"Молодежные субкультуры: за или против"

Автор: Исмагилова Риана Ильгизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ школа №8
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Нижнекамск
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Молодежные субкультуры: за или против"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Молодежные субкультуры: за или против
Знакомство учащихся с молодежными субкультурами не только отвечает интересу к явлениям в современном обществе, но и помогает формировать иммунитет против деструктивных контркультур, толерантное отношение к представителям субкультур. Цель: Знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе. Задачи: 1) выяснить исходный уровень информированности по проблеме «Молодежные субкультуры»; 2) повысить уровень информированности учащихся по проблеме «Молодежные субкультуры»; 3) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур; 4) мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о «Молодежных субкультурах»; 5) проверить уровень усвоения информации; Методы: 1) Обсуждение в группах; 2) Обучение практикой действий; 3) Дискуссия; 4) Коллективные групповые задания с элементами ролевой игры Ход классного часа Тема нашего классного часа: «Молодежные субкультуры: за или против?» В русском языке встречается приставка «Суб», пришедшая к нам из латинского. Она означает расположенное около чего-то – например, субтропики, или что-то меньшее, неосновное – например, субпродукты. Культура, согласно толковому словарю Ожегова, – совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей.
Подумаем вместе: что такое субкультура?
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Молодежные субкультуры – феномен XX века. Но любая субкультура – это реакция на господствующую традиционную культуру. Поэтому необходимо различать субкультуры, которые возникли как положительная и как отрицательная реакция на господствующую культуру. Субкультура – это форма самовыражения. В 1950 году американский социолог Дэвид Ри cмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. («Неформальные объединения молодёжи», жаргонное слово «неформалы», «тусовка»). Субкультура - это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
А почему именно молодежь участвует в различных субкультурах?
Черты, которые присущи молодёжи: (вместе со студентами определяем черты) • максимализм, • нравится экспериментировать; • сумасбродство; • хочется приключений; • конкуренция; • соперничество; • дух авантюризма; Сильно развита потребность в соперничестве, которая выражается в изобретении каких – либо видов спорта (экстрим, авантюризм), в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это способствует зарождению молодежных субкультур.
Как вы считаете: субкультура и фанатство – это одно и то же?
Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Если фанатство чаще всего связано с отдельными личностями
(музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Признаки субкультуры : общий имидж, мировоззрение, ценности, единая символика, сленг, единые вкусы во многих сферах.
Многие считают, что субкультура – явление непременно

негативное. Давайте разбираться. Как вы считаете, субкультура –

это хорошо или плохо? Почему?
Некоторые субкультуры носят агрессивный, экстремистский характер, их несогласие с культурой большинства выливается в демонстративный протест против общества. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.
Как вы думаете, может ли субкультура принести вред своим

