"Способы рефлекторного массажа для детей раннего возраста"

Автор: Белёва Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №27
Населённый пункт: город Первоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Способы рефлекторного массажа для детей раннего возраста"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Рефлекторный массаж
Под рефлекторным массажем понимается массаж биологически активных зон на стопах и кистях рук. В рефлексотерапии работа идет не с точками, а с зонами на теле человека, которые посредством нервных связей связаны с теми или иными органами и системами организма. Рефлексотерапия может быть освоена любым интересующимся человеком без каких-то серьезных затрат времени. Всерьез повредить здоровью при использовании методов рефлекторного массажа и самомассажа практически невозможно. Это очень эффективный метод активизации обменных процессов в организме, снятия внутреннего напряжения с внутренних органов и систем организма, а так же прекрасный и простой метод диагностики состояния организма. В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием ребенка
в целом. Деятельность малыша формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:  поглаживание,  растирание,  лёгкое надавливание,  пощипывание,  похлопывание,  сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. Используются упражнения:  катание одного грецкого ореха или шарика,  катание ребристого карандаша,  имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,  сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. Рефлекторный массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физкультминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3- 5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки. Рефлекторный массаж способствует развитию у ребёнка:  Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;  Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;  Внимания и усидчивости;  Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;  Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Рисование пальчиками – это один из видов эффективного рефлекторного массажа. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со
всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учится самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления. Руки и пальцы — это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Рисуем ладошками

Для этого лучше налить слегка раз веденные водой краски в пластико вые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ла дошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ла донью разные линии, закраши - вать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечат ком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка. Ладошкой можно мазать, ри совать и печатать любые абст ракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам не достающие элементы, можно воплотить любые задумки. Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу Вам, не тая, Руки всем нужны, друзья. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост.
Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Пузыри пускает рыбка Под водою без конца. Как ей это удается, Нет ведь мыла, нет кольца? Ладошка, с разведенными паль чиками, смотрящими вниз, по зволит увидеть в рисунке медузу, если дорисовать ему глазки и ротик.
Море играет, море зовёт Большая медуза за мною плывёт. Медузинки-крошки за мною спешат, А наши ладошки рисуют медуз-малышат! С помощью отпечатков ладо шек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полу кругу - ежика и опушку из травы.
Сонышко светит, трава на земле. Красивые цветочки в нашем дворе И тянутся цветочки высоко в облака И радует детей эта краса! Сонышко светит, трава на земле. Яблочки есть в нашем дворе И птицы летят высоко в облака И ёжика радует эта краса Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга.
Солнышко играя В лучиках дождя, Радугой сверкает, Красками маня. То связал вдруг вместе Речки берега Мостик поднебесный – Радуга-дуга! Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток петушка, если дорисовать им лапки и точки на крыльях.

Рисуем пальчиками.
Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками,
можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра.
Ещё один вариант: когда взрослый рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает.
Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.
Так же интересно с детьми рисовать кляксами. Казалось бы, что о них говорить. Эти неуправляемые капли либо превращаются в полный хаос, либо становятся шедевром. Это как повезет. Зная небольшие хитрости и приемы,
вы сможете контролировать вашу кляксу так, как вам хочется. Так же интересно будет ребятам помять салфетки, с помощью которых можно создавать интересные объемные «картины». Игра «Бумажный мячик»
Между прочим, можно поиграть с бумажными комочками как с мячиками. Поиграйте в метких стрелков, бросая их в мишень на стене. Задача – забросить в лежащий на полу обруч, корзину, шляпу и т.д. наибольшее количество бумажных шариков. Для усложнения задания увеличивайте расстояние до цели. Просто перебрасывайте друг другу шарики, соревнуйтесь – кто выше подбросит, жонглируйте ими. Потерялась
варежка
Маленькая Варюшка Потеряла варежку – Варежку пуховую, Совершенно новую. Так же один из вариантов - это изготовление работ из природных материалов.
Дети очень любят выполнять детские поделки из природного материала. Они с удовольствием собирают красивые осенние листья, гладкие каштаны, крепкие желуди, цветы, колоски, сухую траву, мох. Что только они не придумывают из всего этого богатства – и аппликации, и композиции, и сказочные сценки и предметы декора, и украшения. Форма, фактура, цвет, величина различных семян – все может стать для ребенка предметом игр и исследований. Семена можно считать, двигая одним пальчиком. Передвигая семена, менять пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), менять руку (левая, правая). Семена и косточки можно выстраивать в ряд, по размеру, цвету, форме, попытаться отыскать у семечка (например, у арбузного) круглый и заостренный конец. Устроить соревнования, кто быстрее передвинет семена слева направо. Подобные игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики малыша, развивают координацию движений обеих рук и обогащают сенсорный опыт. Игры «Бусы, браслеты, колье» Собранный на прогулках природный материал может пригодиться в игре. Можно взять ягоды рябины,, калины, черноплодной рябины, семена яблоки, подсолнечника, тыквы, гороха, фасоль. Сухие семена можно раскрасить краской пальчиками и выложить на листе бумаги различные поделки. Нанизанные бусы из природных материалов (только неокрашенные) зимой будут прекрасным угощением для зимующих птиц, поэтому сохраните их до сурового времени года. Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и
верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь" Рекомендация для родителей. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Не выбрасывайте «шедевры» маленького художника! Их можно оставить на память. Малыш будет расти, создавать новые творения, а образцы его первого творческого опыта с годами приобретут все большую и большую ценность. Храните рисунки в хронологическом порядке, это поможет вам увидеть, как менялись манера письма, темы и сюжеты, как появлялись новые цвета и формы. Работы смогут многое рассказать вам и о развитии ребенка, и об изменениях его характера, настроения. Иногда выводы заставляют о многом задуматься.