Автор: Кулатова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск, красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Концепция развивающей предметно-пространственной среды"
Краткое
описание
концепции
построения
предметно-пространственной
среды
группы детского сада.
Все,
что
окружает
ребенка,
формирует
его
психическое
развитие,
является
источником
его
знаний
и
социального
опыта.
Мы,
создали
условия,
которые
способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по
всем
психофизиологическим
параметрам;
условия
для
совместной
деятельности
детей
и
взрослого,
для
самостоятельной
деятельности
воспитанников,
учитывая
особенности
развития
каждого
ребенка.
Среда
нашей
группы не
только
развивающая, но сама постоянно развивающаяся. Изменения в среде происходят в
зависимости от темы проектов и запросов детей. Пример: проект «Удивительные
рыбки», и группа похожа на большой аквариум, где водная стихия занимает всё
пространство группы, а это и новые книги и энциклопедии о рыбах; проектные
материалы
такие,
как
коллекции
рыболовных
крючков,
коллекции
журналов
«Рыбалка», новые дидактические игры, новые сюжетно-ролевые игры «Рыбалка»,
«Рыболовное судно», новые режиссерские и театрализованные игры. Сейчас мы
моделируем новый дизайн среды, т. к. у детей после летних отпусков появился интерес
к теме путешествий, а мы стараемся поддерживать интересы и инициативу наших
детей. Что это будут за среда? Может это будет сафари парк, а может это будет какая-
нибудь
новая
страна,
и
создана
она
будет
всеми
участниками
образовательного
процесса: детьми и их родителями, педагогами и сотрудниками детского сада.
Преимущество
созданной
нами
среды
в
том,
что
появилась
возможность
приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок
выбирает
занятие
по
интересам
в
любом
центре
(при
этом
заполняется
детьми
магнитный «экран наших дел»),
что
обеспечивается разнообразием предметного
содержания,
доступностью и удобством размещения материалов. Даже с верхней
полки стеллажей ребенок может достать без особых усилий, встав только на цыпочки
требуемую ему игрушку или пособие.
В центре игры - оборудование и пособия
размещены
таким
образом,
чтобы
дети
могли
легко
подбирать
игрушки,
комбинировать
их
«под
свои
игровые
творческие
замыслы».
Все
игрушки
расположены
в
лёгких
перемещаемых
стеллажах,
в
пластиковых
ящиках
или
контейнерах. В центре строительно-конструктивных игр в большом разнообразии
представлены
различные
виды
конструкторов,
строительный
материал,
большим
спросом пользуются пластиковые водопроводные трубы разных размеров и формы.
Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его
пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке
группы.
В
центре
«Творчества»
много
разного
неоформленного
материала.
Дополнительно
из
вешалки
для
одежды
мы
сделали
«Пальму»,
ствол
которой
оснастили
крючками,
на
которых
разместили
дополнительно
неоформленный
материал, т.к. нашим ребятам всегда чего-нибудь не хватает. У юных художников есть
возможность разместиться для творчества в любом месте: за столом, на полу (в
наличии есть прорезиненные коврики, подушечки), двусторонний мольберт, также
часть стены покрыта пластиковыми панелями для рисования маркерами и мелками.
Для удовлетворения потребностей наших «почемучек» создан центр книги. В
раздевалке
находится библиотека
–
передвижка,
здесь
собрана
дет ская
художественная
литература,
которая
всё
время
пополняется,
дети
обмениваются
журналами
«Дисней»
и
«Тошка»,
«Классный»
и
«Мишка
Топтыжка».
В
группе
достаточно много познавательной литературы и детских энциклопедий: «Я познаю
мир»,
«Подводный
мир»,
«Удивительные
животные»,
«Микромир»,
«Академия
дошкольных
наук»,
«Космос»,
«Мир
растений»,
«Большая
энциклопедия
дошкольника».
В
связи
с
тем,
что
игровые
замыслы
старших
дошкольников весьма
разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально
для
различных
сюжетно-ролевых
игр.
Очень
часто
ребята
используют
центр
театрализаций и центр движения, преобразуя их в магазин, аптеку, бюро находок,
квартиру и т.п. Стационарный же уголок кухня - это и кафе-бистро и кухня ресторана.
Ребята сами создают себе игровое пространство, умело используют: переносные
игровые
макеты,
напольный
конструктор,
пазлы-коврики,
ширмы
и
раскладной
домик-палатку. В наличии есть мягкие модули,
которые обогащают детскую игру,
обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства.
Специально
сшитые чехлы
на
столы,
выполняют
двойную
функцию:
они
преобразуют столы
в
домики,
верх
чехлов
с
помощью
маркеров
расчерчен
для
настольных
игр «Бродилка», «Шашки-шахматы» и других игр, и под пособия из
учебного
центра.
Некоторые
мебельные
модули
оснащены
дополнительно
колёсиками.
В
группе
есть
несколько платформ
на
колесах
для
перемещения
небольших
построек.
Ощущение
психологического
комфорта,
положительного
эмоционального
фона,
уважения
к
деятельности
сверстника
достигается
применением маркеров пространства, с помощью которых ребенку не приходиться
сворачивать
свою
деятельность
(используются
кубики
с
фотографией
и
именем
ребенка).
Возможность уединения осуществляется с помощью раскладной,
облегченной
ширмы,
а
также
с
помощью тканевых
занавесок
и
растяжек,
которые
дети
самостоятельно
устанавливают
в
театральном
центре
и
в
центре
движения.
В
спальной комнате есть дополнительное место уединения, здесь мы использовали
подвесной шатер, по желанию его легко можно переместить в группу.
Создан
проектный
центр,
который
наполняют
дети
и
родители
своими
проектными материалами. Ребята освоили всё пространство группы: стены, двери,
потолок, лестничное пространство для презентации своих результатов творческой
деятельности. Детское жюри определяет, чья работа достойна «висеть на потолке».
Ребята свои групповые правила оформили в виде солнца. В центре ОЭД и в центре
наблюдений
за
природой
дети
ведут свои
журналы
опытов,
исследований
и
наблюдений.
Развивающая
среда
способствует
установлению,
утверждению
чувства
уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои
способности,
стимулировать
проявление
им
самостоятельности,
инициативности,
творчества. РППС
нашей группы обеспечивает разные виды деятельности детей и
является основой для их самостоятельной активности.
Положительный
эмоциональный
настрой
моих
детей
свидетельствует
об
их
жизнерадостности, открытости, желании задержаться в детском саду, т.к. игра не
закончена. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей
среды
продолжается,
главными
критериями
при
этом
являются
творчество,
креативность и желание сделать свою группу интересной детям.