Автор: Байманбетова Сыйлыхан Русланбиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Значение сенсорного воспитания"
Консультация для родителей
«Значение сенсорного воспитания»
Быть родителями - одно из самых важных занятий в мире. Именно родители
становятся первыми и самыми лучшими воспитателями.
Любовь, понимание понятия «детство», знание каждого периода развития
ребенка делают ребенка счастливым. Ж. Ж. Руссо сказал «Любите детство:
будьте внимательны к играм и забавам ребенка, к его милому инстинкту».
Ребенок - это маленький исследователь. Он наделен такими возможностями,
которые есть только у ребенка. Он всем телом впитывает в себя всю
информацию, как губка. У него есть внутренние помощники, которые
помогают ребенку развиваться. Главное - создать определенную среду и
свободу выбора в ней, чтобы ребенок мог себя в ней познать.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и
формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для
интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение,
память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует
усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный,
синий, жёлтый);формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал);
величины (большой, маленький); вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный);
обоняния (запах гари, аромат духов.);времени (секунда, минута, час, сутки,
неделя, месяц, год), также пространственных представлений (вверх, вниз,
право, влево); осязания (гладкий, колючий, пушистый ).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к
предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может
осуществляться не только через предметную, но и через
продуктивную деятельность: рисование, лепка,
аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В
раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы –
устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических
фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль
играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий
уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного
обучения ребёнка в школе.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки
ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для
построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно.
Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги
с изображением окружающих предметов, животных.
Возьмите на заметку!!!
• позвольте ребенку самому выбирать игрушку, не настаивая, но направляя
• обращайте внимание на цвета окружающих его предметов и называйте их
вместе с ним
• делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов.
Например, из игрушек отобрать круглые и квадратные.
• знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в
упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
• если ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и
объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
• обращайте внимание на различие количества групп предметов. Укажите, где
игрушка всего одна, где их много, а где мало.
• слушайте разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных
инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как
рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления
разных видов деятельности, формирования различных способностей.
Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически
включаться во все моменты жизни ребёнка