Напоминание

"Школа правовых знаний"

Автор: Беляева Елена Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12"
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: проект
Тема: "Школа правовых знаний"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, 12»

«Утверждаю»:

Директор ГКУ

«Санаторный детский дом №12»

____________ А. И. Остроухова

«____» ___________ ______

ПРОЕКТ

«Школа правовых знаний»

Ставрополь, 2017 год

Сегодня в России возрастает количество выпускников детских домов,

которые довольно остро ощущают на себе социально-правовые проблемы.

Казалось

бы,

защита

прав

и

интересов

детей

представляет

собой

завершённую

систему,

опирающуюся

на

сформированную

нормативно-

правовую базу, работающую с разными категориями граждан, но дети –

выпускники

учреждений

для

детей-сирот

и

оставшихся

без

попечения

родителей в большинстве своём не умеют пользоваться своими правами и не

знают

законов.

Часто

их

представления

ограничены

информацией

«бытового»

уровня,

полученной

от

сверстников

или

некомпетентных

взрослых. Думая, что шалят, ребята переступают запретную черту, совершая

преступление или правонарушение. Дети зачастую не знают, куда и к кому

обратиться за помощью, если их права нарушены, более того, они это не

осознают.

Практика

показывает,

что

юридически

подкованные

воспитанники

практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее,

есть выпускники, которые не способны принимать решение и нести за него

ответственность,

сложно

привыкают

к

трудовой

дисциплине,

с

трудом

ориентируются

в

нормативно-законодательной

базе.

Исходя

из

этого,

возникла

необходимость

создания

проекта

«Школа

правовых

знаний»,

направленного на формирование правовой компетентности, предотвращение

правонарушений воспитанниками и в отношении них.

Описание проекта.

Дети, не знающие своих прав, никогда не научатся ими пользоваться и

не станут законопослушными гражданами своей страны.

Во всём мире

существуют законы, на основании которых дети обретают права с первых

минут своей жизни и наша задача – научить их, ими пользоваться. Особое

значение правовое воспитание приобретает у подростков 14-18 лет, именно в

этом возрасте воспитанники в состоянии сознательно воспринимать суть

законов. Поэтому целевой группой проекта являются:

- воспитанники 14 -16 лет (два года год до выпуска);

- воспитанники с 16 лет и старше (год до выпуска);

- выпускники детского дома, обучающиеся в высших и средних

профессиональных учебных заведениях в возрасте до 23 лет.

Цель

проекта: создание

условий

для

подготовки

воспитанников

детского дома к самостоятельной жизни через правовое просвещение.

Задачи:

Информационная поддержка воспитанников

и выпускников.

Содействие

развитию

правового

мировоззрения

и

нравственных

представлений.

Оказание помощи в освоении и применении подростками специальных

умений, навыков и законных способов защиты своих прав.

Воспитание правовой культуры и уважительного отношения к Законам

и правопорядку своей страны.

Техники, используемые в проекте.

Техника «ПОПС - ФОРМУЛЫ» представляет собой российский

вариант юридической техники, разработанной профессором права Дейвидом

Маккойдом – Мейсеном.

«ПОПС – формула» применяется при организации споров, дискуссий и

заключается в следующем:

Подросток высказывает –

П – позицию, объясняет в чём заключается его точка зрения, например,

«Я, считаю, что…».

О

обоснование,

объяснение

и

доказательство

своей

позиции

с

определёнными доводами, например, начать фразой: «Потому, что…» или

«Так как…».

П – пример, при разъяснении сути своей позиции ребёнок пользуется

конкретными

примерами,

используя

в

речи

обороты

типа:

«Я

могу

подтвердить это тем, что…».

С

следствие,

вывод,

который

необходимо

сделать

в

результате

обсуждения проблемы. Например, ребёнок говорит: «Таким образом…» или

«В этой связи…».

Данная техника может быть использована, как часть занятия и занимает

не более 2-3 минут на каждого выступающего. В процессе рассуждений у

ребят

развиваются

коммуникативные

навыки,

они

усваивают

правовые

нормы, учатся действовать более чётко, уверенно и результативно.

Техника «Правовая модерация».

Продуктивным

в

работе

с

выпускниками

детского

дома

будет

применение инновационной техники – модерация.

