Напоминание

"Роль, функции и типы обобщающих уроков".

Автор: Проломова Любовь Викторовна
Должность: учитель географии и орксэ
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская сош"
Населённый пункт: село Октябрьское, Поворинский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль, функции и типы обобщающих уроков".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему «Роль, функции и типы обобщающих уроков».

“ Обобщение и систематизация знаний - является, скорее не последней

частью каждого урока, а необходимым завершающим элементом учебного

раздела или группы уроков. На нём происходит «связывание» изученного на

других уроках, целью которого является лучшее изучение нового материала и

его более прочное закрепление».

Зотов Ю.Б.

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых уроками

обобщающего повторения, нельзя считать завершённым процесс усвоения

учащимися

учебного

материала.

На

них

выделяют

наиболее

общие

и

существенные понятия, закономерности, основные теории и ведущие идеи,

устанавливаются

причинно-следственные

связи,

отношения

между

важнейшими

явлениями,

процессами,

событиями,

усваивают

широкие

категории

понятий

и

их

систем

и

наиболее

общие

закономерности.

Обобщающий

урок

служит

также

целям

проверки

знаний

и

умений

учащихся. При этом проверяется и оценивается не столько знания фактов, а

также сводится к развитию логических умений анализировать и обобщать,

умений классифицировать знания, приводить их в систему,

использовать

доказательства и обоснования.

Процесс обобщения знаний предполагает такую последовательность

действий:

от

восприятия,

осмысления

и

обобщения

отдельных

фактов

к

формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более

сложной

системы

знаний:

овладение

основными

теориями

и

ведущими

идеями

изучаемого

материала.

В

связи

с

этим,

в

уроке

обобщения

и

систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

учащихся.

Воспроизведение

и

коррекция

знаний.

Повторение

и

анализ

основных событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение

системы

знаний

и

их

применение

для

объяснения

новых

фактов

и

выполнения

практических

заданий.

Усвоение

ведущих

идей

и

основных

теорий на основе широкой систематизации знаний. Подведение итогов урока.

Большую

роль

обобщения

знаний

играют

в

реализации

задач

по

повышению

качества

знаний.

Для

этого

важно

так

организовать

познавательную

деятельность

школьников

на

уроке,

чтобы

они

имели

возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для

отстаивания своих взглядов, понуждать к высказыванию своего отношения.

На

обобщающем

уроке

вопросы

ставятся

с

целью

обеспечения

усвоения

учащимися

наиболее

существенной

системы

знаний

и

умений,

установлению

связей

между

ними

и

формулирования

наиболее

общих

выводов, раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний.

Усложнение вопросов, более обобщённые ответы.

Увеличивается доля самостоятельности в работе учеников на уроке.

Беседа

становится

более

абстрактной,

строится

на

основе

широких

теоретических обобщений.

Различают

индуктивный

и

дедуктивный

подход

в

повторении

и

обобщении знаний.

При индуктивном подходе обобщение происходит путём сравнения

существенных признаков. С одной стороны путём сравнения существенных

признаков. С другой стороны, это сравнение объектов, нахождение в них

общего и формулировка обобщающего вывода, с другой - сравнение общих

закономерностей .К. Д. Ушинский говорил:«Сравнение есть основа всякого

понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через

сравнение».

При

дедуктивном

подходе

обобщение

осуществляется

путём

распространения общих понятий или закономерностей на частные случаи.

Задача ученика в данном случае состоит в подборе к имеющемуся общему

понятию

или

закономерности

фактов

или

явлений,

которые

его

подтверждали.

В. А. Щенёв выделяет два основных пути обобщения. « Первый путь -

отмечает он,- связан с использованием сравнения по сходству, когда учащихся

подводят к определению понятий…выявлению и усвоению главных черт

природы…По мере изучения географии и накопления у школьников знаний,

различных

приёмов

учебной

работы

всё

большее

значение

приобретает

второй путь обобщения - от общего к частному, от усвоения дедуктивным

путём наиболее общих положений к последующему их использованию для

объяснения индивидуальных особенностей изучаемых объектов».

Обычно

уроки

обобщающего

повторения

включают

объяснения

учителя,

направленное

на

установление

общих

признаков,

а

также

постановку им познавательной задачи для последующей самостоятельной

работы учащихся.

Самостоятельные

работы

учащихся

на

уроках

обобщающего

повторения должны обеспечивать повторение главных вопросов курса и быть

рассчитаны

на

использование

различных

приёмов

учебной

работы

и

разнообразных источников знаний .

Обобщение решает следующие задачи:

- обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и

навыков;

-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание

изучаемых понятий;

-помогает установить более высокий уровень между понятиями,

фактами, явлениями;

-формирует навыки самостоятельной работы;

-способствует умственному развитию учащихся.

При проведении данных уроков не следует:

-включать в урок большое количество разнообразных вопросов и

большое количество понятий, т.к. качество знаний зависит не от количества;

- при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное

ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более

высоком уровне.

В процессе обучения проводят текущее и обобщающее повторение.

Текущее повторение проводится при изучении нового материала.

Обобщающее повторение в зависимости от места в учебном

процессе подразделяется на :

- тематическое,

-предшествующее,

- завершающее,

- заключительное.

Тематическое повторение.

