Напоминание

Дети с ОВЗ в детском саду

Автор: Кочедыкова Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЖК "Бутово-парк" Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: Дети с ОВЗ в детском саду







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дети с ОВЗ в детском саду.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2012 году и вступил в силу 1

сентября 2013, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны.

Этот новаторский документ учитывает современные тенденции общественного развития, но при этом

опирается на традиции и особенности российской системы образования. Работа над законом «Об

образовании в Российской Федерации» шла несколько лет, и итогом её стал правовой инструмент,

выводящий регулирование отношений в образовании на качественно иной уровень. Впервые в истории

отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными

возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических

лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые

заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без

создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении

статуса ребёнка с ОВЗ. Если в дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о

том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, но это никак не подкреплено документом из

ПМПК, то такой ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной

направленности. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок

нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

территориальной ПМПК

Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях: с одной

стороны, она обследует детей, с другой стороны, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-

медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия,

которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием

адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.

Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где

осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с

ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Инклюзивное образование Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное

отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской

Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого

понятия не было. В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное

образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия

особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это

понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно

реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего

и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном

образовании. Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В

зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад

принимают либо в группу в группу компенсирующей направленности, либо в группу комбинированной

направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

1.

Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности Группы

комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование

в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети

с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.).

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально

развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды

нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического

развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости

групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость

групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же

указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые

используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и

внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с

ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников

(это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует

адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Необходимо

подчеркнуть, что одну программу допускается использовать только в том случае, если группу

посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют

одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в

коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с

нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития,

тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная

образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2.

Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей

направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например,

группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы

для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень

детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического

спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К

сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в

новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты

нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают

под определение детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из особенностей

воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в

зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная

программа, единственная адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из

главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах

компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных

образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную

основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту

они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на

основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям

достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая

имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в

нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с

ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту

дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в

общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога,

логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается

двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли

он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор

условий, которые ему необходимы? Опять же нет. И в этой связи чрезвычайно важно следующее. Как

только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-

педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями

здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка

специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия - это не только пандусы,

поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. Это, в первую очередь, повышение

квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с такими детьми. Это методическая

составляющая. Это внесение изменений в образовательную программу, то есть возникновение

определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет, как

«коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые

необходимо решать. Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих

специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской

Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных

педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в

организации, с другой стороны. Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание

образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской

программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки

недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в

ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные

отрывочные сведения о коррекции. Собственно, методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы,

методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому

воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического

колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы.

Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и

условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов,

дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и

оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в

полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних

категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе

становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного

образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны

родителей, что немаловажно.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ

Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё

активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики

взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки

основных образовательных программ. Базисом при написании программы служит федеральный

государственный образовательный стандарт, на основе которого и пишется программа. Но не менее

важно, чтобы основная образовательная программа была разработана с учётом примерной. Этого требует

закон «Об образовании», поэтому так поступают все образовательные организации (и дошкольные в том

числе) при разработке основных образовательных программ. На сегодняшний день примерных

адаптированных основных образовательных программ дошкольных пока нет. Они не разработаны, на

сайте ФГОС-реестра их нет, и взять их неоткуда. Это довольно серьёзная проблема, которая существенно

тормозит развитие системы дошкольного образования в части дошкольного образования детей с

ограниченными возможностями здоровья. Нельзя забывать, что в группах, где есть дети с ограниченными

возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные, хотя они

могут между собой различаться. Этот момент стоит отметить особо. Ранее не существовало понятия

«адаптированная программа», хотя термин «коррекционная программа» используется уже давно.

Адаптированные основные общеобразовательные программы – это ещё одно нововведение в системе

образования, в том числе дошкольного. Адаптированные основные общеобразовательные программы –

это программы, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное

нарушение. Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы детей

слабовидящих или для детей слабослышащих, для детей слепых, для детей глухих, для детей с тяжёлыми

нарушениями речи. Таких детских групп в стране очень много, и эти группы и должны работать по

адаптированным основным программам.

Что же представляет собой адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ? Без такой

программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один,

двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что та программа, по

которой работает группа (например, программа «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» или любая

другая программа), для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением просто не подходит. А если

программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Для иллюстрации приведём простой пример.

Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Понятно, что для такого

ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого

ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые

необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то

есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и

если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная

программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

Нужно ли вносить изменения в устав в случае обучения детей с ОВЗ по адаптированным

образовательным программам?

И для родителей, и для воспитателей очевидно, что детям с ограниченными возможностями здоровья

намного легче адаптироваться и осваивать образовательные программы в группах комбинированной

направленности. И здесь важнее, чем когда-либо, говорить о программах адаптированных. Каждому

ребёнку с ОВЗ, который попал в группу комбинированной направленности, необходимо садаптировать

основную программу, которая предлагается для всей группы. Бесспорно, для конкретного ребёнка

требуется индивидуальная адаптация этой программы. Возможно, только в одной образовательной

области, как, например, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Возможно, в двух областях, если,

например, это дети с задержкой психического развития. Особенности адаптации зависят от

образовательных потребностей каждого ребёнка, который оказывается в группе здоровых сверстников. И,

пожалуй, два момента - разработка адаптированной образовательной программы для каждого ребёнка с

ОВЗ в группах комбинированной направленности и в разработка адаптированных основных

образовательных программ – и представляют на сегодня главную сложность в инклюзивном образовании

детей с ограниченными возможностями здоровья. Но, несмотря на все трудности внедрения

инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие

перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с

ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и

навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях.

Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного

воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

И первый шаг к достижению этой цели наше общество уже сделало.