Напоминание

"Общение со взрослым его значения в развитии младенца"

Автор: Деменева Лидия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС" №3 "Сказка
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, п.Усть-Нера
Наименование материала: Методические рекомендации для консультационных центров смененное воспитания
Тема: "Общение со взрослым его значения в развитии младенца"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Усть-Нерский детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно - речевому развитию детей №3

«Сказка»

Методические рекомендации для родителей консультационных центров

семейного воспитания

Воспитатель Деменева Л.П.

«Общение со взрослым и его значение в развитии младенца»

По мнению ряда зарубежных исследователей, ребенок в первые месяцы жизни —

асоциальное

существо,

живущее

в

своем

замкнутом

мире.

Младенец якобы оторван

от

действительности,

а

его

внутренний

мир

ограничен

врожденной способностью

удовлетворять свои органические потребности (А. Фрейд, М.

Кляйн).

Так

ли

это

в

действительности?

Многочисленные

факты, полученные отечественными

и

зарубежными

исследователями,

убеждают,

что

жизнь

маленького ребенка

целиком зависит от взрослого. Условия, в которых развивается ребенок в младенческом

возрасте, являются максимально социальными. Особенность этих условий состоит в том,

что ребенок, в отличие от детеныша животного, не способен сам, на основе врожденных

механизмов поддерживать свое существование и приспосабливаться к окружающей среде.

Приспосабливание младенца происходит либо опосредствованно через взрослого, либо в

сотрудничестве

с

ним.

Вследствие

возрастной

беспомощности

младенец

оказывается

накрепко связанным в своем поведении с другим человеком. Взрослый для него всегда

«психологический центр всякой ситуации».

Среди различных воздействий на младенца, как показала работа Д. Б. Годови-

ковой, наиболее интенсивные и яркие положительные эмоции вызывает речь

взрослого. М. И. Лисина отмечает, что особая чувствительность младенца к речевым

воздействиям взрослых объясняется тем, что эти воздействия выступают как

отличительные признаки взрослого человека — существа, связывающего ребенка

с физическим миром. Первоначально младенец стремится добиться внимания и

расположения взрослого, ему достаточно, чтобы тот был рядом, смотрел на него,

слушал, одобрял его, обнаруживая тем самым свою доброжелательность к нему.

Такова суть потребности общения со взрослыми на первом этапе развития ребенка.

Эта потребность удовлетворяется посредством эмоционального общения. Для

установления связи со взрослыми ребенок использует все доступные ему средства

— мимику, жесты, вокализации. Все чаще у младенца в процессе общения

появляется «комплекс оживления». Эта положительная эмоциональная реакция

ребенка была описана Н. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным, М. П. Денисовой.

Они отмечали значение «комплекса оживления» для радостного бодрствования

ребенка. С. Ю. Мещерякова (1975, 1979) установила, что «комплекс оживления»

проходит три этапа развития. Начиная оформляться на втором месяце жизни

ребенка в виде отдельных компонентов (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление),

он проявляется как реакция на внешние воздействия. Причем воздействия взрослого

человека начинают вызывать эту реакцию раньше, чем физические объекты.

На 3-м месяце жизни «комплекс оживления» оформляется в целостную систему

и становится основной формой поведения ребенка. Каждый компонент используется

адекватно целям общения. Так, сосредоточение позволяет воспринять

воздействие взрослого, улыбка служит знаком того, что воздействие принято и

доставляет ребенку удовольствие, двигательное оживление и вокализации помогают

привлечь внимание взрослого, находящегося в поле зрения ребенка, и держать

его около себя. Это второй этап развития «комплекса оживления», активный.

Почти

одновременно

он

становится

привычной

формой

проявления

любых

положительных эмоциональных переживаний. Это третий этап развития «комплекса

оживления», который свидетельствует о преобладании его социальной функции.

