"Стихии литосферы"

Автор: Григорьева Татьяна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 21"
Населённый пункт: город Н.Новгород
Наименование материала: Методическая разработка урока с использованием технологии проблемного обучения для 6 класса
Тема: "Стихии литосферы"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Разработка урока географии с использованием

элементов технологии проблемного обучения "Стихии

литосферы"
География
Тема урока:
“Стихии литосферы”.
Тип урока
: комбинированный.
Дидактическая цель
: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Цели по содержанию:
а)
образовательная:
способствовать представлению и пониманию стихийных явлений литосферы; б)
развивающая:
создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры; в
) воспитательная:
способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.
Методы:
проблемное изложение материала.
Форма организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения
: учебник: География. Природа и люди. 6 класс, А.И. Алексеев, М. Просвещение 2007, тектоническая карта мира, атлас: География материков и океанов, презентация, интерактивная доска,“Уроки географии” 6 класс (виртуальная школа Кирилла и Мефодия), аудиозапись о землетрясении, опережающие задания, раздаточные карточки.
Оформление доски:
1. Записаны географические термины для повторения: литосфера, вулканизм, лава, полезные ископаемые, литосферная плита, минералы, рельеф. 2. Записаны новые понятия: землетрясение, вулкан, эпицентр землетрясения, очаг землетрясения, жерло вулкана, вулканология. 3. Эпиграф урока:
Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя.

И миллионы лет природа

Лепила самое себя.

С. Щипачев
. 4. Дан план для выделения особенностей землетрясения и действия вулкана (определение, составные части, шкала (типы) и безопасность жизнедеятельности). 5. На закрытой части доски дана схема по основному взаимодействию природных катастроф (дети заполняют самостоятельно в конце урока).

Ход урока:

1. Оргмомент
(1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.
2. Мотивация:

Учитель:
сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой? (Мир камня) Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.
Вспомните:
1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте? 2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной? 3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.
Учитель:
Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить и повторить географические термины (ученики читают термин на доске, и дают определение).
Учитель:
Ребята, подумайте: 1. Каким природным явлением можно объединить смерчи, ураганы, наводнения? (стихии природы) 2. Какую оболочку земли мы изучаем? (литосферу) 3. Как называется тема нашего урока? (дети называют тему урока и записывают ее в тетради, а учитель на доске).
3. Объяснение нового материала.

Учитель:
Прежде, чем мы приступим к изучению стихий литосферы, послушайте рассказ человека об одной из стихий (аудиозапись).
Вопрос:
1. О какой стихии литосферы идет речь? (землетрясение) 2. Какое стихийное явление произошло в ночь с 23 на 24 октября 2006 года в Японии? (землетрясение) 3. Что вы знаете об этом явлении природы? 4. Как люди в древности представляли это грозное явление? (опережающее задание)
Учитель:
- Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.
- Из моего рассказа выделите
ключевые слова
, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику стр. 60)
Учитель:
По данным ЮНЕСКО ежегодно на Земле происходит примерно 20 катастрофических, 150 разрушительных, примерно 7 тысяч сильных, 19 тысяч умеренных, 150 тысяч слабых и несколько млн. неощутимых человеком землетрясений.
Проблемный вопрос
: В чем опасность землетрясений? (рассуждения учащихся)
Учитель:
- Землетрясение приближается невидимо, часто ночью, без предупреждения, обрушивается на местность со скоростью молнии и за несколько секунд оставляет за собой разрушения и многочисленные человеческие жертвы. (Землетрясение 2004 года в Японии унесла жизнь 36 человек, более 3 тысяч человек пропали без вести.) - У вас на столе, ребята, в конверте есть карточка, где записаны самые крупные землетрясения. А сейчас откройте учебник стр. 61 (работа с картосхемой): 1. Где чаще всего происходят землетрясения? (места сдвижении и раздвижения литосферных плит). 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и планом на доске, и карточкой, где описана шкала Рихтера (учащиеся дают определения: эпицентр, очаг землетрясения).
Учитель:
- Средняя глубина очага землетрясения 700м, наибольшая глубина была зафиксирована в Индонезии: 720м. - Для определения силы землетрясения японский ученый Вадати в 1931 году предложил шкалу, которую позже, в 1935 году, усовершенствовал Рихтер. Сегодня это 12-ти бальная шкала Рихтера. - Почему японцы первыми создали шкалу, определяющую силу землетрясения?
Проблемные вопросы:
1. Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение? 2. Какова будет сила? (После рассуждения детей идет просмотр фрагмента фильма ВВС “Стихии Земли”).
Вывод:
Человек должен знать меры безопасности при стихийных бедствиях ( каждый ученик получает памятку). 3. Как вы думаете, какие меры осторожности вы должны соблюдать, если живете в районах высокой сейсмичности? (после рассуждения детей, проверяется правильность рассуждений по рубрике “Это полезно знать” стр. 61 учебника).
Учитель:
- А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровьесберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава). - О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм) - При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм. - Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

