"Таинственная Родина моя"

Автор: Бабина Людмила Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №91
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка с презентацией
Тема: "Таинственная Родина моя"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подробный конспект урока. (размещается только в папке с конкурсным материалом)
Организационная информация
Тема урока Таинственная Родина моя, Прадедовская Киевская Русь! Предмет история Класс 10 класс Автор/ы урока (ФИО, должность) Бабина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания Образовательное учреждение МАОУ-СОШ №91 Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Уральский федеральный округ Республика/край Свердловская область Город/поселение г. Екатеринбург
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия) Лабораторное занятие. Урок персонифицированного анализа. Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)
Когнитивные
(познавательные): - формировать представления о деятельности первых русских князей, целях и результатах этой деятельности в процессе складывания и развития Древнерусского государства.
Операционные
(развивающие): - систематизировать и обобщить знания о Вещем Олеге, Игоре Старом, Ольге и Святославе; развивать широкий спектр аналитических умений: умения применять картографические знания; умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково – исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.
Ценностные
(воспитательные): - воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей; подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий «честь», «добро», «вера»; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов); способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Задачи урока (мероприятия, занятия) - проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; выяснить особенности правления первых русских князей и оценить их вклад в развитие нашего государства. Используемые педагогические технологии, методы и приемы - индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа; - решение проблемной задачи; - дискуссия; - обобщение и конкретизация, сравнительный анализ (таблица «Деятельность первых русских князей»; - персонификация; - элементы игры; - тест. Время реализации урока (мероприятия, занятия) 90 минут Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Навыки работать в команде, выполнять различные роли. Умение планировать предстоящую работу в группе и индивидуально; корректировать план в ходе формирующего оценивания работы. Умение оценивать имеющиеся знания и умения, определять недостающие. Умение находить необходимую информацию в разных источниках, отличать главное от второстепенного (анализ). Учащиеся в ходе урока приходят к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, и главный итог урока в том, что они задумались над вопросом сосуществования нравственности, долга, власти. Необходимое оборудование и материалы компьютер, карта «Древняя Русь IX-XIIвеков», мультимедийный проектор, мультимедийная презентация с иллюстративным материалом, материалы для индивидуальной работы учащихся, «звездочки», ватман с именами первых русских князей. Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) - Материалы для обсуждения в группах: Н. М. Карамзин. История государства Российского; - Отрывоки из летописи «Повесть временных лет»; - В. Тяптин Стихотворение «Князь Рюрик»; - Лист-рефлексии Список учебной и дополнительной литературы Баландин Р.К. Всемирная история: 500 биографий: знаменитые правители, полководцы, народные герои… - М.: Современник, 2000. Вернадский Г.В Киевская Русь. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996г. – 448стр. Иловайский Д.И.История России. Становление Руси. Серия «Актуальная история России»- М.: «Чарли», 1996г.
Сахаров А.Н, Буганов В.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова/. (любое издание); Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. – СПб.: Издательство «Питер»- 1999г.- 352 стр Щукин А.Н. Знаменитые россияне: биограф. справ.- М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. А. Н. Кирпичников, статья в Интернете на сайте oldladoga
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия)

деятельность учителя

деятельность учеников

Мотивация учащихся.

1. Организационный момент.
Приветствие. - Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.
Вступление учителя:
«Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову!» Титульная страница урока На доске эпиграф: «Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первее княжить, и как русская земля стала развиваться». Нестор Проверка готовности к уроку. Гиперссылки позволяют перейти к следующим страницам.
2. Разминка.
Повторение ранее пройденного материала 1.Работа с картой. «Кто больше вспомнит?» 2. Вопросы: - Как назывался торговый путь, связывающий два экономических центра – Новгород и Киев? - Почему он так назывался? - Какого было значение этого торгового пути и почему? - Покажите на карте этот торговый путь. - Назовите не менее 3-х объектов, Учащиеся показывают на карте «Древнерусское государство IX - Xвв.» и вспоминают названия восточнославянских племен, упомянутых летописцем Нестором в «Повести временных лет». Показывают на карте торговый путь.
через которые проходил торговый путь.
3. «Погружение» в новую тему.