приверженцам? Каким образом?
Навязывая человеку свои идеи, далекие от общепринятых ценностей, она ломает его психику, мешает социальной адаптации, пониманию своего места в обществе. Ведь не случайно в Заповедях, данных человечеству Богом, содержится предостережение: «Не сотвори себе кумира». Субкультура, претендующая на всего человека, формирующая его личность по своей мерке, - это и есть кумир.
Музыкальные субкультуры
(возможны сообщения студентов или фронтальная беседа с показом презентаций и видеороликов) Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей. Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были
хиппи
, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки (1960-1970 г). Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Хиппи верит: что человек должен быть свободным;
что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность; что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема; что все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину; что духовная община — идеальная форма общежития; что все, думающие иначе, заблуждаются. В основу идеологии хиппи было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки с дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор. Признаки хиппи: 1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного изображения лапки голубя в круге, символизирующее идеологию. 4. Ношение хайратника – полоски из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Встречается также в ролевом сообществе. 5. Ношение ксивника – маленькой нашейной сумочки прямоугольной формы на шнурке, предназначенной для ношения документов, денег, сигарет т.п. 6. Ношение браслетов – «фенек». Создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто – плетутся из бисера с использованием лески. 7. Демонстративное хождение босиком, в местах для этого не предназначенных. Например, в городе. 8. Демонстративная неухоженность внешнего вида, разной степени санитарно-гигиенические проблемы. Связана с хиппи субкультура
битников
. На Ямайке возникло
религиозно-музыкальное движение Растафари (
растаманы
), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны. Их символы – красно-желто- зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно : любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались
металлисты и панки
. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Типичную моду среди металлистов можно описать так:  Типичный ремень металлиста  Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост)  Преимущественно чёрный цвет в одежде  Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.  Банданы  Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.  Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.  Нашивки с логотипами любимых метал-групп.  Короткие или высокие сапоги с цепями — «казаки». Тяжелая обувь — «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты), кожаные кроссовки.
 Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы  Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах  Часто — длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)  Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев. Характерный жест металлистов, известный в России под названием «коза» — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем. В обиход рокеров и металлистов «козу» ввёл певец Ронни Джеймс Дио ( Rainbow, Black Sabbath, Dio, Heaven & Hell). Ронни научила этому жесту его бабушка, суеверная итальянка. По воспоминаниям Ронни, она складывала этот знак, если встречала цыган и прочих подозрительных людей, а внуку объясняла, что это защищает от «malocchio», «дурного глаза». Панки обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А». Панки всегда были против режима, порядка, власти, а потому никогда не пропагандировали какие-нибудь идеи, кроме анархии. Панки часто принимают участие в политических протестах национального, локального или глобального масштабов. Злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие – тоже является элементом стиля панка. Суицид и вред себе – явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала. О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками. Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем . Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят
рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки ( Dr. Martens) и кеды ( Converse); прицепляют к джинсам цепи от собачьих поводков, так же пришивают к джинсам различные нашивки, например с логотипами любимых панк-групп. Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 1950-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. В одежде преобладает стиль «DEAD», то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты (преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями) и т. п. Многие панки делают татуировки. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась
готическая

субкультура
. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти. У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета. Один из принципов готики гласит, что сегодняшний день может стать последним, потому и прожить его нужно соответственно, то есть максимально депрессивно. «Темные замки, мрачные долины — вот наша стихия,- говорят готы. Это очень специфическая красота. Но мы ее чувствуем, а вы боитесь. Потому что мы верим в вампиров, а вы — в дорогие машины». Готы любят мистику и угнетающую тяжелую музыку. Они читают страшные романы, вампирские новеллы, всерьез считают себя вампирами и верят в свое сверхъестественное происхождение. С особой нежностью готы относятся к кладбищам, где по ночам декламируют стихи, пьют абсент и пугают сторожей. Умереть молодым — голубая мечта каждого гота. Для большинства такая игра заканчивается сама собой, но особо впечатлительные могут заиграться, и тогда без помощи
психологов и даже психиатров их бывает трудно вернуть к нормальной жизни. Еще в 2006 году исследователи университета Глазго установили, что молодые люди, которые являются приверженцами готической субкультуры, более склонны к самоубийствам, чем представители других молодежных движений. Готическая субкультура слишком прочно связана с эстетикой смерти, и она особенно привлекает людей с психологическими проблемами. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась
хип-

хоп
культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни. В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали
эмо-