Главный подход в

модерации – это активная позиция обратившегося за помощью в процессе

обучения

(общения),

что

формирует

самостоятельность

в

выработке

и

принятии

решений,

готовность

нести

ответственность

за

свои

действия,

вырабатывает

уверенность

в

себе,

целеустремлённость

и

другие

важные

каче ства

лично сти.

Модерация

представляет

собой

ком п л е кс

взаимосвязанных

условий,

методов

и

приёмов

организации

совместной

деятельности участников, позволяющий вовлечь их в процесс выявления,

осмысления

и

анализа

трудных

жизненных

ситуаций,

поиска

путей

их

разрешения.

В роли модератора может выступать педагог, его основная задача –

расположить к взаимодействию выпускников, настроить их на то, что им

помогут, но они не должны бездействовать.

Достижению поставленных

целей

способствует

то,

что

на

встречи

приглашаются

специалисты

социально-правовых

инстанций,

в

чьей

непосредственной

компетенции

находится решение имеющихся проблем, а также выпускники детского дома,

которым удалось

найти выход из сложных ситуаций. В ходе проведения

встреч важно, чтобы каждый выпускник мог оценить ситуацию, в которой

оказался, проанализировать ошибки, сделать собственные выводы.

В

реализации

поставленных

задач

эффективным

может

быть

использование мероприятий в игровой форме, игровых методов, которые

обеспечивают

подростку

расширение

его

позитивного

социокультурного

опыта в результате проигрывания различных социальных ролей:

Моделирование социально-правовых ситуаций и их анализ;

Правовые семинары-практикумы;

Занятия-опыты;

Проблемно-правовая интерпритация;

Блиц-опрос;

Игровые методы:

- Метод игрового тренинга включает в себя цепочку заданий разного

характера (экономические, юридические, политические).

- Метод ролевой игры – позволяет участникам понять, как чувствуют

себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Данное понимание

является своеобразным обучением, в котором воспитанники учатся

поведению в определённых ситуациях, оценивают поведение своё и

других людей.

- Метод состязательности. Данный метод включает в себя игры с

определёнными

правилами.

Задача

подростка

мобилизовать

свои

знания, проявить находчивость и принять решение.

-

Метод

импровизации

основан

на

творчестве,

готовности

к

перевоплощению:

принятию

других

жизненных

норм,

правил

поведения, внешнего облика.

Помимо

разнообразных

игр,

инсценировок

хороший

результат

имеют

включение в занятие дискуссии,

темой которой может быть какая-либо

ситуация с нарушением или соблюдением прав. Воспитанники оказываются

перед необходимостью сделать выбор, предложить свой вариант решения,

основываясь

на

уже

имеющийся

опыт,

в

соответствии

с

имеющимися

представлениями

и

социальными

установками.

Как

результат

у

ребят

складывается ощущение решения своих личных прав, которые они могут

отстаивать или менять свою позицию, то есть воспитанники получают схему

возможных действий в конкретных случаях.

Одним

из

средств

формирования

правовой

культуры

воспитанников

является

создание «Правовых

памяток» (для

выпускников

на

сайте

детского дома), в которых содержится информация:

- «Имею право на…», (медицинское обслуживание, жильё, обучение)

- об организациях и специалистах, куда могут обратиться воспитанники;

- алгоритм действия в затруднительных ситуациях, а так же информация

по запросу.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники 14-16 лет (два года до выпуска) должны знать:

Основные права ребёнка, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка;

Иметь представление о законодательной базе, Конституции РФ;

Свои права и обязанности;

Об административной ответственности и условиях ее возникновения в

отношении подростков;

Об

ответственности,

которая

наступает,

в

следствии

употребления

спиртосодержащих напитков, табака и ПАВ;

Дополнительные гарантии государства для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Должны уметь:

Применять в жизни полученные знания;

Соблюдать нормы и правила поведения в обществе;

Противостоять негативному влиянию окружающих;

Отстаивать и защищать свои права, в соответствии с законодательной

базой.

Воспитанники с 16 лет и старше (год до выпуска) должны знать:

Иметь

представление

о

государстве,

праве,

общественных

и

государственных институтах, правах человека;

О своих правах и обязанностях, закреплённых законодательно;

Некоторые положения законодательной базы РФ о защите семьи;

Об уголовной ответственности несовершеннолетнего;

Свои гражданские права и обязанности.