- О чем, по-вашему, должна идти

речь, когда говорят о

государственности России?
Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития. И сегодня мы будем говорить о становлении российской государственности, об основателях нашего государства, о первых правителях земли русской. Ответы учащихся. Ответы учащихся: -Символы государства -Основные события -Правители -Личности
4. Целеполагание

"В лето 6370 (862) изгнали варягов за

море, но не дали им дани, и стали

владеть сами собой.

Но не было среди них правды, и встал

род на род, и началась у них

междоусобица. Они сказали себе:

- Надо князя найти, чтобы владел

нами и судил по праву.

И пошли они за море к варягам.

- Земля наша велика и обильна, а

порядка в ней нет. Приходите

княжить и владеть нами. И

избрались трое братьев со своими

родами, и взяли с собою всю русь,

пришли и сели в славянских землях».

- В каком своем великом

произведении монах Нестор

написал эти строки?

- Какие вопросы содержит в себе

эпиграф к нашему уроку?
Сформулируете цель урока. Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX века. Династия Рюриковичей…. Первые русские князья…. Кто они? Что их характеризует как личность, как государственного деятеля? Каковы основные направления их внутренней и внешней политики? «Повесть временных лет» Формулируют цели урока: 1. Откуда есть пошла русская земля? 2. Кто стал в Киеве первый княжить? 3. И как русская земля стала развиваться? Объектом гиперссылки является текст Плана урока. Объектом гиперссылки является текст Выполни задание. Проверь себя - Выполняется в конце урока (При нажатии на текст всплывает окно с вопросом «Открыть файл»? Необходимо нажать «OK» ). Учащиеся записывают тему урока, задание
flesh_тест.rar

)

Знакомство с планом урока.
Постановка проблемного задания.
-Почему и как образовалось государство у восточных славян? -Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.
5. Организация работы в группах
Предлагаю распределиться на 5 групп. Каждая группа получает задание подготовить материал об одном князе: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Провожу инструктаж (правило работы в группе, распределение ролей, объем времени на работу в группе, способы добывания информации, форма презентации образовательного продукта, критерии оценки) Ребята определяются в группы. Распределение ролей: -Историк -Лингвист -Литературовед Ребята договариваются, в какой форме будут представлять конечный результат Гиперссылка «портрет» - переход к другим слайдам презентации.
1.

Работа в группах
Задание группам: 1. Таблица «Деятельность первых русских князей». 1.Заполнить таблицу, которая состоит из трех частей: имя князя, основные направления внутренней политики, основные направления внешней политики. Ответы учащихся. Доказать свою точку зрения.
2
.
«Поспорь с историком». Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского», характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. (Материалы для обсуждения в группах).  Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.  Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства. Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения.
2.

Защита групповой работы
Творческий отчет групп по результатам предварительной самостоятельной работы. Вырабатываются критерии оценки деятельности первых русских князей: интересы государства, личные мотивы, долг и честь, морально-нравственные принципы, общечеловеческие ценности и т.д. Каждое выступление сопровождается слайдами, на Группа учащихся приступает к защите мини- проектов, характеризующих киевских князей, как личность и основные направления их внешней и внутренней политики: Рюрик,Олег, Игорь, Ольга, Святослав (если позволяет время, можно рассказать о легендах, связанных с именами князей). Эффект анимации «Свертывание и исчезновением» - работа с иллюстрациями Например: составить рассказ, описать событие, написать эссе.
которых расположены задания всему классу.
1.Образование Древнерусского

государства.
Чтение стихотворения «Князь Рюрик». Читая стихотворение – пропускаю слова
А. Рюрик.

- Поразмыслим: является ли

призвание варягов началом

существования государства?

Зачитывается стихотворение о

легендарном князе Рюрике.
ТЕКС
Т

- Что мы о нем узнали из

стихотворения? Что можем

добавить?
Отрывок летописи.
«….сел старший, Рюрик, в Новгороде,

а другой, Синеус, — на Белоозере, а

третий. Трувор, — в Изборске. И от

тех варягов прозвалась Русская земля.

Новгородцы же — люди новгородские

от рода варяжского, а прежде были

словене. После же двух лет умерли

Синеус и его Трувор. И принял всю

власть Рюрик и стал раздавать

мужам своим города — тому Полоцк,

этому Ростов, другому Белоозеро.

