"Народная педагогика, как средство нравственного воспитания младших школьников"

Автор: Ганаева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Народная педагогика, как средство нравственного воспитания младших школьников"
Дата публикации: 20.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: С.А.Ганаева, учитель начальных классов высшей категории МОУ «Средняя школа № 5» г. Саранск Республика Мордовия
Народная педагогика - средство нравственного воспитания
Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, федеральный государственный стандарт, внеурочная деятельность, нравственные ценности, народная педагогика, народные средства воспитания. Российское образование начинает развиваться новыми темпами, на основе совершенно иного отношения государства к этим жизненно важным сферам деятельности. Система образования нуждается в систематических изменениях, развитии. Но это развитие должно быть внутренним, органичным. «Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Его надо напитать ресурсами и дать возможность свободно развиваться», - мнение Я. Кузьминова. С целью повышения образования в стране были разработаны и введены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. ФГОС общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.
В XXIв. актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится воспитание российской гражданской идентичности молодых россиян, выпускников общеобразовательных учреждений. Среди основных функций образования: обучение, развитие и воспитание – ведущим в отечественной традиции всегда было воспитание. Обученный, но невоспитанный человек для общества может быть опасен. В ФГОС второго поколения воспитание заняло подобающее ему ведущее место. Воспитание и социализация, как известно, есть создание педагогических условий для социальной адаптации и ценностного самоопределения личности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. «Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО». Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;  улучшить условия для развития ребенка;  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Обязательным компонентом ФГОС является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Для его реализации была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта, представляет собой ценностно-нормативную
основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно- нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся. В Концепции под целью духовно-нравственного развития подразумевается «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Современное образование невозможно представить без развития у подрастающего поколения нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных установок, правил, устремлений. Стихийность приобретения нравственного опыта, фрагментарность знаний о явлениях этической сферы, ее чрезвычайная сложность не дают возможности ребенку самостоятельно разобраться в сложных нравственных перипетиях жизни. Потому, формирование нравственного опыта личности – одна из наиболее важных и трудных проблем теории и практики нравственного воспитания подрастающего поколения. Она относится к сложной и тонкой сфере человеческих отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных воздействий – людей, жизненных явлений, целенаправленных воспитательных влияний. Нравственному опыту способствует приобщение подрастающего поколения к накопленному обществом моральному опыту, формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения в учебно- воспитательном процессе. «В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит нравственный идеал – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности, общества, нации».
В современной жизни нравственное воспитание детей усложнено тем, что общество практически отказалось от таких понятий как мораль, нравственность, составляющих стержень личности, регулирующий механизм поведения людей. Поэтому основная педагогическая задача – формирование нравственной культуры ребёнка. И решать её нужно для того, чтобы ребёнок (потом взрослый), обладая нравственным потенциалом, мог активно противостоять негативу, который обрушивается на него в реальной и виртуальной жизни. Огромным потенциалом нравственного воспитания обладает народная педагогика. Изучая народные традиции, обряды, народный фольклор дети наглядно получают принципиально новые для них знания. Именно в начальной школе у ребёнка складываются взгляды на мир, ценностные установки, накапливается личный опыт общения. Однако возможности народной педагогики недостаточно используются в образовательном процессе современной школы. К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклором, обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки на уроках музыки. Отсутствие системы в изучении культурных традиций своего народа является причиной того, что их воспитательный потенциал не реализуется в полном объёме. Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Народная педагогика имеет ряд особенностей, присущих только ей. Это обусловлено, прежде всего, таким фактором, как окружающая природная среда, а также история, культура, язык этноса, его традиционная трудовая деятельность. За последние годы усилилось внимание к проблеме народной педагогики, это обусловлено изменившимися социально-экономическими
условиями, возросшей самостоятельностью регионов, республик России, в решении экономических, социальных, культурных и образовательных задач. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания молодёжи. Это правомерно, ибо без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем. Образование во все времена способствовало сохранению стабильности общества, разумному взаимоотношению людей разных национальностей, взаимовлиянию культур. Сегодня возникает потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные духовно-нравственные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. По мнению З.Я.Рахматуллиной, в течение тысячелетий люди искали способы организации отношений, способствующих достижению согласия и взаимопонимания в обществе, созданию атмосферы терпимости и доброжелательности. В современной педагогической науке воспитание уважения к культуре других народов происходит на принципах толерантности. «Незнание своих корней делает человека безразличным ко всему». Это заставляет нас искать наиболее эффективные, продуктивные методы воспитания у ребёнка интереса к национальной культуре, к родному языку. Многие добрые традиции народа в условиях современной школы обогащаются новым содержанием. «Социально- политические условия современного этапа развития общества требуют усиления внимания к формированию у подрастающего поколения таких общечеловеческих нравственных качеств, как взаимоуважение, взаимопонимание и взаимотерпимость». Народная педагогика – это составная и неотъемлемая часть духовной культуры народа, отраженная в народных традициях и народном творчестве, служащая средством воспитания и обучения подрастающего поколения,
обеспечивающая сохранение нравственных и духовных ценностей народа, жизнеспособность нации. Народная педагогика уделяет особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, трудовому и экономическому воспитанию, формируя в качестве приоритетов подрастающего поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие, составляющие основу нравственности. Народная педагогика в течение многих веков отбирала и сохраняла лучшие традиции нравственного воспитания. Их основное назначение в том, чтобы формировать:  нравственное сознание, определяемое этическим комплексом знаний;  нравственное отношение, основанное на культуре стыда, т.е. должного и принятого поведения в отношении к труду, семье, к разным возрастным группам;  нравственное поведение, состоящее из совокупности поступков, формируемых на основе традиционных норм, правил и предписаний. Воспитательный потенциал народной педагогики является фундаментальной основой формирования нравственности младшего школьника, гражданина, патриота. Через почитание семейных ценностей, индивидуальных особенностей каждого рода сохраняется связь поколений, формируются идеи терпимости, вера в доброе, вечное. Главная ценность народной педагогики состоит в формировании духовно-нравственного воспитательного потенциала, который обогащается через изучение народного фольклора, сохранение семейных традиций и обычаев, уважение к родным и близким, привитие таких морально-нравственных качеств как гражданственность, патриотизм, доброта, толерантность. По утверждению Г.Н.Волкова: «народная педагогика общечеловеческая идеология, и, как любая идеология, имеет свою нравственную доминанту». Нравственность, как особая форма общественного сознания и социальных отношений, выступает в роли основного регулятора действий человека в обществе с помощью норм, правил, обычаев и традиции. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»,

-
писал Сухомлинский В. А. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи. Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах духовно-нравственного воспитания. Остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников. Формирование нравственных традиций в условиях народной педагогики происходит посредством:  системы фольклорного материала;  традиций семейного воспитания;  совместной трудовой деятельности. Народная педагогика обладает огромным потенциалом в деле духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Накопленные веками опыт, традиции, формы, отражённые в фольклоре, трудовых традициях, семейных обрядах позволяют эффективно использовать их и в современное время. Список литературы 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». 2. Ярослав Кузьминов «Образование и реформа»