Должны уметь:

Относиться

с

уважением

к

закону,

соблюдать

общепринятые

в

государстве правила, моральные нормы;

Отстаивать, защищать свои права и соблюдать обязанности;

Противостоять негативным явлениям общества, а так же вовлечению в

запрещённые организации;

Осознавать ответственность за свои поступки.

Выпускники

детского

дома,

обучающиеся

в

высших

и

средних

профессиональных учебных заведениях в возрасте до 23 лет должны

знать:

О своих правах и гарантиях государства при получении образования,

жилья и устройстве на работу;

О видах ответственности перед детьми, в соответствии с Кодексом РФ

об административных нарушениях, Семейным Кодексом РФ;

О

субсидиях,

льготах

предусмотренных

государством

для

детей

из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Должны уметь:

Проявлять активную позицию в решении своих проблем;

Осознанно действовать в кризисной ситуации.

Тематический план работы с воспитанниками (два года до выпуска) в

рамках реализации проекта «Школа правовых знаний».

п/

п

Тема мероприятй

Форма

проведения

Цель

Кол-

во

часов

Дата

Твои права и обязанности

1

«Конвенция о

правах ребёнка»

Устный

журнал

Формировать

представление о

Конвенции, её основной

идее. Ознакомить

воспитанников с

основными правами

ребёнка.

1

Сентябрь

2

«Имею право или

обязанность?»

Викторина

Совершенствовать знания

несовершеннолетних об их

правах и обязанностях.

Развивать

коммуникативные навыки,

уверенность в своих

действиях.

1

Сентябрь

3

«Человек в мире

правил»

Ситуативный

практикум

Расширять понятия о

нормах и правилах

поведения в обществе,

ответственности перед

окружающими.

1

Октябрь

4

«Внутренний и

внешний учёт »

Разъяснитель

ная беседа

Ознакомить воспитанников

с правилами поведения в

школе, школьным уставом

и ответственностью за их

нарушение.

1

Октябрь

5

«Главные

вопросы»

Деловая игра

Создание условий для

проявления

воспитанниками

познавательной активности

в области защиты прав

ребёнка.

1

Ноябрь

Правопорядок

6

«Шалость,

правонарушение,

преступление»

Проблемно-

правовая

интерпритаци

я

Содействовать осознанию

несовершеннолетними

различий между

понятиями «шалость,

правонарушение,

преступление».

Формировать

представление об

ответственности в

результате преступных

действий.

1

Ноябрь

7

«Ответственность

подростка за

преступление»

Правовой

семинар

Ознакомление

воспитанников с

выдержками из УК РФ,

касающихся

несовершеннолетних.

Формирование у

воспитанников чувства

ответственности за свои

поступки.

1

Декабрь

8

«Уроки Фемиды»

Конкурс

Закрепление знаний о

правах человека.

Формирование умения

действовать в команде,

воспитание находчивости

и уважения к соперникам.

Расширение кругозора

воспитанников в вопросах

правовой культуры.

1

Декабрь

9

«От

безответственност

и до преступления

один шаг»

Ситуативный

практикум

Формирование понимания

ответственности, как

фундамента правовой

культуры. Развивать

коммуникативные

способности, умение

высказывать своё мнение.

1

Январь

10

«Правопорядок и

вредные

привычки»

Моделировани

е социально-

правовых

ситуаций

Способствовать

осознанию

воспитанниками

ответственности за

административные

нарушения, которые могут

возникнуть, в следствии

употребления

спиртосодержащих

напитков, употребления

табака и ПАВ.

1

Февраль

Социально-правовое сопровождение

11

«Дополнительные

гарантии

государства для

детей-сирот и

детей, оставшихся

без попечения

родителей»

Правовой

семинар

Ознакомить

воспитанников

с ФЗ № 159, от

21.12.1996г. разъяснить

воспитанникам общие

принципы, содержание и

меры социальной

поддержки.

Формировать умения

отстаивать и защищать

свои права.

2

Февраль

Март

Личность, общество, государство

12

«Я – гражданин

России»

Проблемно-

игровая

интерпритация

Способствовать

формированию правовой

культуры и гражданской

активности. Обсудить

понятий «страна»,

«гражданин»,

«государство». Развивать

коммуникативные

способности, чувство

гордости за свою страну.

1

Март

13

«Что такое закон?

Главный закон

страны»

Семинар-

практикум

Формировать

представления о

законодательной базе

РФ, её необходимости

для регулирования

правовых отношений в

стране. Ознакомление с

Конституцией РФ.