Учитель:
На земле насчитывается около 2,5 тысяч вулканов, 800 из них действующие (есть свидетельства их извержения).
Работа с учебником:
1. По карте в учебнике стр. 61 найдите зоны распространения вулканов. 2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).  Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).  Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).  На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).  Найдите и назовите несколько крупных вулканов.
Учитель:
Так что же такое вулкан? (Учащиеся работают со схемами учебника стр.62 и планом, записанном на доске; записывают в тетрадь новые слова и определения)
Учитель
: - Извержение вулкана сопровождается гулом, грохотом, если вершины вулкана покрыты снегом, снег тает, и с гор сходят грязевые потоки (от селей больше жертв, чем от лавы). - Интенсивность и мощность вулканов неодинакова. По продуктивности извержения и мощности их делят на 4 (в некоторых источниках на 6) типов – типы вулканов показаны на настенном плакате: Гавайский (щитовой), Везувианский, Катмайский, Вулканский.
Показ
фрагмента виртуального урока “Вулканы”.
Обсуждение
каждого типа вулкана, а в тетрадь дети записывают продукты вулканизма: (Лава, пар, вулканический пепел (тефра), ядовитые газы (фтор и углекислый газ), вулканические бомбы.)
Учитель:
Какой город в 79 г н.э. был погребен под слоем пепла (высота более3 метров)? – Помпеи (учащиеся знакомятся с данными самых мощных вулканов по раздаточному материалу).
Учитель:
- Ребята, складывается впечатление, что вулканизм – это природное явление исключительно враждебное человеку или я неправа? - Заметили ли вы, что в районах действующих вулканов высокая густота заселения? - Вулканологи проникая в тайны огнедышащих гор доказали, что все оболочки земли за миллиарды лет образовались из продуктов вулканической деятельности.
Проблемный вопрос:
В чем положительные моменты вулканизма? (рассуждения учащихся)
Вывод учащихся:
1. Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур; 2. Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.
3. Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов. 4. Здесь располагаются минеральные и термальные источники. 5. От вулканической деятельности зависит хозяйственная деятельность человека.
Учитель:
- Иногда вулкан перед извержением издает гул, выбрасывает пар, как бы предупреждая население об опасности. А на острове Ява на кануне извержения расцветает королевская примула и люди спешат в безопасное место. - Какова главная мера безопасности? (эвакуация). - Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма). - В чем опасность цунами? (рассуждения детей).
Вывод учащихся:
В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).
Учитель:
- Ребята, какой вы можете сделать вывод о связи земной коры и стихиях литосферы? (дети дают определение и записывают вывод в тетрадь) –
Районы сдвижения и раздвижения литосферных плит и разрыва земной коры совпадают с

районами землетрясений и вулканизма.
- Начертите указанную на доске схему взаимосвязи природных катастроф в тетрадь. - Вы видите, что в схеме стоят знаки вопроса. Значит, есть еще какие – то природные катастрофы, приводящие к стихийным бедствиям. Итак, записываем
домашнее задание:
 по тексту учебника завершите схему;  составьте памятку туристу, отправляющемуся на Камчатку.  выполните задание № 4 в рабочей тетради на стр.25.
4. Закрепление материала
:
Вариант №1.
1. Сколько типов вулканов выделяют ученые? Ответы: а) 4, б) 6, в) 8. 2. Какие природные стихии связаны с движением земной коры? А) наводнения, б) смерчи, в) землетрясения, г) ураганы, д) вулканизм. 3. Средняя глубина очага землетрясения. Ответы: а) 700 м, б) 800м, в) 900м 4. Определите: Конусообразная гора с кратером на вершине – это? 5. Самый крупный вулкан Евразии это: а) влк. Котопахи, б) влк. Килиманджаро, в) влк. Ключевская Сопка
Вариант № 2.
1. Определите: Мгновенный разрыв и смещение блоков земной коры – это…?
2. Какие движения происходят в земной коре во время землетрясения: а) сдвиги, б) разрывы, в) провалы. 3. Сколько на земле действующих вулканов? а) 600, б) 700, в) 800. 4. Вулканы на географической карте обозначаются: а) точкой, б) звездочкой, в) пунсоном. 5. Самый крупный вулкан Африки: а) влк. Котопахи, б) влк. Килиманджаро, в) влк. Ключевская Сопка.