Напоминание

"Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий"

Автор: Герасимова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ "Центр образования № 1"
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е.

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного

присвоения нового социального опыта.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию

своей учебной деятельности. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля,

коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению

и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и

самосовершенствования.

К ним относятся:

* целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что ещё неизвестно;

*планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата; составление плана и последовательности действий;

*прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных

характеристик;

*контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона;

*коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае

расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей

деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

*оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

*саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в

ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных

универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие

темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то,

о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания

темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на

уроке». Тема появляется на доске.

Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти

соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем

обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая

название темы урока.

Приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута

движения.

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это

порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом

произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить

цветы, рассказать сказку).Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по

решению учебной задачи.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с

новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны

следующие приёмы:

*обсуждение готового плана решения учебной задачи;

*работа с деформированным планом решения учебной задачи;

*использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

*составление своего плана решения учебной задачи.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока

периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и

дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои

действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой

деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить

учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать

совпадение, сходство, различие.

Что касается действия оценки, то она напрямую связано с действием контроля.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее

критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Самооценка отражает

степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного

отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие

себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно –

оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю

учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание

динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня

развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-

педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

В своей работе на данном этапе можно использовать следующие приемы:

Предложить детям определить, с каким настроением они заканчивают урок, день и постараться

найти причину, вызвавшую такое настроение.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее

оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с

работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со

шкалами.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть

буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести

количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет

аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки

учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с

эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут

осуществить объективное оценивание своей работы.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение

эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать

«волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной

задачи предложить ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с

помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П –

правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель.

Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит

на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения

оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых

на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой

вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие

результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно

использовать работу в парах двумя способами:

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после

выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и

оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется

крестиком соседа, взятого в кружок.Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки

учащихся.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки:

«+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового

материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы

утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является

прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную

тему.После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в

ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую

оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя

знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он

правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не

соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не

исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена

возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то,

что тот исправил ее.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

- Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать

его:

-Что нужно было сделать в этом задании?

-Какая была цель, что нужно было получить?

-Удалось ли получить результат?

-Найдено решение, ответ?

-Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

-Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

-Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может

оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее

ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем,

сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна

индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в

процесс формирования умения учиться.

Как спроектировать современный урок, какие УУД формируются, какие методы и приёмы можно

использовать и какие типовые задания направлены на формирование РУУД представлено в таблицах.