Автор: Пальтова Алла Станиславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская обл.
Наименование материала: проект Виртуальный музей
Тема: "Создание виртуального школьного музея как одно из условий формирования гражданской идентичности"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» города Калуги
Проект
«Создание виртуального школьного музея как одно из условий
формирования гражданской идентичности»
248901, г. Калуга, ул. Школьная, д. 3 «а»,
Тел.22-41-34, факс 58-01-72
sch37@uo.
kaluga.
ru
Руководитель проекта: Пальтова А.С.,
Учитель истории
Калуга
2016
Нас не будет, но на нас посмотрят.
А.П. Чехов
Путь любой организации начинается с места, где она находится. Место
даёт
природный
и
исторический
импульс
для
жизни
организации.
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная
школа
№
37»
города
Калуги
расположено
в
живописном месте Калужского края вблизи излучины рек Ока и Угра, в Поясе
Богородицы, на западной окраине областного центра. В 1480 году с июля по
ноябрь на берегу Угры решалась судьба российского государства.
На
протяжении
нескольких
десятилетии
в
школе
формировались
традиции воспитания. Одной из традиций стал музей. Школьный музей был
основан
в
1985
году
к
40-летию
победы
советского
народа
в
Великой
Отечественной войне. Обновлённый и паспортизированный музей в школе
появился в 2008 году. Системообразующей деятельностью в воспитательной
системе
школы
сегодня
является
школьный
литературно-краеведческий
музей, который работает под девизом: «Мы вопрошаем прошедшее, чтобы
оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем» В.Г.
Белинский.
За годы работы музея собраны экспонаты, фотографии, воспоминания,
письма, но нет помещения, в котором можно разместить все собранное, нет
средств на приобретение
витрин. Пройдет немного времени и сохранить
некоторые материалы будет невозможно. У школьного сообщества возникла
потребность
не
только
сохранить,
но
и
показать
материалы,
как
можно
большему
количеству
людей.
Такую
возможность
могут
д ат ь
информационные
технологии.
Экспонат
можно
показать
со
всех
сторон.
Материалы, собранные на неэлектронных носителях, отсканировать, сделать
электронную версию. И, главное, выставить в сети Интернет.
Таким
образом,
чтобы
повысить
эффективность
уже
действующей
системы
патриотического
воспитания
в
конкретной
образовательной
организации,
возникла
необходимость
введения инновации.
Создание
виртуального
музея.
В.
Определёнов,
заме ститель
д и р е кт о р а
Государственного
музея
изобразительных
искусств
им.
А.С.
Пушкина,
отметил,
что
виртуальный
музей
это
некий
аппаратно-программный
комплекс,
который
обладает
классическими
признаками
музея,
плюс
вызывает эмоциональное погружение человека в среду.
В
кардинально
меняющемся
мире,
в
мире,
ставшем
открытым,
прозрачным, взаимозависимым появляются вопросы: «Кто мы?», «Кем мы
хотим быть?». Отвечая на эти вопросы, мы будем формировать гражданскую
идентичность у подрастающего поколения (патриотизм, гражданственность,
солидарность,
толерантность,
нравственность,
национальные,
культурные,
религиозные традиции, коллективную основу, гибкость в решении вопросов и
ценность
отдельной
человеческой
жизни).
Правоту
нашего
выбора
подтверждают слова из выступления В.В. Путина на валдайском форуме 2015
года: «Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного,
культурного,
национального
самоопределения,
иначе
мы
не
сможем
противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в
условиях глобальной конкуренции».
Цель
проекта:
на
базе
школьного
литературно-краеведческого
музея
создание
пространства
виртуального
общения,
содействующего
формированию гражданской идентичности подрастающего поколения.
Задачи:
1.
Сохранение, пополнение и популяризация исторической информации.
2.
Поддержание интереса школьников к информационным технологиям.
3.
Расширение информационного пространства.
4.
Привлечение к работе над проектом неограниченного количества лиц
(педагогов,
школьников,
их
родителей,
бывших
выпускников,
представителей общественности, власти).
