Инновацияонные технологии на занятиях в дополнительном обрзовании

Автор: Трофимова Екатерина Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДТ № 6
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования
Тема: Инновацияонные технологии на занятиях в дополнительном обрзовании
Дата публикации: 21.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектно-исследовательская деятельность в системе дополнительного

образования на примере работы объединения «Пресс-центр «Норд-Вест».

Трофимова Е.Д.

МБОУ ДОД ЦДТ №6

г. Ульяновск
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – важная составляющая образовательного процесса в условиях современной действительности. О но подчиняется основным тенденциям развития системы образования в целом. Это наиболее очевидно выражается при анализе используемых методов обучения. Сегодня, наверное, нет ни одного преподавателя, который бы не использовал проектирование и исследовательскую работу на своих занятиях. Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основываясь на его личных интересах. Очень важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Учитель подсказывает, направляет для дальнейшей самостоятельной работы. В итоге ученики работают над решением проблемы, применяют необходимые знания из разных областей, получают реальный результат. Проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В начале 20 века метод проектов привлек внимание отечественных педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских коллег. В 1905 году под руководством русского
педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и "модным". Он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную или групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов, как педагогическая технология предполагает, совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. На сегодняшний день дополнительному образованию детей отводится далеко не последнее место. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства так, как органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Интерес к нему обуславливается относительно новой для педагогики целью – развитию компетенций учащихся. На современном этапе очень важным в обучении является воспитание в ученике личности с активной гражданской позицией, творческой, нравственной, умеющей анализировать и делать выводы. Дополнительное образование сегодня – это не только развитие творческих способностей, расширение кругозора, но и формирование целостной личности ученика. Занятия хореографией и музыкой помогают научиться жить в гармонии с собой и окружающими, чувствовать прекрасное; обучение декоративно-прикладному искусству учит сосредоточению в нужное время; участие в работе интеллектуальных кружков и клубов стимулируют познавательный интерес. Все это – формирование ценностных установок, работа в команде (коллективе), поиск своего «Я». Ребенок развивается сначала в процессе усвоения достижений человеческой культуры, а затем в процессе его участия в созидательной творческой деятельности. Учение и участие в различных видах деятельности является главным условием развития одаренности детей, их правильной профессиональной ориентации.
Последнее десятилетие имеет ярко выраженную тенденцию на профилизацию и гуманизацию образования. Обучающийся не просто перенимает знания, формируя опыт, но и активно участвует в создании образовательного пространства совместно с педагогом. Интересы обучающегося выдвигаются на первый план. Целью преподавания журналистики является социализация обучающихся посредством изучаемого вида профессиональной деятельности. Л.И. Петриева в учебном пособии «Современные проблемы литературного образования» (2010 г.) отмечает, что в основе своей образование в России изначально носило гуманитарный характер, поскольку доля гуманитарных предметов в учебных заведениях разного типа всегда была высока. Ссылаясь на данный тезис, позволим отметить схожесть по данному признаку преподавания журналистики и литературы. Еще одно сходство – профилизация образования, как общего, так и дополнительного. Поскольку курс обучения журналистики носит профессионально-ориентированный характер. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ уравнял дошкольные учреждения, учреждения общего и дополнительного образования. Таким образом, деятельность всех образовательных организаций направлена на формирование компетенций учащихся. Согласно данному закону, дополнительное образование относится к категории профессионального уровня, поэтому неотъемлемым аспектом работы педагога является ориентация на профилизацию преподаваемого курса. Занятия по журналистике используют в большей степени межпредметные связи с литературой, русским языком, психологией, историей, обществознанием, мировой художественной культурой. Занятия в пресс-центре расширяют кругозор, приучают к четкому планированию, учат ответственности за свою работу, развивают коммуникабельность, формируют «креативное мышление». Проектирование широко применяется в образовательном процессе обучающихся объединения «Пресс-центр «Норд-Вест» и основывается на
деятельности, которая развивает личностно ориентированный подход в обучении. Выделим основные составляющие и характерные особенности творческого проекта. Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») имеет в словаре Ожегова несколько трактовок:  1. Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства.  2. Предварительный текст какого-нибудь документа.  3. Замысел, план. Все эти варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели и плана. Слово «проектировать» в словаре имеет следующий смысл:  составлять проект;  предполагать сделать что-либо, намечать план. Учебный проект должен подчиняться определенным требованиям:  Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;  Целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;  Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов. Учебный проект – это самостоятельная работа учащихся интеллектуально- творческого характера, выполненная под руководством педагога. Обучение ведется по д ополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Пресс- центр «Норд-Вест» (продолжительность обучения – 2 года) и апробированному учебному плану «Универсальный журналист» (продолжительность – 1 год). В рамках работы по данным комплексам ребятам предлагается разрабатывать собственные творческие проекты, участие в социально значимых акциях и мероприятиях. За время обучения обучающиеся подготавливают в качестве отчетной работы за первый год собственную газету (сверстанную, наполненную собственными текстами, отредактированную лично автором). По итогам второго года – радиорепортаж или радиопередачу и телевизионный репортаж или телепрограмму (на выбор обучающегося).
