"Формирование здорового образа жизни у дошкольников"

Автор: Капинос Лилия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 203 "Алиса" АНО ДО "Планета детства "Лада"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УДК 333.25

И. А. Галкина
заведующий детский сад № 68 «Серебряное копытце»
Л. М. Капинос
заместитель заведующего по ВМР детский сад № 68 «Серебряное копытце»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ ЖИЗНИ, - ЭЛЕМЕНТ РЕЖИМ ДНЯ

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Аннотация (на русском языке) Статья посвящена проблеме формирования у детей дошкольного возраста элемента здорового образа жизни - осознанного отношения к выполнению режима дня. Рассматриваются технологические аспекты формирования представлений о режиме дня, развития эмоционально- положительного отношения к соблюдению режима дня, формирования умения отражать имеющиеся знания в поведении и деятельности.

Актуальность вопроса формирования у детей дошкольного возраста элемента здорового образа жизни на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который физически подготовлен, устойчив к неблагоприятным внешнесредовым факторам, осознанно и бережно относится к своему здоровью. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы, заключающейся в непреходящей ценности здоровья, сохранение и укрепление которого зависит от позиции самого ребенка (его знаний, умений, действий) по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, от сформированности элементарных способов его ведения. Старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В 1
этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (режима дня, закаливание, гигиенические процедур, двигательная активность, питание, медицинская активность, регулирование психоэмоционального состояния) и структурных (когнитивный, эмоционально- оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов основ здорового образа жизни. Еще в начале прошлого века, знаменитые исследователи развития детской психики, такие как Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Карен Хорни, в результате многолетних наблюдений, установили, что именно через режимные моменты у ребенка формируется аффективный блок, который будет являться базовым для дальнейшей жизнедеятельности. Именно на основе аффективного блока человека выстраивается структура реагирования на те, или иные события в жизни. Говоря другим языком, именно через соблюдение или игнорирование режимных моментов запускаются или тормозятся адаптационные механизмы, что несомненно важно для детей дошкольного возраста. В рамках исследования А.А. Ошкиной были определены следующие элементы здорового образа жизни: • режим дня, • рациональное питание, • двигательная активность, • закаливание, • культурно-гигиенические мероприятия, • психомоциональная регуляция своего поведения, • медицинская активность (профилактика заболеваний и готовность оказать элементарную медицинскую помощь). В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима: питания, сна, игр, занятий, прогулок, у детей образуются прочные 2
динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим - абстрактное понятие из взрослой жизни. Встает вопрос, как довести до осознания ребенком, что от соблюдения режима дня зависит состояние его физического, психического, эмоционального здоровья и подготовить дошкольника к осознанному выполнению режима дня. В настоящее время все комплексные образовательные программы ориентированы на формирование у дошкольника представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровьесберегающего поведения . Но в них не рассматриваются задачи: –развития у детей осознания своего поведения по выполнению режима, как элемента здорового образа жизни; – формирования у детей умений организовывать собственную деятельность, направленную на последовательное выполнение компонентов режима дня. Актуальность темы определяется необходимостью включения самого ребенка в формирование осознанного отношения к выполнению режима дня, развитие самооценки своих действий. Психофизиологические особенности детей, позволяющие осваивать элемент здорового образа жизни – режим дня, охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы, что служит базой для определения в содержании процесса формирования здорового образа жизни блоков: когнитивного, эмоционально- оценочного и мотивационно - поведенческого. Согласно этим блокам осуществляется психолого – педагогическая работа по реализации данного содержания в процессе видов деятельности: двигательной, коммуникативной, игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной и чтения. 3
Содержательный компонент включает когнитивный блок (знания, представления о режиме, его значении для здоровья человека), эмоционально- оценочный блок ( положительное, эмоционально – оценочное отношение детей к режиму дня), поведенческий блок ( сформированные у дошкольников навыки и привычки соблюдать режим дня) Когнитивный компонент характеризуется информацией о режиме дня, зависимости здоровья от соблюдения режима дня. Задачи когнитивного компонента: • сформировать у старшего дошкольника знания о структурных компонентах режима дня; • сформировать у старшего дошкольника знания о зависимости последовательного выполнения компонентов режима дня и сохранение своего здоровья. Эмоционально – мотивационный компонент отражает положительное, эмоционально – оценочное отношение ребенка к режиму дня. Задачи эмоционально-оценочного компонента: • сформировать у старшего дошкольника позитивное отношения к выполнению режима дня; • побудить желания выполнять режим дня; • сформировать у старшего дошкольника умение устанавливать позитивное взаимоотношение с людьми при выполнении режимных моментов, как путь сохранения и укрепления своего здоровья. Поведенческий компонент характеризуется умением отражать имеющиеся представления о режиме дня в деятельности и умение опираться на них в поведении. 4