Воспитание

уважительного

отношения к закону.

1

Апрель

14

«Твоя военная

обязанность»

Правовой

семинар

Ознакомление с законом

РФ о военной

обязанности.

Воспитание чувства

ответственности за свои

поступки.

1

Апрель

15

«Лаборатория

нерешённых

проблем»

Занятие-опыт

На конкретных примерах

разъяснить

воспитанникам

последствия

беспечности и

безответственности.

Отработать навыки

решительного

поведения.

1

Май

Тематический план работы с воспитанниками (год до выпуска) в рамках

реализации проекта «Школа правовых знаний».

п/

п

Тема

мероприятия

Форма

проведения

Цель

Кол-

во

часов

Дата

Твои права и обязанности

1

«Ваши права и

обязанности при

обучении в школе

и поступлении в

профессиональные

учебные

заведения».

Правовой

семинар

Ознакомить воспитанников

с основными правами,

обязанностями,

ответственностью в

области образования.

1

Сентябрь

2

«Моё право на

труд»

Консультация

Ознакомить

несовершеннолетних с

правами и обязанностями

Российского

законодательства в области

труда.

1

Сентябрь

3

«Права в моей

жизни»

Игровой

тренинг

Сформировать понятие о

неразрывной связи прав и

обязанностей, чувства

ответственности перед

окружающими.

1

Октябрь

4

«Я имею право»

Дискуссия с

применением

техники

ПОПС

-формулы

Расширить понятия

воспитанников о правах: о

том, как они могут

поступить в той или иной

ситуации и что не могут им

предъявить окружающие в

этом случае.

Развивать

коммуникативные навыки,

уверенность в своих

действиях.

1

Октябрь

5

«Защитим свои

права»

Игровое

состязание

Активное стимулирование

воспитанников к

самооценке,

самовыражению,

саморазвитию. Создание

условий для проявления

ребёнком познавательной

активности в области

защиты прав ребёнка.

1

Ноябрь

Правопорядок

6

- Ознакомление с

выдержками из

УК РФ «Уголовная

ответственность

несовершеннолетн

его»

Проблемно-

правовая

интерпритация

Содействовать осознанию

воспитанником -

выпускником Российского

законодательства в

ситуации привлечения его

к ответственности,

положения

правонарушителей.

Содействие

формированию

эмоционально –

ценностного неприятия

преступных действий.

1

Ноябрь

7

«Насилие и

Закон»

Правовой

семинар

Ознакомить

воспитанников с понятием

«насилие», о возможных

способах его

предотвращения, о

законах, защищающих

«жертву».

1

Декабрь

8

«Как бы ты

поступил?»

Психолого-

педагогически

й практикум

Формирование у

воспитанников

устойчивой

психологической защиты

от различных негативных

явлений общества, через

развитие системы

ценностей.

1

Декабрь

9

«Правовая оценка

современных

неформальных

молодёжных

движений»

Проблемно-

правовая

интерпритация

Формирование у

воспитанников

представления о видах

преступлений,

совершаемых под видом

безобидных молодёжных

движений. Воспитание

чувства ответственности

за свои поступки.

1

Январь

10

«Административн

ая и юридическая

ответственность»

Моделировани

е социально-

правовых

ситуаций

Расширение кругозора

воспитанников в вопросах

правовой культуры.

1

Январь

11

«Знатоки права»

Игровой

турнир

Формирование у

воспитанников правовой

культуры. Закрепление

базисных знаний о

государстве, праве,

общественных и

государственных

институтах, правах

человека. Воспитание

уважения к сопернику,

находчивости, уважения к

сопернику.

1

Февраль

Социально-правовое сопровождение

12

«Мои возможности,

гарантированные

государством»

Правовой

семинар-

практикум

Расширение знаний о

социальной политике по

поддержке детей – сирот

и детей, оставшихся без

попечения родителей.

Формировать умения

отстаивать и защищать

свои права.

2

Февраль

Март

Личность, общество, государство

13

«Когда человек

становится

взрослым?»

Проблемно-

игровая

интерпритация

Способствовать

формированию правовой

культуры и гражданской

активности. Ознакомить

с понятиями

« правоспособность» и

«дееспособность».

Воспитывать чувство

ответственности за свои

поступки.