Способствует систематизации и обобщению учебного материала,

пройденного

на

нескольких

уроках,

и

более

глубокому

пониманию

взаимосвязей отдельных фактов и явлений, а также закономерностей.

Тематическому повторению свойственна более высокая степень

обобщения, чем текущему.

Уроки тематического повторения.

Данные уроки отличаются друг от друга методикой повторения. На

одних

может

преобладать

беседа,

на

других

-

самостоятельная

работа

с

учебником и раздаточным материалом и т.д. Они могут проходить в виде

обзорной лекции.

Повторение, предшествующее изучению.

Основная

задача,

которую

решает

этот

вид

повторения

-

восстановление в памяти забытого школьниками учебного материала после

длительного перерыва ( каникул), без знания которого дальнейшее усвоение

материала

вызовет

затруднение.

Выполнению

этой

задачи

помогает

использование в процессе повторения таких эффективных методов, форм и

приёмов

обучения

как

самостоятельная

работа,

индивидуально-

дифференцированный подход, решение различных задачи т.д.

Завершающее повторение.

Цель данного повторения - систематизировать и обобщить самое

существенное в учебном материале

курса изучения

больших разделов и

всего учебного курса, изучаемого на протяжении всего учебного года.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся

с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником

или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не

только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по-

вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких

уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы,

таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма-

териал, приборы.

Заключительное повторение.

Повторение, проводящееся на завершающем этапе изучения основных

вопросов курса географии и осуществляемое в логической связи с изучением

учебного материала по данному разделу или курсу в целом, будем называть

заключительным повторение .

Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который

опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен

обогащать и расширять ранее изученные понятия.

"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".

Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом

нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым

материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его

кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика;

приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный

вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.

В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы:

Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?

Что повторять? Исходя из высказываний классиков педагогики, можно

выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по

различным видам повторения:

Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения

наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный

материал.

Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и

систематизировать.

Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно

надо главное и трудное.

На

вопрос,

как

повторять,

необходимо

осветить

те

методы

и

приемы,

которыми должно осуществляться повторение.

Методы и приемы повторения должны находиться в тесной взаимосвязи с

видами повторения.

При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать

повторение интересным путём внесения, как в повторяемый материал, так и в

методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие

методов повторения может устранить те противоречие, которое возникает

ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено

однажды.

Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает

ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался.

Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в

памяти пройденного материала.

Ушинский

был

против

механического

повторения.

"Нет

никакой

надобности повторять выученное в том порядке, в каком оно было пройдено,

а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в

новые

комбинации»,

-

говорил

он.

Повторение

пройденного

материала

должно стать необходимейшим элементом в преподавании географии.

Основные требования к организации повторения должны исходить из целей

повторения, специфики географии, как учебного предмета, её методов.

Третье требование к организации повторения, исходящее из его целей, это

определение

времени:

когда

повторять?

Оно

должно

осуществляться

по

принципу:

"Учить

новое,

повторяя,

и

повторять,

изучая

новое"

(В.

П.

Вахтеров).

Характер урока в связи с переходом учащихся из одного класса в

другой значительно меняется. В старших классах существенно

перестраивается закрепление и повторение учебного материала.

Увеличивается объем фактического материалами, выносимого на закрепление

и повторение; поурочное закрепление в ряде случаев переходит и

тематическое или перерастает в обобщающее повторение, увеличивается

доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.

усвоено однажды.

Структура уроков и используемые на них методические средства,

определяются характером изучаемого материала, уровнем знаний, умений и

навыков учащихся, а также проблемами и недостатками. На таких уроках в

некоторых случаях учитель сам излагает сложный

материал, требующий

систематизации и обобщения

Обобщающими

уроками

обычно

заканчивается

изучение

темы,

раздела, курсов и всего предмета в целом.

В 6 классе – в заключении курса изучения для установления связей

между сферами.

В

7

классе

после

изучения

материков

Южного

полушария

для

установления

общих

черт

в

истории

развития

и

строения

рельефа,

формирования

климата

и

размещения

климатических

поясов;

для

закрепления приёмов работы с картой различного содержания. В конце курса

-

для

закрепления

понимания

деления

географической

оболочки

на

природные

комплексы;

для

выявления

причин

своеобразия

природы

материков и факторов, определяющих изменение компонентов природного

комплекса,

для

закрепления

приёмов

работы

с

картами,

климатическими

диаграммами.

В 8 классе - после изучения природы России

выявления причин

взаимодействия

географических

явлений

и

процессов,

взаимосвязи

компонентов

природы,

для

закрепления

знаний

содержания

и

последовательности характеристики компонентов природы и ПТК в целом.

Одним

из

важнейших

вопросов,

способствующих

дальнейшему

повышению

успеваемости,

достижению

глубоких

и

прочных

знаний

у

учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.

Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в

необходимый

момент,

ранее

пройденный

материал,

изучение

нового

материала

всегда

будет

сопряжено

с

большими

трудностями

и

не

дает

надлежащего эффекта.

"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и

особенно

искусно

поставленных

повторений

и

упражнений",

говорил

Каменский.

Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом

нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым

материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его

кругозор;

приводит

знания

ученика

в

систему;

дисциплинирует

ученика;

приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный

вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.