"Экологическое воспитание в начальной школе"

Авторы: Мартынова Наталья Викторовна, Мишурова Олеся Олеговна
Должности: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ ВО ЦЛПДО
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание в начальной школе"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экологическое воспитание в начальной школе. Уже второе десятилетие отмеряет XXI век. Время, когда человек познавал окружающий мир осталось далеко позади. Это познание привело к исчезновению многих видов животных, к загрязнению воздушного и водного океанов. Все чаще и чаще происходят экологические катастрофы. Не пора ли задуматься о постройке нового «Ноева ковчега», что бы спасти то, что еще можно спасти, что бы сохранить то, что еще осталось? Строить, конечно, нужно, но в первую очередь в сознании человека, который будет жить, и действовать в XXI веке. Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далекие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, Петр I впервые в истории России, учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы. Так начиналась российская, русская «экология». В настоящее время слово «
Экология
» чаще стоит в сочетании со словом «Природа» и «Окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы, немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней, весьма напряженной экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своем благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о внуках, правнуках. Всем от природы что-то нужно, и только сама природа никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее погибает. «Все меньше окружающей природы – Все больше окружающей среды». И сегодня уже всем хорошо понятно, что надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребенка надо растить осторожно, с любовью. Как то не очень вяжется эта фраза с нашими детьми, в наших школах. Ведь у нас происходит цепная реакция, какие взрослые – такие и дети, какие наши дети – такие и взрослые. Экологическое воспитание в основном носит запретительный характер и проводится на уровне призывов «Не рвите!», «Не ломайте!», «Не топчите!» и т. п. Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается, следовательно, возрастает необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся. Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы, наконец, то пришли к выводу, что главное богатство наше – не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, богатый растительный и животный мир, а так же ценнейшее достояние – Земля! В городе люди живут среди урбанизированной природы, дышат загрязнённым воздухом, пьют хлорированную воду, гуляют среди искусственных насаждений. Для городского ребёнка коза или корова более экзотическое животное, чем тигр или зебра – ведь их не увидишь в зоопарке. Вот почему массовое стремление горожан получить свой клочок земли объясняется не только экономическими трудностями сегодняшнего дня, но и необходимостью реализовать естественную потребность человека – быть ближе к земле, к природе, работать на земле и чувствовать себя её хозяином. Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и обучения: обучения на уроках чтения, развития речи, познания мира, географии, а так же истории, русского языка, математики и трудового обучения.
Материал в учебниках познание мира и природоведение в начальной школе даёт в основном информационно – познавательные знания об окружающем мире. Эти знания можно и нужно расширять путём проведения экскурсий в
природу
, работой по сбору лекарственных трав и составления гербариев, работой на пришкольном участке, разведением растений и озеленением классов. Из многолетних наблюдений за поведением детей с ОВР в природе, на улице мы знаем, что они наносят вред птицам, разоряют гнёзда, уничтожают зелёную растительность, большое количество цветущих растений. На уроках познания мира, чтения, внеклассного чтения, развития речи в процессе наблюдений, бесед, экскурсий, нужно рассказывать детям о необходимости охраны природы, особое внимание уделять вопросу рационального использования человеком природных богатств, дать понятие о равновесии в природе. Например, вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т. д. В начальных классах с первых дней дети знакомятся с тем, что находится около школы, на пришкольном участке, учатся наблюдать за природой. С первых бесед о природе надо заинтересовать детей, показать им красоту природы, её неповторимость, хрупкость и ранимость. Развивая у учащихся познавательные процессы, нужно приобщать их к чтению художественных произведений Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарушина, Д. Мамина- Сибиряка, Г. Скребицкого. Можете себе представить, что в своё время, когда К. И. Чуковский написал знаменитую «Муху - Цокотуху», были критики, которые требовали запретить печатать это произведение, мотивируя это тем, что Чуковский этим произведением заставляет детей и взрослых проникнуться чувством любви и сострадания к мухе – вредному насекомому, переносчику инфекций. Богатейшие возможности для
экологического воспитания
и образования дают экскурсии и прогулки в природу весной. Перед экскурсией можно создать проблемную ситуацию типа: - Как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо? - Что ты будешь делать, если встретишь в поле маленьких детёнышей зверьков или красиво цветущие растения? Осенью, говоря об отлёте птиц, о зимующих птицах, о приближающихся холодах можно рассказать и показать, чем кормить птиц зимой, вместе с детьми и родителями и учителем труда попробовать сделать кормушки для птиц. На уроках экологического воспитания детям можно предложить решить познавательные и практические задачи. Это может быть короткий рассказ, в котором описывается определённая ситуация, близкая к жизненному опыту и интересам наших детей. Заканчивается этот рассказ заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации. Например: На улице дети увидели голубенка…Что делать с ним? Подобные задачи могут быть и о котятах, щенятах, белках, ежах, сусликах, которых наши дети часто приносят в школу. Многие наши дети любят и умеют рисовать, поэтому на уроках экологического воспитания, на уроках труда, чтения, рисования или интегрированных уроках можно дать задание нарисовать плакаты об охране природы. А на уроках математики можно составлять и решать задачи, где требуется подсчитать, сколько воды утечёт из неисправных кранов, сколько деревьев нужно спилить, чтобы обеспечить тетрадями весь класс, сколько деревьев уцелеет, если люди будут собирать и сдавать макулатуру, хотя наши дети уже и это слово то не знают. Уроки любви к природе должны продолжаться и на уроках труда, ИЗО, на которых дети лепят, вырезают из бумаги, делают поделки из природного материала.
Сейчас много пособий по русскому языку, сборников диктантов и изложений, проверочных списываний, в которых есть тексты, призванные помогать через красоту природы влиять на душу ребёнка. Тексты помогают понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного живого в этом мире. Есть так же много изданий с занимательным материалом по экологическому воспитанию для уроков географии, познания мира и природоведения. В них включены интересные вопросы, загадки по разным темам, викторины, кроссворды, комбинированные задания по русскому языку для уроков географии, где для того, чтобы узнать правильный ответ необходимо вставить пропущенную букву. Эти же кроссворды и задания можно использовать на разных других уроках и мероприятиях.
Экологическое воспитание
очень важно. Вспомните фильм «Особенности национальной охоты». Почему к нам едут заграничные «гости» охотиться в наших лесах, степях убивать наших животных, платя за это огромные деньги? Неужели сиюминутная выгода дороже убитых редких животных? Почему утром 1 января 2000 года весь западный мир вышел на улицы городов, чтобы убрать следы ночных развлечений? А что делается у нас? Город завален пакетами с мусором. Люди уже не утруждаются нести мусор до мусорных баков, а просто кидают их возле подъездов, на остановке, по дороге на работу, и даже возле школы, когда приводят туда своих детей. Школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать природу, заботиться об экологической чистоте – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. Здесь можно привести примеры о Семипалатинском полигоне, о засохшем Арале, о недавних падениях «Протонов». Наши дети, естественно не знают достаточно глубоко промышленность, сельскохозяйственное производство, не могут судить в полном объёме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды. Поэтому такие знания мелкими доступными дозами, должны даваться нашим детям на разных уроках в виде экологических сказок, заданий. Замечательный французский писатель Антуан Сент Экзюпери как – то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств, разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!».