»

Путешествие

эколят по Большой

экологической

тропе»( с

остановками и

выполнение

природоохранных

заданий)

Работа в зимнем

саду «

Пересаживание

рассады цветов»

22 апреля –

Международный

День Земли

Рисование

плакатов

«

Берегите

нашу

землю

(

в

рамках

Дня земли)

Дидактическая игра

«Что создано

природой, а что

сделано руками

человека»

Экологические

цепочки «Воздух,

земля, вода»

Участие в

экологическом

субботнике

совместно с

родителями

Тв о рч е с к и й

ко н к у р с

плакатов

«

Зд о р о в ь е

планеты в наших руках

Экологический субботник

« Сделаем нашу планету

чище»

Май

НОД « Наши

первоцветы»

Викторина «Люби

и знай свой край»

Беседа-

рассуждение «Как

помочь

поломанному

дереву»

Чтение книги по

экологии

"Сказки о цветах и

деревьях".

Наш огород .

Посадка овощей

Высадка цветов на

клумбы.

Дид/игры «Огонь -

друг и враг

»

Рисование

плакатов:

«Правила поведения

в лесу

»

С/р игра «Пикник»

Правила поведения

в природе

Перенеси воду в

сите», опыты с

песком и водой,

песком и глиной и

другими

природными

материалами»

Театрализованное

представление

Оформление папки-

передвижки «Первоцветы

вестники весны».

Консультация «Давайте

беречь воду!»

Родительское собрание

«В мире животных и

растений» Подведение

итогов проекта « Эколята-

дошколята»

Показ презентации

проекта

Праздник Эколят-

молодых

защитникрв

природы

«Зеленая аптека»

Игры-забавы

Навигация

«Кораблики

Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –

М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 336с.

2.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-

П Р Е С С » ,

2 0 0 8 .

3 9 6 с .

3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008.

4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М,

2005.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические

занятия

с

детьми:

Учебно-метод.

пособие

для

воспитателей д/с. - Минск «АСАР», 2001.

6. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград:

Учитель, 2011.

7.Николаева

С.Н.

Юный

эколог.

Система

работы

с

детьми

в

детском

саду,

М.,

МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2010.

8. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ М.: ЛИНКА-

ПРЕСС , 2002.

9. Видеоматериал «Двенадцать месяцев» СГУ ТВ, 2008.