1

Март

14

«Преступление

начинается с

безответственности

Дискуссия с

использование

м ПОПС –

формулы

Формирование

понимания

ответственности,

которую несут люди друг

перед другом. Развивать

умение вести дискуссию,

высказывать своё

мнение.

1

Апрель

15

«Закон и семья»

Семинар-

практикум

Ознакомление с

некоторыми законами

РФ о защите семьи.

Обсуждение правил,

регулирующих жизнь

семьи в обществе.

Воспитание чувства

ответственности за свои

поступки.

1

Апрель

16

«Закон и порядок»

Занятие-опыт

Разъяснять

воспитанникам

сущность, причины,

масштаб и последствия

коррупции; научить

характеризовать состав

коррупционного

правонарушения,

различать конкретные

поступки человека с

точки зрения

правомерного и

неправомерного

поведения; воспитывать

отрицательное

отношение к коррупции

.

1

Май

17

«Мы будущие

избиратели»

Ролевая игра

Ознакомить

воспитанников с

последовательностью

демократических

выборов, особенностями

предвыборной кампании,

процедурой голосования

в демократическом

обществе.

1

Май

Тематический план работы с воспитанниками – выпускниками детского

дома, обучающимися в высших и средних учебных заведениях, в рамках

реализации проекта «Школа правовых знаний».

№п/п

Тема

мероприятия

Форма

проведения

Цель

Кол-

во

часов

Дата

Твои права и обязанности

1

«Профессия,

должность,

карьерный рост»

Консультирова

ние

Оказание помощи

выпускникам в подготовке

документов для

поступления на работу,

получения второго

образования;

ознакомление с

вакансиями в службе

1

По

запросу

Сентябрь

занятости, составление

резюме.

2

«Жилищный

вопрос»

Правовая

модерация

Ознакомление

выпускников с правами и

обязанностями нанимателя

по договору социального

найма. Повышение уровня

юридической грамотности,

сознательности и

ответственности за

совершаемые поступки.

1

По

запросу

Октябрь

Правопорядок

3

«Твоя уличная

компания. Как

уберечь себя от

преступной

группы »

Социально-

правовой

практикум

Формирование у

выпускников умений

отличать поступок от

правонарушения.

Ознакомление со статьями

административного и

уголовного кодекса.

1

По

запросу

Ноябрь

4

«Как могут

навредить

эмоции»

Проблемно-

правовая

интерпритация

Формирование

представлений о способах

реагирования в различных

жизненных ситуациях и

правовой ответственности

за совершённые поступки.

Ознакомление с понятием

«аффект».

1

По

запросу

Декабрь

5

«Как тебя могут

вовлечь в

экстремистскую

организацию»

Правовой

семинар-

практикум

Ознакомление

выпускников с ФЗ №114

от 02.07.13г.

«О противодействии

экстремистской

деятельности». Разъяснить

выпускникам сущность,

причины, масштаб и

последствия

экстремистской

деятельности.

1

Январь

Социально-правовое сопровождение

6

«Кто мне

поможет?»

Правовая

модерация

Формирование у

выпускников детского

дома активной позиции в

решении имеющихся

проблем.

1

По

запросу

Февраль

7

«Льготы на

оплату ЖКХ»

консультирован

ие

Оказание

информационной помощи

в вопросах о компенсациях

по оплате жилья и

коммунальных услуг.

1

По

запросу

Март

Личность, общество, государство

8

«Правовое

регулирование

семейных

отношений»

консультирован

ие

Ознакомление

выпускников со ст. 12, 15

Семейного Кодекса РФ,

понятием «брачный

договор»

1

По

запросу

Апрель

9

«Ответственность

родителей за

жизнь и здоровье

детей»

Семинар-

практикум

Ознакомление

выпускников с видами

ответственности перед

детьми, в соответствии со

ст. 5.35 Кодекса РФ об

1

По

запросу

Май

административных

нарушениях; ст.156,157

УК РФ; ст.69, 73, 77

Семейного Кодекса РФ.

Список литературы.

1.

Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в

России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3. С. 4 - 7. - Доступ из

СПС «Консультант Плюс»

2.

Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания

несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А.

Якушева, Г. Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр

развития социального обслуживания», 2013.

3.

Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ,

2008. 176 с. Доступ из СПС «Консультант Плюс»

4.

Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через

организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в

школе. - 2010. - N 6. - С. 64-66.

5.

Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в

школе // Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.