киды
и киберпанки. Субкультура эмо - одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Выражение эмоций — главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек. Имидж эмо : традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики. Для создания этих причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Сумка со значками. Типичные прозвища, используемые эмо в Интернете, очень экспрессивны, например: broken_heart, raped_teddy_bear, lonely_star и т. п.Одежда: Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные
рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMX-еров. Характерная для эмо обувь — кеды, а также слипоны (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку. Наиболее типичная одежда: узкая, обтягивающая футболка. Узкие джинсы чёрного или пепельного-синего цвета, возможно, с дырками или заплатками. Клетчатая косынка-арафатка на шее. Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже встречается одежда унисекс. Для эмо характерны следующие атрибуты: Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками. Значки, прицеплённые к одежде и, иногда, к обуви. Биг-Очки яркой или чёрной расцветки. Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами). Крупные бусы ярких цветов на шее. Мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо-киды вспарывают животы и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с ними остаются дома и спят. Символика: Розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья. Розовый (или чёрный) пистолет или скрещённые пистолеты с надписью «bang-bang» (звук выстрела). Чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне. Футболки с героями детских мультфильмов (например, Микки Маус). Характерные жесты: Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета. Сложить руки вместе в виде сердца. Скривить ноги ступнями внутрь и чуть присогнуть колени.Фотографировать своё отражение в зеркале. Как ни странно, в идеологии эмо немало элементов здорового образа жизни: эмо-киды никогда не употребляют допинги, воздерживаются от случайных половых связей, да к тому же вегетарианцы. Главную опасность для молодежи представляет философия
поклонников эмо, которая заключается в том, что представители эмо "бессмертны и в случае гибели просто меняют внутреннюю форму". В документе, распространенном департаментом образования в школах Нижегородской области, говорится: "Мечта каждого эмо - умереть в ванне от потери крови путем перереза собственных вен в области запястий (считается неким спортом). В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесенные раны". Сами эмо объясняют, что нанося порезы, они не хотят убить себя. Просто за физической болью они отвлекают себя от душевных страданий.
Арт-субкультуры
Большинство молодежных субкультур, не связанных с музыкальными жанрами, произошли из увлечений определенным видом искусства или хобби. Примером может служить зародившиеся в середине 20-го века
ролевое движение
, в значительной степени связанное с фантастикой и фэнтези. В России с ролевым движением также связано игровое сообщество. Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме, который в итоге перерос в субкультуру
отаку
. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой, аниме. Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление - «махо седзе» - девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление - это «муняшки» - поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только молодые девушки до 17-18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.). Причины для беспокойства у родителей, чьи дети стали поклонниками аниме, есть. Чрезмерное увлечение японской мультипликацией, в которой иногда бывает более чем достаточно насилия и эротики, выливается в патологические формы, в частности в необоснованную агрессивность.

Граффити
. Слово граффити – итальянское, переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро – при помощи баллончиков с краской, изредка – маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы. Граффити впервые появилось в Америке в конце шестидесятых годов как часть уличной культуры. Все это началось с обыкновенных тэгов. Tag – дословно переводится как «отметка». В Нью-Йоркском метро оставляли вот эти тэги для того, чтобы обозначить свое присутствие здесь. На сегодняшний день то же самое происходит в Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают. Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом, культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов...Так же, как и у любого искусства, у графферов есть свои личные стили «письма». Еще райтеры рисуют разных персонажей – как своих, так и из мультфильмов и комиксов.
Интернет-сообщество и интернет-культуры
С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо- сообщество Фидоне́ т (от англ. FidoNet, /ˈfaɪdəʊnɛt/; коротко Фидо́ ) — международная любительская компьютерная сеть, построенная по технологии «из точки в точку». Нередко хакеров относят к субкультуре.
Индустриальные и спортивные субкультуры
В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).
Яппи
– молодёжная субкультура, представители которой ведут
активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» – успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином – это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, – это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр «с репетицией». Но даже это не рекомендуется. О жизни яппи лучше всего узнавать из журналов, которые яппи сами для себя издают. Тиражи этих изданий крошечные, и распространяются они, в основном, среди своих.
Диггеры
Диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи. К спортивным субкультурам можно отнести
футбольных