Если ребенок в 1-м полугодии жизни получает от взрослого достаточно внимания,

то его общее психическое развитие проходит быстрыми темпами — во время

бодрствования он активен, весел, рано начинает гулить, улыбаться, у него

своевременно появляется «комплекс оживления». Отсутствие же впечатлений,

эмоционального контакта со взрослыми у здорового, ухоженного ребенка вызывает

апатию или крик, приводит к задержке развития в двигательном, умственном

и даже физическом отношении Такое отставание в психическом развитии

получило в психологической и педагогической литературе название «госпитализм». Дети,

живущие в условиях дефицита общения, обнаруживают дезадаптивные формы поведения

и чаще оказываются подверженными разного рода заболеваниям.

Для эмоционального общения важно, чтобы взрослые отнеслись к ребенку авансом

как к сознательной личности, как к субъекту, который способен понять их.

Являясь ведущей деятельностью в

младенческом возрасте, общение со взрослыми

в

н а и б о л ь ш е й

с т е п е н и

с п о с о б с т в у е т

психическому развитию ребенка, переходу

его

на

следующую

возрастную

ступень.

Убедительным доказательством этого

являются результаты исследований, проведенных

отечественными психологами

в последние десятилетия (А. В. Запорожец, М. И.

Лисина, А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова и др.). Так, например, М. И. Лисина, исследуя

детей первого

полугодия жизни, пришла к выводу, что систематические словесно-эмоциональные

воздействия взрослого вызывают у младенцев сдвиги в эмоциональной сфере

и значительно благоприятствуют их познавательному развитию. Дети экспериментальной

группы

обследовали

игрушку

значительно

дольше,

чем

дети

этого

же

возраста

контрольной группы, большее время занимали и их эмоциональные проявления. Они

совершали

большее

количество

собственно

обследовательских

и

эмоциональных

действий, быстрее освобождались от импульсивных, нецеленаправленных

реакций,

чаще

употребляли

одновременные

движения

глаз,

рук

и

рта.

Различия

наблюдались и в эмоциональной окраске обследовательской

деятельности

у

младенцев

экспериментальной

группы

было

больше

ярких,

интенсивных

реакций

(смех,

вскрики,

сильное

двигательное

оживление).

Общение

взрослого с ребенком оказывается более благотворным в том случае, если оно начинается

до того, как сформируются сложные формы предметного восприятия (в данном

исследовании — когда дети достигали 2,5 месяца; начатые после 4 месяцев,

они хоть и.оказывали положительное влияние на познавательное развитие детей,

но в гораздо меньшей мере).

Взрослый, считает М. И. Лисина, благодаря своим физически объективным

качествам организует первые акты предметного восприятия ребенка. Овладев ими,

младенец может успешно использовать их в иных ситуациях, при столкновении

с другими предметами, например с игрушками.

Ребенок растет, изменяются его возможности, потребности Все больше его

привлекают окружающие предметы, он начинает с ними действовать. Но примитивные

манипуляции ребенка, простота, ограниченность его действий не позволяют

ему самостоятельно открыть разнообразные, специфические свойства и функции

предметов. Неоценимую помощь здесь оказывает взрослый. Он показывает

новые интересные действия с предметами — подбрасывает мячик вверх, нанизывает

кольца на пирамидку, раскрывает и вновь собирает половинки деревянной

матрешки. Ребенку уже мало внимания и ласки, он стремится к сотрудничеству

со взрослым, хочет действовать при его участии, вместе с ним. Эмоциональная

форма общения изменяется на форму ситуативно-делового общения. Теперь кроме

внимания и доброжелательности включается еще сотрудничество взрослого,

его соучастие в делах малыша. Обогатились средства общения — взгляды и улыбки

пополнились указательным жестом, просящими интонациями в вокализациях

и первых словах, которые появляются уже во второй половине года.

Деловое общение обеспечивает дальнейшее развитие психики ребенка. Он овладевает

речью, учится выполнять более сложные действия с предметами, переходит

к простейшим играм с ними.

Младенчество — период, когда активно формируются предпосылки усвоения

речи. У ребенка рано проявляется интерес к речи человека. Вначале возникает

реакция на голос и разговор с ним взрослого в виде сосредоточения на лице и

полной остановки движения. В возрасте 1 месяца и нескольких дней во время пауз

в разговоре с ним взрослого ребенок начинает произносить спокойные звуки:

а-а, э-э. В дальнейшем реакция на человека становится специфической, отличной

от реакций на предметы, — более частое и длительное сосредоточение, большая

а к т и в н о с т ь

в

д в и ж е н и я х ,

б о л ь ш а я

эмоциональность.

