Напоминание

"Концепция развивающей предметно-пространственной среды"

Автор: Кулатова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск, красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Концепция развивающей предметно-пространственной среды"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Краткое

описание

концепции

построения

предметно-пространственной

среды

группы детского сада.

Все,

что

окружает

ребенка,

формирует

его

психическое

развитие,

является

источником

его

знаний

и

социального

опыта.

Мы,

создали

условия,

которые

способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по

всем

психофизиологическим

параметрам;

условия

для

совместной

деятельности

детей

и

взрослого,

для

самостоятельной

деятельности

воспитанников,

учитывая

особенности

развития

каждого

ребенка.

Среда

нашей

группы не

только

развивающая, но сама постоянно развивающаяся. Изменения в среде происходят в

зависимости от темы проектов и запросов детей. Пример: проект «Удивительные

рыбки», и группа похожа на большой аквариум, где водная стихия занимает всё

пространство группы, а это и новые книги и энциклопедии о рыбах; проектные

материалы

такие,

как

коллекции

рыболовных

крючков,

коллекции

журналов

«Рыбалка», новые дидактические игры, новые сюжетно-ролевые игры «Рыбалка»,

«Рыболовное судно», новые режиссерские и театрализованные игры. Сейчас мы

моделируем новый дизайн среды, т. к. у детей после летних отпусков появился интерес

к теме путешествий, а мы стараемся поддерживать интересы и инициативу наших

детей. Что это будут за среда? Может это будет сафари парк, а может это будет какая-

нибудь

новая

страна,

и

создана

она

будет

всеми

участниками

образовательного

процесса: детьми и их родителями, педагогами и сотрудниками детского сада.

Преимущество

созданной

нами

среды

в

том,

что

появилась

возможность

приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок

выбирает

занятие

по

интересам

в

любом

центре

(при

этом

заполняется

детьми

магнитный «экран наших дел»),

что

обеспечивается разнообразием предметного

содержания,

доступностью и удобством размещения материалов. Даже с верхней

полки стеллажей ребенок может достать без особых усилий, встав только на цыпочки

требуемую ему игрушку или пособие.

В центре игры - оборудование и пособия

размещены

таким

образом,

чтобы

дети

могли

легко

подбирать

игрушки,

комбинировать

их

«под

свои

игровые

творческие

замыслы».

Все

игрушки

расположены

в

лёгких

перемещаемых

стеллажах,

в

пластиковых

ящиках

или

контейнерах. В центре строительно-конструктивных игр в большом разнообразии

представлены

различные

виды

конструкторов,

строительный

материал,

большим

спросом пользуются пластиковые водопроводные трубы разных размеров и формы.

Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его

пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке

группы.

В

центре

«Творчества»

много

разного

неоформленного

материала.

Дополнительно

из

вешалки

для

одежды

мы

сделали

«Пальму»,

ствол

которой

оснастили

крючками,

на

которых

разместили

дополнительно

неоформленный

материал, т.к. нашим ребятам всегда чего-нибудь не хватает. У юных художников есть

возможность разместиться для творчества в любом месте: за столом, на полу (в

наличии есть прорезиненные коврики, подушечки), двусторонний мольберт, также

часть стены покрыта пластиковыми панелями для рисования маркерами и мелками.

Для удовлетворения потребностей наших «почемучек» создан центр книги. В

раздевалке

находится библиотека

передвижка,

здесь

собрана

дет ская

художественная

литература,

которая

всё

время

пополняется,

дети

обмениваются

журналами

«Дисней»

и

«Тошка»,

«Классный»

и

«Мишка

Топтыжка».

В

группе

достаточно много познавательной литературы и детских энциклопедий: «Я познаю

мир»,

«Подводный

мир»,

«Удивительные

животные»,

«Микромир»,

«Академия

дошкольных

наук»,

«Космос»,

«Мир

растений»,

«Большая

энциклопедия

дошкольника».

В

связи

с

тем,

что

игровые

замыслы

старших

дошкольников весьма

разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально

для

различных

сюжетно-ролевых

игр.

Очень

часто

ребята

используют

центр

театрализаций и центр движения, преобразуя их в магазин, аптеку, бюро находок,

квартиру и т.п. Стационарный же уголок кухня - это и кафе-бистро и кухня ресторана.

Ребята сами создают себе игровое пространство, умело используют: переносные

игровые

макеты,

напольный

конструктор,

пазлы-коврики,

ширмы

и

раскладной

домик-палатку. В наличии есть мягкие модули,

которые обогащают детскую игру,

обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства.

Специально

сшитые чехлы

на

столы,

выполняют

двойную

функцию:

они

преобразуют столы

в

домики,

верх

чехлов

с

помощью

маркеров

расчерчен

для

настольных

игр «Бродилка», «Шашки-шахматы» и других игр, и под пособия из

учебного

центра.

Некоторые

мебельные

модули

оснащены

дополнительно

колёсиками.

В

группе

есть

несколько платформ

на

колесах

для

перемещения

небольших

построек.

Ощущение

психологического

комфорта,

положительного

эмоционального

фона,

уважения

к

деятельности

сверстника

достигается

применением маркеров пространства, с помощью которых ребенку не приходиться

сворачивать

свою

деятельность

(используются

кубики

с

фотографией

и

именем

ребенка).

Возможность уединения осуществляется с помощью раскладной,

облегченной

ширмы,

а

также

с

помощью тканевых

занавесок

и

растяжек,

которые

дети

самостоятельно

устанавливают

в

театральном

центре

и

в

центре

движения.

В

спальной комнате есть дополнительное место уединения, здесь мы использовали

подвесной шатер, по желанию его легко можно переместить в группу.

Создан

проектный

центр,

который

наполняют

дети

и

родители

своими

проектными материалами. Ребята освоили всё пространство группы: стены, двери,

потолок, лестничное пространство для презентации своих результатов творческой

деятельности. Детское жюри определяет, чья работа достойна «висеть на потолке».

Ребята свои групповые правила оформили в виде солнца. В центре ОЭД и в центре

наблюдений

за

природой

дети

ведут свои

журналы

опытов,

исследований

и

наблюдений.

Развивающая

среда

способствует

установлению,

утверждению

чувства

уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои

способности,

стимулировать

проявление

им

самостоятельности,

инициативности,

творчества. РППС

нашей группы обеспечивает разные виды деятельности детей и

является основой для их самостоятельной активности.

Положительный

эмоциональный

настрой

моих

детей

свидетельствует

об

их

жизнерадостности, открытости, желании задержаться в детском саду, т.к. игра не

закончена. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей

среды

продолжается,

главными

критериями

при

этом

являются

творчество,

креативность и желание сделать свою группу интересной детям.