фанатов
.
Экстремалы
– те, кто любят жизнь как никто другой, но
готовы рисковать снова и снова ради незабываемого чувства свободы. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся
скейтбординг
,
сноубординг
,
парашютизм
,
скалолазание
и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.
Паркур
– это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией. Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий». А слово «трейсинг» произошло от французского traceur – человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия».
Роллерами
называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться.
Байкеры
. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла « Harley-Davidson».Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки». Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате
чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире, и с тех пор появилась нашивка «1%»
Контркультуры
Старейшей является
контркультура преступного мира
. Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки»), от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто
гопников
(«хулиганы») относят к представителям уголовной субкультуры (обозначение представителей городской прослойки молодёжи, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, часто происходящей из неблагополучных семей). Однако сами гопники не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным. Чаще всего гопника можно увидеть в спортивном костюме. Их головной убор - кепка-таблетка или «кэпка-восьмиклинка» (типичную гопницкую кепку также иногда называют «утка»). На ногах туфли, с длинным носом, иногда с тупым, или кроссовки, У гопников совсем нет того, что мы называем культурой или культурным поведением – они бестактны и агрессивны. Смотрят на других в упор, хамят и лезут в драку при любом удобном случае. Клубы и дискотеки они посещают именно с этой целью. У них нет интеллектуальных развлечений и интересов, они не работают – живут за счет грабежей или мелких подачек. Соответственно их родной язык – мат, огромное количество жаргонизмов и слов-паразитов. Так же гопы склонны к приобретению вредных привычек, таких как курение, алкоголь, наркотики. Еще один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры
скинхедов
. (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова, дословно переводится как " бритоголовые") Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к
радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды), и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями. В начале 1980-х годов представители этого движения часто украшали свои тела татуировками в виде свастики. Скины заузили брюки, обрезали воротники, сняли значки, а ноги обули в строительные тяжелые ботинки. Так установился стиль одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, было приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, прочные, дешевые, на которых плохо видны кровь и грязь, шнурованные тяжелые армейские башмаки на толстой подошве, являющиеся оружием в драке и удобные для бега, короткие куртки - "бомберы" без воротника, для того чтобы противнику не за что было ухватиться, стриженая или бритая под ноль голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких значков, очков, никаких погончиков, сумок, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые - символ того, что скины сражаются за Белую Расу. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Проповедуют культ сильной личности, расизм, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. « стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала « cтильно», за что и получили презрительное
определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли. «Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская
хипповская
субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два- три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов. Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».
Почему появляются молодежные субкультуры? Давайте

подумаем, почему же молодые люди попадают в такие

группировки? Каковы причины?
Субкультура - это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят, - это стать приверженцем какой-либо субкультуры. По мнению Кона И.С., основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.
Как вы думаете, нужны ли вообще какие – то субкультуры?

Я считаю, что каждый человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди, как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями. Разбираясь в субкультурах, поймете, кого нужно бояться и обходить стороной, к кому не надо попадать во влияние, а с кем наоборот, очень интересно общаться. В каждой субкультуре бывают разные люди. Кто-то плохой, кто-то хороший, кого-то заставила жизнь стать частью андерграунда, а кто-то пошел туда намеренно. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…
Вернемся к началу. Есть ли опасность стать пленником

субкультуры? В чем она?
Факторы субкультурной активности: Уровень образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов) Возраст (пик активности 16-17 лет, к 21-22 годам она резко падает) Место жительства (движение неформалов более характерно для города, чем для сельской местности)
Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми?

Почему?
Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. + новые друзья общение по интересам расширение кругозора самоутверждение возможность выделиться -
депрессия отверженность другими возможна угроза здоровью конфликты с родителями и др.
Какие люди обычно входят в субкультуру?
Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.
Прежде чем позволить увлечь себя в неформальные молодежные

субкультуры, подумай:

Действительно ли это так интересно для тебя?

Насколько это тебе необходимо?

Насколько это безопасно для тебя?

После сегодняшней беседы вы бы захотели вступить в какую –

либо субкультуру?
Сколько вас здесь присутствует, столько и разных мнений. Мы все разные, но это и хорошо. Представьте, если бы мы все были одинаковые. Наверное, было бы очень скучно. Поэтому главное условие нашего мирного сосуществования – терпимое отношение
друг к другу. Необходимо постараться понять и принять другого человека, независимо от его увлечений и, может быть, принадлежности его к какой-либо субкультуре. Не стоит высмеивать, наказывать, давать оценки, критиковать, но с другой стороны, необходимо критически оценивать и примерять к себе (не кидаться в крайности). Мы разные, но мы не должны враждовать и притеснять друг друга. Главное правило людей: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!» Мы с вами сказали, что у каждой субкультуры свои атрибуты. А я предлагаю вас создать «амулет счастья». Из веревочек трех цветов сплетите амулет и наденьте на руку, пусть настроение после нашего классного часа не покидает вас, а амулет счастья приносит только удачу. Плетение амулетов.
Как вы оцениваете мнение публициста?
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»: 1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием. 2. Более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали. 3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания. Вверх