Автор: Проломова Любовь Викторовна
Должность: учитель географии и орксэ
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская сош"
Населённый пункт: село Октябрьское, Поворинский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль, функции и типы обобщающих уроков".
Статья на тему «Роль, функции и типы обобщающих уроков».
“ Обобщение и систематизация знаний - является, скорее не последней
частью каждого урока, а необходимым завершающим элементом учебного
раздела или группы уроков. На нём происходит «связывание» изученного на
других уроках, целью которого является лучшее изучение нового материала и
его более прочное закрепление».
Зотов Ю.Б.
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых уроками
обобщающего повторения, нельзя считать завершённым процесс усвоения
учащимися
учебного
материала.
На
них
выделяют
наиболее
общие
и
существенные понятия, закономерности, основные теории и ведущие идеи,
устанавливаются
причинно-следственные
связи,
отношения
между
важнейшими
явлениями,
процессами,
событиями,
усваивают
широкие
категории
понятий
и
их
систем
и
наиболее
общие
закономерности.
Обобщающий
урок
служит
также
целям
проверки
знаний
и
умений
учащихся. При этом проверяется и оценивается не столько знания фактов, а
также сводится к развитию логических умений анализировать и обобщать,
умений классифицировать знания, приводить их в систему,
использовать
доказательства и обоснования.
Процесс обобщения знаний предполагает такую последовательность
действий:
от
восприятия,
осмысления
и
обобщения
отдельных
фактов
к
формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более
сложной
системы
знаний:
овладение
основными
теориями
и
ведущими
идеями
изучаемого
материала.
В
связи
с
этим,
в
уроке
обобщения
и
систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы.
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности
учащихся.
Воспроизведение
и
коррекция
знаний.
Повторение
и
анализ
основных событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение
системы
знаний
и
их
применение
для
объяснения
новых
фактов
и
выполнения
практических
заданий.
Усвоение
ведущих
идей
и
основных
теорий на основе широкой систематизации знаний. Подведение итогов урока.
Большую
роль
обобщения
знаний
играют
в
реализации
задач
по
повышению
качества
знаний.
Для
этого
важно
так
организовать
познавательную
деятельность
школьников
на
уроке,
чтобы
они
имели
возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для
отстаивания своих взглядов, понуждать к высказыванию своего отношения.
На
обобщающем
уроке
вопросы
ставятся
с
целью
обеспечения
усвоения
учащимися
наиболее
существенной
системы
знаний
и
умений,
установлению
связей
между
ними
и
формулирования
наиболее
общих
выводов, раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний.
Усложнение вопросов, более обобщённые ответы.
Увеличивается доля самостоятельности в работе учеников на уроке.
Беседа
становится
более
абстрактной,
строится
на
основе
широких
теоретических обобщений.
Различают
индуктивный
и
дедуктивный
подход
в
повторении
и
обобщении знаний.
При индуктивном подходе обобщение происходит путём сравнения
существенных признаков. С одной стороны путём сравнения существенных
признаков. С другой стороны, это сравнение объектов, нахождение в них
общего и формулировка обобщающего вывода, с другой - сравнение общих
закономерностей .К. Д. Ушинский говорил:«Сравнение есть основа всякого
понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через
сравнение».
При
дедуктивном
подходе
обобщение
осуществляется
путём
распространения общих понятий или закономерностей на частные случаи.
Задача ученика в данном случае состоит в подборе к имеющемуся общему
понятию
или
закономерности
фактов
или
явлений,
которые
его
подтверждали.
В. А. Щенёв выделяет два основных пути обобщения. « Первый путь -
отмечает он,- связан с использованием сравнения по сходству, когда учащихся
подводят к определению понятий…выявлению и усвоению главных черт
природы…По мере изучения географии и накопления у школьников знаний,
различных
приёмов
учебной
работы
всё
большее
значение
приобретает
второй путь обобщения - от общего к частному, от усвоения дедуктивным
путём наиболее общих положений к последующему их использованию для
объяснения индивидуальных особенностей изучаемых объектов».
Обычно
уроки
обобщающего
повторения
включают
объяснения
учителя,
направленное
на
установление
общих
признаков,
а
также
постановку им познавательной задачи для последующей самостоятельной
работы учащихся.
Самостоятельные
работы
учащихся
на
уроках
обобщающего
повторения должны обеспечивать повторение главных вопросов курса и быть
рассчитаны
на
использование
различных
приёмов
учебной
работы
и
разнообразных источников знаний .
Обобщение решает следующие задачи:
- обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и
навыков;
-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание
изучаемых понятий;
-помогает установить более высокий уровень между понятиями,
фактами, явлениями;
-формирует навыки самостоятельной работы;
-способствует умственному развитию учащихся.
При проведении данных уроков не следует:
-включать в урок большое количество разнообразных вопросов и
большое количество понятий, т.к. качество знаний зависит не от количества;
- при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное
ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более
высоком уровне.
В процессе обучения проводят текущее и обобщающее повторение.
Текущее повторение проводится при изучении нового материала.
Обобщающее повторение в зависимости от места в учебном
процессе подразделяется на :
- тематическое,
-предшествующее,
- завершающее,
- заключительное.
Тематическое повторение.
