Напоминание

"Как научить ребенка математике"

Автор: Земцова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 124
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Как научить ребенка математике"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Как научить ребенка математике

Мой опыт будет интересен тем воспитателям, которые хотят, чтобы каждое занятие приносило удовлетворение,

несло

большую

отдачу

от

детей.

Для

достижения

этой

цели

я

рекомендую

использовать

занимательную

гимнастику, шутливые вопросы, где без догадки не обойтись (еще один метод развития памяти, внимания,

мышления). Например, «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?». Такой материал я уверена и по моим

наблюдениям

доступен

и

моим

детям,

является

своеобразной

умственной

гимнастикой,

предупреждает

возникновение интеллектуальной пассивности, формирует настойчивость и целеустремленность.

Одним

из

важных

ориентиров

при

проведении

занятий

с

детьми

дошкольного

возраста

является включение в их содержание упражнений, направленных на развитие мыслительных

операций. Включать в занятия как можно больше проблемных ситуаций, которые заставляют

детей мыслить, думать, решать нравственные задачи (помощь друг другу). Использовать

разные виды анализаторов (зрительные, слуховые, тактильные), что поможет детям снять

усталость, быстро собрать и переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

Чтобы

постоянно

менять

статическое

положение

ребенка

на

занятиях

предлагаются

физкультурные минутки, подвижные игры, игры КВН, занятия-сериации «разноцветный чай»,

«кто любит чай с молоком?» «будем пить чай», занятия-развлечения «Теремок», «встреча с

клоунами» и т. д.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно разнообразное нарушение моторного

поведения:

своеобразное

вращение

кистей

рук

перед

глазами,

«кручение

пуговиц»,

потягивание

рукавов,

необычные

повороты

тела.

Все

эти

движения

усиливаются

при

возбуждении, удивлении, утомлении.

Многие из детей отличаются моторной неловкостью; у них нарушена координация

движений, тонкая дифференцированная моторика пальцев рук, пространственно-временная

организация движений, поэтому им трудно ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

нет понятий «вправо» - «влево», «вверх» - «вниз», «вперед» - «назад».

Таким образом, цель моей работы заключается в коррекции и развитии у детей внимания,

памяти, мышления, что способствует дальнейшему обучению в школах, особенно на занятиях

математикой.

Я работаю в группе компенсирующей направленности. Мои воспитанники – дети с общим

недоразвитием речи. Выше уже давалась характеристика их психо - физических особенностей.

Моя цель – развить психические процессы (память, внимание, мышление), подготовить к

успешному обучению в массовых школах (не речевых, не в классах выравнивания, а именно, в

массовых

школах)

в

результате

постоянной,

целенаправленной

коррекционной

работы

с

детьми – логопатами.

Для достижения поставленной цели и развития у детей интереса к математике путем

нетрадиционных

форм

обучения

я

использую

технологию

В.

Зайцева

«Мы

изучаем

математику».

В организации работы с детьми я использовала следующие активные формы, приемы и

методы.

1.

Сюрпризность

в

каждом

занятии

целью

концентрирования

внимания

детей,

заинтересовать предстоящим видом деятельности).

2.

Физ.

минутки

под

музыку

(координация

движения

детей

и

ориентировка

в

пространстве).

3.

На каждом занятии лепить, рисовать, клеить, вырезать (развитие мелкой моторики

пальцев).

4.

Счет с закрытыми глазами, на ощупь, продолжи дальше (использование разных видов

анализаторов, сенсорное развитие детей).

5.

Наглядный,

красочный,

яркий

демонстрационный

раздаточный

материал

для

привлечения, концентрации внимания детей.

6.

Использование нетрадиционных форм занятий: занятие – путешествие, занятие – КВН,

математические викторины, с целью собрать, удержать внимание детей.

7.

Учет психологической совместимости детей и их коммуникативных особенностей (есть

дети аутичные, суперактивные, агрессивные).

8.

Методы релаксации (для снятия умственного и физического напряжения у детей в

середине занятия).

Свою работу строила поэтапно.

1.

Изучение уровня развития внимания, памяти, мышления каждого ребенка (стартовой

диагностики).