Среди

голосовых

реакций,

выполняющих

роль

подготовительных

этапов

речи,

последовательно возникают звуки «гуканья» в

2-4 месяца, певучее гуление

в

4—6

месяцев,

повторные

слоги-лепет

во

втором полугодии жизни. В 9-10 месяцев

появляются облегченные слова. Как показали

исследования И. М. Колосовой

(1968), голосовые реакции возникают в основном в «социогенных ситуациях»,

т. е. чаще направлены на взрослого человека или других детей, чем на игрушку.

Лепет способствует развитию речи ребенка, играет большую роль в подготовке

его артикуляционного аппарата к произнесению речевых звуков.

Во второй половине первого года жизни у ребенка появляется способность понять

обращенную к нему речь. Он реагирует на определенные слова выразительными

движениями. Важной предпосылкой развития понимания речи является общее развитие

ребенка, развитие движений, действий и восприятий. Е. К. Каверина (1950) отмечает,

что первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова. Например, в 1 месяц

20 дней ребенок «ищет» голос зовущего его взрослого, в 5 месяцев поворачивается

в ту сторону, откуда зовут, в 5,5-6 месяцев подползает при подзывании его

жестом и только после 11-го месяца приближается к взрослому на чисто словесный

призыв. Начиная со второго полугодия жизни интенсивно развивается понимание

речи. Самыми употребляемыми приемами обучения служат обращения —

вопросы взрослого к ребенку (где то-то?) или доступное поручение (принеси то-

то, скажи то-то).

Ребенок связывает предмет с его названием в 6-6,5 месяца — сосредоточенно

смотрит на него, в 7,5 месяца наблюдается ориентировочно-двигательная реакция

— не только поворачивает голову в сторону предмета, но и протягивает к нему

руки, подползает. В 9 месяцев действия усложняются — ребенок подползает и

показывает игрушку, а в 10 месяцев подает предмет молча, т. е. на слова-просьбы

ребенок отвечает движением, жестом, пантомимически, без называния предмета.

Первоначально для верной реакции ребенка на фразу необходимо наличие целого

ряда непосредственных раздражителей (вид предмета, издаваемый им звук,

его местонахождение и т. п.). В дальнейшем слово превращается в более сильную

составную часть сложного раздражителя, а другие его части теряют свое прежнее

значение. Этот процесс совершается постепенно. По данным М. М. Кольцовой,

сначала становится безразличным положение тела, затем обстановка, в дальнейшем

ребенок верно воспринимает слова, даже если их произносит новый для него

человек; дольше всего сохраняется значение привычной интонации.

Что способствует развитию понимания речи ребенком? Факты, полученные

в опытах Г. М. Ляминой, свидетельствуют, что даже в конце второго года жизни

дети с трудом связывают слово с предметом, если они только видят данный предмет.

Эффективность обучения значительно повышается, когда детям предоставляется

возможность манипулировать, действовать с предметом (потрогать, погладить,

поиграть и т. п.). Выработка у ребенка большого числа двигательных условных

связей на слово способствует тому, что слово-название становится словом-

понятием (Кольцова М. М.,1973). Исследования, проведенные в лаборатории

высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков

АПН СССР под руководством М. М. Кольцовой, подтвердили выдвинутое

еще И. М. Сеченовым предположение о том, что всякое ощущение является смешанным.

К ощущениям ребенка всегда примешивается мышечное, которое является

более сильным. При объединении нескольких ощущений в единый образ

синтез происходит прежде всего в двигательной области. Именно «мышечные

ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения

и помогают связывать их в единое целое».

В конце 1-го года жизни в процессе

общения ребенок начинает произносить

первые

слова,

но

активный

словарь

его

н е в е л и к

( 4 - 2 0

с л о в ) .

О б о с т р е н и е м

противоречия

между

возрастающей

потребностью

в

общении и ограниченностью, недостатком

с р е д с т в

д л я

е е

у д о в л е т в о р е н и я

х а р а к т е р и з у е т с я

к о н е ц

п е р и о д а

младенчества.