В процессе обучения воспитанники выполняют проекты разной направленности. Ребята самостоятельно определяются с темой для работы над проектом, отбирают необходимые сведения, разрабатывают макет (если это необходимо), продумывают способы и методы реализации задуманного ими проекта и представляют итог своей работы своим юным коллегам. Помимо работы над творческими проектами обучающиеся Пресс-центра участвуют в социальном проектировании (по желанию) – проводят информационные палатки и площадки на тему: «Что вы знаете о войне?», «За здоровый образ жизни!», «Я люблю свой город», «Подарок воспитанникам детского дома», а также проводят мастер-классы для своих сверстников в рамках традиционного Слета начинающих журналистов г. Ульяновска (самостоятельно разрабатывают, проводят, анализируют работу). В рамках работы над проектом обучающиеся работают с информацией, анализируют данные, отбирают нужное, выступают перед публикой. Главной целью проекта для педагога является контроль знаний и умений обучающихся в выполнении творческого проекта, что позволяет развивать творческое начало и формировать у учащихся интеллектуальные и общетрудовые знания и умения, развитие индивидуальных способностей и самореализация личности ребенка на основе формирования интереса к научно – техническому творчеству в процессе обучения. На каждом этапе работы над проектов воспитанники отчитываются о готовности задания и распределяют время выступления. Творческий проект сегодня - это технология развития творческого мышления, которое определяется активным воображением, умением оценить выдвинутую идею средствами логики и способностью к решению задач из любой области деятельности. Пример работы над проектом «Моя газета» 1. Подготовительный этап:  Тематика и проблематика моего издания.  Разработка концепции СМИ.
 План подготовки, который будет включать дедлайн, необходимое количество материалов, разработку макета и сроки воплощения проекта в жизнь.  Выбор программы для верстки, наличие текстов, определение необходимого количества иллюстраций и фотографий к ним. 2. Технологический этап:  Отобрать необходимый материал.  Определение с необходимым количеством полос с учетом материала.  Верстка, редактура и корректировка СМИ – если проект групповой, то распределение обязанностей в малой группе.  Отчет о работе над проектом раз в две недели. (На выполнение данного проекта – 1, 5 месяца).  Соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. 2. Заключительный этап:  Самооценка качества выполнения работы – что удалось, что не получилось.  Презентация проекта – оценка сверстниками. Обучающиеся самостоятельно определяются с тем, на какую тему они готовят газету, можно сделать познавательное, развлекательное, общественно- политическое издание, или же исходить из собственных интересов и подготовить проект, рассказывающий о любимой группе, актерах. Это касается и используемых жанров, обучающийся может исходя из своих предпочтений выбрать только один жанр журналистики и положить его в основу своего проекта. Например, выбрать только интервью или рейтинг. Главное, чтобы это было уместно, логично и творчески. Обучающиеся выступают на публике, демонстрируют полученные знания, сформировавшиеся умения и навыки, учатся друг у друга в процессе взаимодействия в парных, групповых формах работы. Из проведенного опроса выпускников объединения «Пресс-центр «Норд-Вест» следует, что обучающимся, в первую очередь, занятия помогли в плане расширения
кругозора, ребята стали менее стеснительными, легче воспринимают критику, наладили отношения с ровесниками. Зачастую в журналистику приходят обучающиеся в возрасте от 13 до 15- 16 лет. Они делятся на две группы: очень стеснительные и слишком раскованные. Поэтому очень важно найти индивидуальный подход к каждому (личностно-ориентированное обучение). Проектно-исследовательская работа помогает раскрыться творческим способностям воспитанников. Педагог – не просто наставник, он – тьютер, который ведет обучающегося, но, в тоже время, представляет ему поле для самостоятельной деятельности. Именно поэтому важно уделять внимание именно практическим заданиям, ориентированным на творческую составляющую. В основном, в журналистику приходят гуманитарии – обучающиеся, обладающие живым воображением, образным мышлением. В рамках одного занятия, которое длится два академических часа, необходимо сочетать как лекционный материал, так и задания разнопланового характера. К примеру, Даша занимается в объединении два года, в рамках работы с творческим проектом в школе она использовала материал, который получила в пресс-центре, и подготовила проект «Моя будущая профессия - журналист». Занятия в пресс-центре «Норд-Вест» ведутся более шести лет. За это время порядка 90 ребят познакомились с основами журналистики: писали статьи, вели репортажи, работали в программах верстки и дизайна. Использование проектно-исследовательской работы на занятиях пресс-центра - это учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
2. Полат Е.С. Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 1999. 3. rae - Басалаева Е.В (Метод проектов в образовании) 4. Петриева Л.И. Обучение литературе в условиях профилизации образования: Вопросы теории и практики преподавания литературы. – Ульяновск: УлГПУ, - 2007. – 201 с. 5. Магистерская диссертация Трофимовой Е.Д. «Творческие задания на занятиях по журналистике в системе литературного образования». // ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», -2014 г.