5.
Формирование гражданской идентичности.
Место размещения: мобильная международная цифровая платформа
isi travel
Этапы проекта:
I. Организационный: разработка проекта – весна 2016 г.
II. Реализация проекта: 2016 – 2017, 2017 – 2018 учебные годы.
III. Заключительный: создание виртуального музея, расширение экспозиций,
использование материалов в образовательном процессе…
Разделы музея
Время
работы
Класс
1
История школы
2016-2017
4
2
Учительская галерея
2016-2017
9
3
История пионерской организации школы
2016-2017
3
4
История школьной комсомольской организации
2017-2018
4
5
Поэты-фронтовики Калужского края
2016-2017
2
6
Освобождение Калужской земли от немецко-
фашистских захватчиков
2016-2017
7
7
Учителя школы – участники Великой
Отечественной войны
2017-2018
10
8
Детство учителей школы в военное лихолетье
2017-2018
3
9
Михаил Иванович Савин – военный
фотокорреспондент на фронтах Калужской
земли
2016-2017
8
10
Летчики-космонавты – участники Великой
Отечественной войны
2017-2018
9
11
Книга памяти о жителях деревни Плетенёвка
2016-2017
11
12
Иван Иванович Душкин – Герой Советского
Союза
2016-2017
1
13
Копанцов Алексей Петрович повторил подвиг
Александра Матросова
2017-2018
2
14
Русская изба
2016-2017
5
15
Предметы домашнего быта
2016-2017
10
16
История вышивки
2017-2018
5
17
История русского костюма
2016-2017
6
18
Русская печь
2017-2018
11
19
История игрушки
2017-2018
7
20
История деревни Плетенёвки
2017-2018
1
21
Акции школы
2017-2018
8
22
Основные направления работы:
- поисковая;
- информационно-технологическая;
- воспитательная;
- обучающая;
- методическая.
Возможности музея для дальнейшей работы:
- работа над новыми проектами и проведение акций;
- обновление экспозиций и расширение круга поиска материалов;
- возможность сетевого общения;
- получение статуса виртуального музея.
Сообщества и их роль в создании музея:
Сообщества
Их роль в создании музея
Педагогическое
Популяризация
сайта,
администрирование
страниц,
привлечение
бывших
выпускников,
общественность
к
работе виртуального музея
Ученическое
Поиск
и
сбор
материалов,
пополнение
экспозиций,
выполняют работы в программах: Microsoft Word,
Power
Point,
Publisher,
оказывают
содействие
учителям
в
использовании
материалов
музея
в
аудиторной
и
неаудиторной
работе,
исследовательская
деятельность,
участие в проектах конкурсах научных чтениях
Родительское
Предоставление материалов, оформление страниц сайта,
администрирование,
организация
встреч,
финансовая
поддержка
Общественност
ь
Предоставление
материалов,
организация
встреч,
финансовая поддержка
Материальное обеспечение проекта: 0 000 руб.
Предполагаемый результат:
- создание виртуального музея, получение статуса виртуального музея;
- способствовать повышению интереса к истории родного края;
- способствовать формированию патриота и гражданина;
- обеспечить доступ к информации всем заинтересованным лицам;
- овладение ИКТ;
- использовать материалы в образовательном процессе.
Управление и кадры:
Проведение педагогического совета на тему: «Создание виртуального
школьного
музея
как
одно
из
условий
формирования
гражданской
идентичности»
-
май
2016
г.
В
течение
учебного
времени
проведение
совещаний при директоре (один раз в четверть) с целью: отследить процессы
создания
сайта,
сбора
материалов,
электронных
версий
и
выставление
материалов на сайт.
Кадры. Таблица повышения квалификации учителей школы
Квалификация
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Высшая
23 %
24 %
25 %
Первая
59 %
47 %
31 %
Вторая/соответствие
6 %
29 %
38 %
Молодой специалист
12 %
-
6%
Управление:
Администрация
школы
Руководитель
школьного
литературно-
краеведческого музея
Педагогический коллектив