2.

Анализ и обработка полученных результатов (использование диаграмм).

3.

Дифференциация

детей

по

уровню

развития

психических

процессов,

тщательный

подбор математических заданий, игр, пособий в соответствии с уровнем развития

ребенка.

4.

Составление плана работы с учетом дифференциации.

5.

Коррекционная работа по намеченному плану.

Анализ результативности, диагностика, мониторинг.

Для

развития

внимания

я

использовала

следующие

методы

и

приемы:

рассмотреть

внимательно нарисованные предметы и геометрические фигуры: треугольник, круг, овал,

прямоугольник.

Детям

предлагалось

закрыть

глаза

и

назвать

предметы,

похожие

на

треугольник,

овал

и

т.

д.

Дети

открывали

глаза

и

проверяли

себя.

Детям

предлагались

картинки с недорисованными фигурками. Дети дорисовывали эти фигуры и раскрашивали их

одинаково.

Совместно с детьми рассматривали букеты в вазе и в кувшине. Детям задавались

вопросы: ,,Из каких цветов составлен букет в кувшине? Сколько цветов в вазе? В кувшине?

Сколько цветов всего?

Детям предлагались картинки на определенную тему с одной лишней картинкой. Какой

предмет лишний? Дети объясняли свой выбор. Выигрывает тот, кто быстрее определяет

неподходящий предмет правильно, объясняет свой выбор. В результате использования этих

приемов, я заметила, что дети стали меня слышать, выполнять простые указания. Внимание

стало более сосредоточенным, дети усидчивее, что раньше было проблематичным.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Такая система дает положительные результаты. Я увидела, что дети научились считать,

пересчитывать предметы в пределах 10, стали сравнивать, уравнивать множества предметов,

познакомились

с

цифрами,

составляют

и

решают

задачи,

записывают

математические

действия. В результате промежуточных срезов, диагностики отмечено улучшение качества

знаний детей о счете, величине, геометрических

формах. Предлагаю карту показателей

количества детей по уровням развития в течение года. Налицо видна динамика роста знаний.

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА – группы компенсирующей направленности с

общим недоразвитием речи. Возраст детей – 5-7 лет.

ТЕОРЕТИКО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТА.

Опыт

основан

на

математической

технологии

В.

Зайцева

«Мы

изучаем

Математику».

Технология включает в себя 36 напечатанных листов с определенными заданиями. Задания

листов ориентированы, во–первых, на закрепление обязательного программного материала.

Во – вторых, на интенсивное развитие у детей мыслительных (анализ, синтез, сравнение,

обобщение)

и

логических

(сериация,

классификация)

операций.

Развитие

операций

осуществляется на базе таких признаков, как размер, цвет, форма. Математическая часть

задания сочетается с раскрашиванием, что способствует развитию внимания. Для работы с

листами ребенку необходим набор фломастеров 6 цветов.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА.

Тема

данного

педагогического

опыта

актуальна,

так

как

позволяет

готовить

детей

к

успешному

обучению

в

школе.

Данный

опыт

распространен

среди

педагогов

ДОУ,

рекомендуем воспитателям специализированных и массовых садов.

Список литературы

1.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников. М., 2010

.

2.

Речевое развлечение в детском саду./ В.П. Линковская. «Мозаика-Синтез», 2008.

3.

Н.В.

Нищева

«Конспекты

подгрупповых

логопедических

занятий

в

старшей

группе

детского сада для детей с ОНР» -СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2007.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Ред.:

Л.А.Венгера,- М.: Просвещение, 1973.

5. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. для воспитателей дет.

сада. А.А. Смоленцева,- М.: Просвещение, 1987.

6. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей

детского сада и родителей. Н.И. Касабутский и др.- М.: Просвещение; Учебная литература,

1996.

7. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических

представлений у детей 5-7 лет. К.В. Шевелев,-М.: Мозаика-Синтез, 2005

8. Математика-это интересно. Игровые в ситуации для детей дошкольного возраста.

Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для

педагогов ДОУ. З.А. Михайлова.- СПб.: « ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004

© Н.М. Земцова