Варяги в тех городах — пришельцы, а

первое население в Новгороде —

словене, в Полоцке — кривичи, в

Ростове — меря, в Белоозере — весь, в

Муроме — мурома, и теми всеми

владел Рюрик.»

Вопрос:
- Могли ли славяне образовать государство? Опираясь на фрагмент источника, приведите не менее трех аргументов, позволяющих утверждать об этом.
Б. Теории создания

Древнерусского государства
 Норманнская теория.  Антинорманнская теория Рисунок является гиперссылкой Ребята вставляют пропущенное слово в тексте. Учащиеся в группах знакомятся с текстом источника «Повесть временных лет» и отвечают на вопросы. Гиперссылка текст Теория создания государства
- Почему в настоящее время «норманнская теория» является несостоятельной?
- К каким выводам мы пришли?

В. Вопрос: Каковы причины

возникновения государства?

2. Рассказать о князе Олеге

Задание:
Построить рассказ по содержанию иллюстраций. В
опросы
: - Покажите на карте племена, включенные Олегом в состав государства.
- Какие последствия имели

военные и торговые походы руссов

в Византию?
Ответы учащихся: 1.«Государственность невозможно навязать «сверху» 2. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества 3. Варяжские князья начинали править в уже существующих городах Ребята объясняют объективные и субъективные причины появления государства Работа с учебником,
§3,
стр.40-41 Используя текст учебника и дополнительные сведения, ребята, рассказывают об Олеге, о присоединении к Новгороду Киева, убийстве Аскольда и Дира. Подчеркивают значение деятельности князя Олега. Используется эффект анимации «Проявление с увеличением». Появляется и исчезает фрагмент по щелчку. Курсор необходимо навести поочередно на иллюстрации в таблице на слайде. Гиперссылки Выступление: -Историка -Лингвиста -Литературоведа Учащиеся делают вывод, подчеркивая смысл деятельности князя Олега Начало Киевской Руси положил Олег, захватив Киев. Перенеся столицу в Киев («мать городов»), князь Олег не только объединил Новгород (Север) с Киевом (Юг), но и совершил цивилизационный выбор, ориентируя Русь на Византии. Работа с учебником,
§3,
стр.48-50 Ответы учащихся: - собирал русские земли;

3. Князь Игорь.

-
Древней Руси повезло на умных и энергичных правителей, что подтвердил и Игорь своим правлением, докажите это….
Работа с картой. Княжение Игоря.
-В чем выражалась зависимость восточнославянских племен от киевского князя?
-Что такое полюдье?
Учащиеся знакомятся с текстом «
Повести временных лет
»:
«И стал Игорь замышлять поход на

древлян, желая взять с них больше

дани.

В лето 6453(945).

Сказала дружина Игорю:

- Отроки Свенельда изоделись

оружием и одеждой, а мы наги.

Пойдем, княже с нами за данью, и ты

добудешь и мы. И послушал их Игорь:

пошел к древлянам за данью и

прибавил к прежней дани новую, и

творили насилие над ними мужи его.

Взяв дань, пошел Игорь в свой город.

Когда же шел он назад, поразмыслив,

сказал дружине своей:

— Идите с данью домой, а я

возвращусь и похожу еще.

И отпустил дружину свою домой, а

сам с малой дружиной возвратился,

желая большего богатства. Древляне

же, услышав, что идет опять,

держали совет с князем своим Малом:

— Если повадится волк к овцам, то

выносит все стадо, пока не убьют его.

Так и этот: если не убьем его, то всех

нас погубит.
- сумел договориться с печенегами; -основал колонию на Таманском полуострове; -941г. и 944г. – походы на Константинополь. Гиперссылка «Полюдье» Ответ: Объезд подвластных земель, с целью собрать дань Вывод; Сбор и сбыт полюдья был главной задачей киевских князей. При открытии файла Полюдье - используется звуковой эффект. Работают с документом.

И послали к нему, говоря:

— Почто идешь опять? Забрал уже

всю дань.