Задачи поведенческого компонента: • сформировать у старшего дошкольника адекватность, целенаправленность, инициативность и самостоятельность использования знаний, умений и навыков в выполнении режима в деятельности для сохранения здоровья; • сформировать интгеративные качества дошкольника: умение составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; • сформирование компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Предполагаемый результат. Когнитивный компонент: • сформировано представление о режиме дня дошкольника в соответствии с его возрастом, как одной из составляющих здорового образа жизни • сформированы знания о компонентах режима и необходимости последовательного их соблюдения:  достаточный по продолжительности сон,  регулярный приём пищи,  определённое время для занятий и отдыха,  закаливающих и оздоровительных процедурах. • сформированы знания о необходимости последовательного соблюдения отдельных режимных моментов. Эмоционально-оценочный компонент: • сформировано эмоционально- положительное отношения к выполнению режима дня; 5
• сформировано умение оценивать себя и других с позиции норм и правил ЗОЖ Поведенческий компонент: • сформированы умения, навыки и привычки выполнять все компоненты режима дня с помощью взрослого в определенное время; • сформированы интегративные качества: проявляет самостоятельность, настойчивость, стремление к получению результата, преодолению препятствий, умение планирование. Разработаны формы образовательной деятельности, которые соответствуют Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы» для видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, познавательно- исследовательской, чтении художественной литературы. На формирование представлений о ЗОЖ - элемент режим дня у старших дошкольников, оказывают влияние социально-педагогические условия воспитания в семье и образовательном учреждении (компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество, организация здоровьесберегающего пространства). Важным условием эффективности работы по формированию представлений о ЗОЖ - элемент режим дня у детей старшего дошкольного возраста является внедрение модели взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). В рамкам реализации Федеральных государственных требований воспитание и образование дошкольника должно строиться на активности самого дошкольника. Инновационный поиск эффективных средств, способствующих решению данной проблемы, подвел нас к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на интересы, 6
способности и возможности всех субъектов образовательного процесса является метод проектов. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод проекта предполагает деятельностный подход, формирует познавательные, практические и творческие умения дошкольника и педагога, учит проявлять активность в решении поставленных проблем. В детском саду реализованы проекты в подготовительных к школе группах «Знает вся моя семья, должен быть режим у дня». Цель проекта: сформировать у старшего дошкольника осознание зависимости здоровья от соблюдения режима дня. Проект «Мой режим -мое здоровье» Цель проекта: сформировать осознание необходимости выполнении режима дня, как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. В старших возрастных группах - проект «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим», «Когда спать, когда вставать, когда работу начинать». Цель проектов: формировать умение планирования деятельности в течении дня, используя элементарные формы речи-рассуждения, проект «Режим мой друг», Реализация данного направления деятельности невозможна наполнения развивающей среды. Разработаны методические рекомендации по оснащению центров активности основанные на принципах интеграции всех образовательных областей. Так например в центр «Здоровья» помещен световой режим «Зачем нам свет дома и в детском саду», модель режима в картинках – рисуем вместе с детьми, мнемотаблицы, коллажи, алгоритмы, схемы, плакаты – в умывальной комнате, в раздевалке (Я одеваюсь, Я умываюсь), в группе –режиме спортсменов, космонавтов, о режиме больного человека. Центр «Коммуникация» рекомендуется наполнить интерактивными игровыми пособиями: «Составь свой режим дня», «Из чего состоит режим дня», подборкой пословиц «Делу время, потехе час», - рассказывание по 7
мнемотаблицам – у природы тоже есть режим, картотекой загадок о режиме и временах года. Для выявления уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни - элемента режим дня у детей старшего дошкольного возраста были подобраны специальные методики, ориентированные на детей старшего дошкольного возраста, на основании диагностики А.А. Ошкиной. Методики подобраны с учетом изучения уровня сформированности когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов. Для изучения уровня сформированности когнитивного компонента – методика «Режим дня (модифицированная методика В.Деркунской), сформированности мотивационного компонента ЗОЖ – элемент режим дня -методика: «Нравится – не нравится», сформированности поведенческого компонента ЗОЖ – элемент режим дня - методика по выявлению вида мотива к ведению ЗОЖ у дошкольников, методика «Как поступаешь ты?», наблюдение за детьми в режимные моменты. Литература 1. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей /И.М.Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 8. – С.116-119. 2. Ошкина, А.А., Егорова, О.С. Исторический аспект проблемы здоровья и здорового образа жизни у дошкольников // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно - практической конференции преподавателей и студентов (7-11.04.2003)/ Под ред. О.В.Дыбиной, Н.Н.Лазаревой. - Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2003. 0,5 п.л. / 0,4 п.л.. 8
3. А. А. Ошкина Диагностика сформированности здорового образа жизни у выпускников дошкольных учреждений. Ульяновск 2012 4. А. А. Ошкина Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях (программа для повышения квалификации работников образования) 5. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном 9