Способствует систематизации и обобщению учебного материала,
пройденного
на
нескольких
уроках,
и
более
глубокому
пониманию
взаимосвязей отдельных фактов и явлений, а также закономерностей.
Тематическому повторению свойственна более высокая степень
обобщения, чем текущему.
Уроки тематического повторения.
Данные уроки отличаются друг от друга методикой повторения. На
одних
может
преобладать
беседа,
на
других
-
самостоятельная
работа
с
учебником и раздаточным материалом и т.д. Они могут проходить в виде
обзорной лекции.
Повторение, предшествующее изучению.
Основная
задача,
которую
решает
этот
вид
повторения
-
восстановление в памяти забытого школьниками учебного материала после
длительного перерыва ( каникул), без знания которого дальнейшее усвоение
материала
вызовет
затруднение.
Выполнению
этой
задачи
помогает
использование в процессе повторения таких эффективных методов, форм и
приёмов
обучения
как
самостоятельная
работа,
индивидуально-
дифференцированный подход, решение различных задачи т.д.
Завершающее повторение.
Цель данного повторения - систематизировать и обобщить самое
существенное в учебном материале
курса изучения
больших разделов и
всего учебного курса, изучаемого на протяжении всего учебного года.
Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся
с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником
или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не
только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по-
вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких
уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы,
таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма-
териал, приборы.
Заключительное повторение.
Повторение, проводящееся на завершающем этапе изучения основных
вопросов курса географии и осуществляемое в логической связи с изучением
учебного материала по данному разделу или курсу в целом, будем называть
заключительным повторение .
Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который
опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен
обогащать и расширять ранее изученные понятия.
"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".
Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом
нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым
материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его
кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика;
приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный
вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.
В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы:
Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?
Что повторять? Исходя из высказываний классиков педагогики, можно
выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по
различным видам повторения:
Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения
наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный
материал.
Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и
систематизировать.
Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно
надо главное и трудное.
На
вопрос,
как
повторять,
необходимо
осветить
те
методы
и
приемы,
которыми должно осуществляться повторение.
Методы и приемы повторения должны находиться в тесной взаимосвязи с
видами повторения.
При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать
повторение интересным путём внесения, как в повторяемый материал, так и в
методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие
методов повторения может устранить те противоречие, которое возникает
ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено
однажды.
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает
ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался.
Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в
памяти пройденного материала.
Ушинский
был
против
механического
повторения.
"Нет
никакой
надобности повторять выученное в том порядке, в каком оно было пройдено,
а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в
новые
комбинации»,
-
говорил
он.
Повторение
пройденного
материала
должно стать необходимейшим элементом в преподавании географии.
Основные требования к организации повторения должны исходить из целей
повторения, специфики географии, как учебного предмета, её методов.
Третье требование к организации повторения, исходящее из его целей, это
определение
времени:
когда
повторять?
Оно
должно
осуществляться
по
принципу:
"Учить
новое,
повторяя,
и
повторять,
изучая
новое"
(В.
П.
Вахтеров).
Характер урока в связи с переходом учащихся из одного класса в
другой значительно меняется. В старших классах существенно
перестраивается закрепление и повторение учебного материала.
Увеличивается объем фактического материалами, выносимого на закрепление
и повторение; поурочное закрепление в ряде случаев переходит и
тематическое или перерастает в обобщающее повторение, увеличивается
доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.
усвоено однажды.
Структура уроков и используемые на них методические средства,
определяются характером изучаемого материала, уровнем знаний, умений и
навыков учащихся, а также проблемами и недостатками. На таких уроках в
некоторых случаях учитель сам излагает сложный
материал, требующий
систематизации и обобщения
Обобщающими
уроками
обычно
заканчивается
изучение
темы,
раздела, курсов и всего предмета в целом.
В 6 классе – в заключении курса изучения для установления связей
между сферами.
В
7
классе
–
после
изучения
материков
Южного
полушария
для
установления
общих
черт
в
истории
развития
и
строения
рельефа,
формирования
климата
и
размещения
климатических
поясов;
для
закрепления приёмов работы с картой различного содержания. В конце курса
-
для
закрепления
понимания
деления
географической
оболочки
на
природные
комплексы;
для
выявления
причин
своеобразия
природы
материков и факторов, определяющих изменение компонентов природного
комплекса,
для
закрепления
приёмов
работы
с
картами,
климатическими
диаграммами.
В 8 классе - после изучения природы России
выявления причин
взаимодействия
географических
явлений
и
процессов,
взаимосвязи
компонентов
природы,
для
закрепления
знаний
содержания
и
последовательности характеристики компонентов природы и ПТК в целом.
Одним
из
важнейших
вопросов,
способствующих
дальнейшему
повышению
успеваемости,
достижению
глубоких
и
прочных
знаний
у
учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.
Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в
необходимый
момент,
ранее
пройденный
материал,
изучение
нового
материала
всегда
будет
сопряжено
с
большими
трудностями
и
не
дает
надлежащего эффекта.
"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и
особенно
искусно
поставленных
повторений
и
упражнений",
—
говорил
Каменский.
Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом
нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым
материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его
кругозор;
приводит
знания
ученика
в
систему;
дисциплинирует
ученика;
приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный
вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.