И не послушал их Игорь. И, выйдя из

города Искоростеня, древляне убили

Игоря и дружину его, так как было их

мало. И погребен был Игорь, и есть

могила его у Искоростеня, в

Древлянской земле, и до сего дня»

Вопросы:
1.Почему древляне восстали против власти Киевского князя? 2.Какие выводы должен был сделать из этого мудрый правитель?
4. Княгиня Ольга. Презентация

Power Point

Задание:
- Придумать название иллюстрациям. - Найти в тексте строки, комментирующие данные иллюстрации
-Почему Ольга приняла

христианство?

5. Святослав.
- Составьте исторический портрет Святослава. - Совершите воображаемое путешествие по исторической карте вместе с дружиной князя Святослава. Укажите направление походов и результаты сражений, отметьте, какова была судьба завоёванных земель. Ответы: Историка (о принятии христианства Ольгой). Лингвиста – новые слова и выражения (монотеизм, политеизм, церковь и т.д.) Искусствоведа – произведения живописи, скульптуры. Работа с учебником,
§4,
стр.54-60 Укрепление Древнерусского государства. Походы на Восток. Противостояние Византии. Используется эффект анимации «Проявление с увеличением». Появляется и исчезает фрагмент по щелчку. Зелёный прямоугольник является гиперссылкой Ответы учащихся.
- Рассмотреть иллюстративный ряд
6. Социальные отношения в

Древнерусском государстве.
- Что из себя представляло древнерусское общество? -Объяснить составление схемы - Вставить пропущенное слово Используется эффект анимации «Проявление с увеличением». Появляется и исчезает фрагмент по щелчку. Выступление лингвистов. Дружина (старшая, младшая, вои, холоп, челядь) Это «Военная демократия». Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной. Эффект анимации «Проявление с увеличением» Вече Князь Дружина Воеводы
8.Проверка усвоения изучаемого

материала.
1.Проверяем таблицу в тетрадях. Мне кажется, мы расширили нашу задачу, и кроме основных направлений политики еще и много нового узнали о князьях как о личности, услышали легенды, связанные с их именами. 2.Экспресс-опрос - Объявил Киев «матерью городов русских»? - Упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты? - Обязал Византию платить дань и признать за Русью продвижение к устью Днепра и на Таманский полуостров? - Сжег столицу древлян Искоротень? - Перенес резиденцию из Киева в Переяславец? - Повысил престиж Руси не военными походами, а дипломатией? - Получил нарицательное прозвище «вещий»? - Участвовал в кровопролитном Зачитывают результаты своих записей. Обсуждение. Учащиеся быстро отвечают на вопросы.
сражении с Иоанном Цимисхием? - Первым принял крещение? - Принял смерть от коня своего?
9.Подведение итогов.

Подведем итог лабораторной

работе.
1.Что же было общего в деятельности первых русских князей а) внутри станы, б) за пределами страны? 2.Предлагаю построить рейтинговую шкалу результативности деятельности древнерусских князей Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава
Вывод. Возвращение к эпиграфу

урока.
Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в «Повести временных лет». В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны. Проблемное задание, поставленное в начале урока: -Почему и как образовалось государство у восточных славян? -Каковы основные этапы формирования единого государства? Анализируют, обобщают. К доске прикреплен ватман с именами первых русских князей. На столах у ребят «звездочки», прикрепляя их к доске, они, таким образом, высказывают свою точку зрения. Свой выбор объясняют. Формируется представление о личности
10.Рефлексия
-Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Что хотели бы изменить? Какой была работа в группе? Справились ли с ролями? Какие приращения произошли? С чем уйдете с урока? Самооценка участников урока –
«корзина настроений»
. Оранжевый жетон – «Я хорошо работал, помог своей команде». Зелёный жетон – «Мне было интересно, но знаний не хватило». Синий жетон – «Я был пассивен. Мне не интересно». Ответы учащихся. Каждый участник урока выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и опускает в прозрачную вазу, стоящую на столе учителя.
11.Домашнее задание.
1. Выписать все новые слова и выражения. 2. Создать презентацию в программе
Power Point
3. Сочинение-размышление Запись домашнего задания по выбору ученика.
«Влияние Древнерусского государства на современный мир» Промелькнули перед глазами страницы истории. Но нам многое ещё предстоит узнать.
Благодарю за урок!