"Методологические основы проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"

Автор: Шилина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Яблоневская ООШ
Населённый пункт: Кораблинский район, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методологические основы проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение Яблоневская основная общеобразовательная школа муниципального образования-Кораблинский муницпальный район Рязанской области
Татьяна Геннадьевна Шилина,учитель русского языка и литературы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

2015 г.
1

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Проект. Алгоритм работы над проектом
стр.1
РАЗДЕЛ II. Основные этапы работы над проектом
стр.2
РАЗДЕЛ III. Практическое обоснование работы над проектом
стр.5-7
РАЗДЕЛ IV. Требования к оформлению проектных работ
стр.8-10
РАЗДЕЛ V. Список использованной литературы
стр.11
РАЗДЕЛ I
2

Проект -

работа, направленная на решение

конкретной проблемы,

на достижение

оптимальным способом заранее

запланированного результата.



Алгоритм работы над проектом:

проблематизация
(выявление проблемы, постановка вопроса: «Как? Каким образом»?); 
формулирование темы
(о чём будет проект); 
целеполагание
(цель-проектный продукт); 
планирование
(формулирование задач-шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта); 
реализация
проекта; 
самооценка
и
рефлексия
; 
презентация



РАЗДЕЛ II

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

( с краткой аннотацией)

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1.

Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка , а может направ ляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной пробле мой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 3

2.

Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.
3.

Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблем ных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
4.

Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: • задачи, связанные с теорией (теоре тические задачи: изучить, найти, собрать инфор - мацию); • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент); • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта). При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.


5.

Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6.

План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы долж ны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: • подумать самостоятельно; • посмотреть книги; • спросить у взрослых; • обратиться к компьютеру; • понаблюдать; • проконсультироваться со специалистом; • провести эксперимент; • другие. В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользо вались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации. 4
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети расска зывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъ яснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект». Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.
7.

Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой- то определенной операции; диск с за писью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта. Таким образом, продукт проекта - это материали зованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8.

Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
РАЗДЕЛ III

Практическое обоснование работы над проектом

Проблематизация и формулирование тем

Проблема:
«Как речь характеризует говорящего?»
Тема:
«Пословица недаром молвится» (на примере пословиц в речи людей)
Проблема:
«Как образовались фамилии?»
Тема:
«Какого роду, племени» (на примере изучения фамилий одноклассников) 5

Формулирование цели и постановка задач

Тема проекта:
«Сказка –ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»
Проблема:
«Как создать сказку?»
Цель
:создать сказку
Задачи:
 провести анкету по теме «Сказка» в 5 классе;  дать определение жанра «сказка»;  изучить виды сказок и выявить характерные черты;  придумать сюжет и составить план сказки;  написать и оформить сказку
Продукт
:сказка, художественно оформленная обучающимся
Этап планирования работы

Виды деятельности:
-обсуждение и формулирование темы; -определение цели и задач; -проведение анкетирования и подсчёт результатов; -изучение видов сказок и выявление характерных черт; -составление плана сказки, обдумывание сюжета, определение героев; -написание сказки и редактирование; -написание отчёта о проделанной работе; -подготовка к защите проекта ( составление презентации); -защита проекта 6

Продукт проекта

Выводы (итог) проекта

Шаблон формулирования заключения:
 Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например……………..  Это произошло, потому что ……………………………..  Если бы я начал работу заново, я бы ……………………  В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………………………………….  Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………………………………………….  Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал)………………………….. 7

РАЗДЕЛ IV

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы

Структура

Требования к содержанию
1. Информационный раздел 1.1. Титульный лист  Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).  Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).  Область научных знаний, рассмотренных в проекте.  Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).  Данные о руководителе.  Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).Название населенного пункта и год написания (внизу по центру). 1.2. Оглавление Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. 2. Описание работы 2.1. Введение  Актуальность выбранной темы.  Проблема.  Цель проекта.  Задачи, поставленные для реализации проекта.  План (содержание) работы. 8
2.2. Описание проектной работы и ее результаты  Теоретическая часть  Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)  Назначение и применение проекта.  Выводы  Список использованной литературы, электронные адреса.  Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы). 3. Рефлексия деятельности  Оценивание степени достижения поставленных целей.  Оценивание качества результатов.  Приобретенные умения, знания, навыки.
Требования к презентации

Параметры

оценивания

презентации ученика

Критерии оценивания
Композиция, ее монтаж - Интригующее начало. - Нарастание темпов событий. - Полный калейдоскоп событий. Содержание - Содержание раскрывает цель и задачи исследования. Информация - Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации). - Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса). - Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации). - Отсутствие неопределенности, неоднозначности. - Современность источника. 9
- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса). Текст - Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе). - Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями). - Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено). - Однозначность (единое толкование текста различными учащимися). - Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего). - Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено). - Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Оформление - Заголовки привлекают внимание. - Использование коротких слов и предложений. - Наличие иллюстраций по заданной теме. - Текст легко читается на фоне презентации. - Используются анимационные эффекты. - Все ссылки, анимационные эффекты работают. - Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя. - Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации. - Использование единого стиля оформления. - Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста). - Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий. - Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда. - «Читаемость» шрифта. - Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней). - Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди 10
могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде). - Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).
Требования к буклету

1. Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

2. Размещены наиболее важные сведения.

3. Краткость изложения информации.

4. Достоверность информации.

5. Лаконичность текста.

6. Завершенность.

7. Доступность текста.

8. Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.

9. Разумная достаточность эффектов для привлечения

внимания.

10. Объем информации.

11. Правильно подобранные шрифты.

12. Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.

13. Наличие иллюстраций по теме.

14. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

15. Указание автора и руководителя проекта.

16. Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.

17. Эстетичность оформления.

РАЗДЕЛ V

Список использованной литературы
1.
Взятышев В.Ф.
Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995. 2.
Гузеев В.
Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6 3.
Джонс Дж.К.
Методы проектирования. М., 1986. 4.
Дитрих Я.
Проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981. 5.
Дьюи Дж.
Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. . 6.
Заир-Бек Е.С.
Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995. 11
7.
Ильин Г.Л.
Проективное образование и реформация науки. - М., 1993. 8.
Каганов Е.Г.
Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926. 9.
Килпатрик В.Х.
Основы метода. М.; Л., 1928. 10.
Килпатрик У.Х.
Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925. 11.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.
Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005. 12.
Коллингс Е.
Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976. 13.
Конышева Н.М.
Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. 14.
Круглова О.С.
Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6 12